Мерянки-галичанки. 2024.
Андрей Мерянин. Коцырӹк — Скворец. Мерянская мифо-орнитонимия.
Миф - источник живого смысла. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Сон о Великих Матерях.
Андрей Мерянин. Мерянская подвеска - "конёк".
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. "Енан коя вожакна". "У корней большой берёзы".
Громовержец Üma / Volgenče.
Андрей Мерянин. Культурым мыян кяртета ёляй. Сохраняйте нашу культуру живой.
«Тӱн-Пу па Икшен-Мунак» (Древо Мира и Первояйцо)
Пространство мерянских снов.
Андрей Мерянин. Жила-была мерянская девушка. 2024.
Еле — костромская «нечистая сила».  Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.
Андрей Мерянин. «Лунное божество» из Галичского клада.
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024. Андрей Мерянин.
 Кресын палык / Крестное знамение. 2024.
Андрей Мерянин. «Солнечное божество» из Галичского клада.
Vičuga. Постигая предков. (1) Андрей Мерянин.
Мас парфеньевский / Парфеньевский мужик
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.
 Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.
Андрей Мерянин. Ягори-юма. Егорий-бог.
Андрей Мерянин. "Кондызек вижан". "Луговые хозяйки".
Андрей Мерянин. "Пиракан кеце". "Волчье солнце".
Андрей Мерянин. «Души летят / Лилек чектеть». «Пространство мерянских снов».
Культурная археология мерянского мифа. Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. (2) Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Ягори-юма. Егорий-бог.

Давно собирался нарисовать Ягори-юма, а тута и дата была под стать - 6 мая. Так что, дёржитя! В основе фото старика Елисина с пастушьей барабанкой. Деревня Горчуха Макарьевского района, Костромская область. 1977 год.

У нас в Костромском Заволжье крестьяне называли его Егорьевым днём, и он был одним из самых важных праздников. Местами егорьевские обряды сохраняются и по сей день.

В первую очередь это праздник первого выгона скота, найма пастухов и «магической» защиты домашней скотины. Все наше Верхневолжье, и особенно Заволжье, относится к «зоне рискованного земледелия», где выжить только тем, что вырастили в поле, — задача сложная. Поэтому крестьяне искали другие источники дохода: кто-то занимался ремеслом, кто-то — отхожими промыслами (от слова «отходить», то есть работали в другом регионе, вдалеке от дома, как современные вахтовики). Скотоводство порой оказывалось даже важнее земледелия, отсюда и такое значение праздника.

Егорьев день оброс собственными традициями, например календарными (приуроченными к определённым дням) и обрядовыми песнями. Их пели, когда выгоняли на выпас домашний скот и обходили деревенские дворы для сбора угощения. Пение сопровождали игрой на пастушьей барабанке.

В 1975 году, сотрудники Российской академии музыки имени Гнесиных записали в Кологривском районе Костромской области такую егорьевскую песню:

Батюшка Егорий,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку!
В поле и за полем,
В лесе и за лесом,
За горами за крутыми,
За песками за жёлтыми
От лесного зверя,
Волка, медведя.
Лесному зверю
Волку, медведю,
Векушке, куничке,
Зайчику, лисичке —
Пень да колода,
За морем дорога.
Уж как нашей-то скотинке —
Травка-муравка,
Зелёненький лужочек,
Холодный ручеёчек.
В ручеёчке напьётся,
Домой поплетётся.

Ёлусь па ёлусь, меряне! Ягори-атя, Юмалал мись кумалат!

Показать полностью
Техники
1 Лайк
24 Просмотра
20 Май 2024, 00:53
Комментарии 0
Упс

Только пользователи с премиум аккаунтом могут
отправлять сообщения заказчику