Давно собирался нарисовать Ягори-юма, а тута и дата была под стать - 6 мая. Так что, дёржитя! В основе фото старика Елисина с пастушьей барабанкой. Деревня Горчуха Макарьевского района, Костромская область. 1977 год.
У нас в Костромском Заволжье крестьяне называли его Егорьевым днём, и он был одним из самых важных праздников. Местами егорьевские обряды сохраняются и по сей день.
В первую очередь это праздник первого выгона скота, найма пастухов и «магической» защиты домашней скотины. Все наше Верхневолжье, и особенно Заволжье, относится к «зоне рискованного земледелия», где выжить только тем, что вырастили в поле, — задача сложная. Поэтому крестьяне искали другие источники дохода: кто-то занимался ремеслом, кто-то — отхожими промыслами (от слова «отходить», то есть работали в другом регионе, вдалеке от дома, как современные вахтовики). Скотоводство порой оказывалось даже важнее земледелия, отсюда и такое значение праздника.
Егорьев день оброс собственными традициями, например календарными (приуроченными к определённым дням) и обрядовыми песнями. Их пели, когда выгоняли на выпас домашний скот и обходили деревенские дворы для сбора угощения. Пение сопровождали игрой на пастушьей барабанке.
В 1975 году, сотрудники Российской академии музыки имени Гнесиных записали в Кологривском районе Костромской области такую егорьевскую песню:
Батюшка Егорий,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку!
В поле и за полем,
В лесе и за лесом,
За горами за крутыми,
За песками за жёлтыми
От лесного зверя,
Волка, медведя.
Лесному зверю
Волку, медведю,
Векушке, куничке,
Зайчику, лисичке —
Пень да колода,
За морем дорога.
Уж как нашей-то скотинке —
Травка-муравка,
Зелёненький лужочек,
Холодный ручеёчек.
В ручеёчке напьётся,
Домой поплетётся.
Ёлусь па ёлусь, меряне! Ягори-атя, Юмалал мись кумалат!