Андрей Мерянин. "Пиракан кеце". "Волчье солнце".
Андрей Мерянин. Мерянская подвеска - "конёк".
Андрей Мерянин. Ягори-юма. Егорий-бог.
Андрей Мерянин. "Кондызек вижан". "Луговые хозяйки".
Андрей Мерянин. "Енан коя вожакна". "У корней большой берёзы".
Андрей Мерянин. Коцырӹк — Скворец. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. «Солнечное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. «Лунное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. «Души летят / Лилек чектеть». «Пространство мерянских снов».
Андрей Мерянин. Культурым мыян кяртета ёляй. Сохраняйте нашу культуру живой.
Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.
Андрей Мерянин. Жила-была мерянская девушка. 2024.
Андрей Мерянин. Сон о Великих Матерях.
Мерянки-галичанки. 2024.
 Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.
 Кресын палык / Крестное знамение. 2024.
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024. Андрей Мерянин.
Пространство мерянских снов.
«Тӱн-Пу па Икшен-Мунак» (Древо Мира и Первояйцо)
Громовержец Üma / Volgenče.
Еле — костромская «нечистая сила».  Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. (1) Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. (2) Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. Андрей Мерянин.
Миф - источник живого смысла. Андрей Мерянин.
Культурная археология мерянского мифа. Андрей Мерянин.
Мас парфеньевский / Парфеньевский мужик
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.

Начал рисовать новую серию. Она будет посвящена мерянско-марийской мифо-орнитонимии. В роли птичек будут выступать «птичьи орнаменты» нашего Севера. На базе марийских и северорусских этнографических представлениях о роли птиц в жизни человека и Мира будем реконструировать «птичий пантеон».

В реконструируемом мерянском есть несколько названий ласточки: варакса, чив, паска, цыга, эти формы засвидетельствованы в ономастике и топонимии Верхневолжья. Они напоминают варианты из марийского: вараксим, варасем, вӓрӓсим, вӓрӓсем, варсеҥге, чезек, цӹгак и др.

Исследователь марийских названий птиц В.Н. Васильев считает, что происхождение орнитонима вараксим / варакса неясно. В волжском говоре лугового наречия для номинации всех ласточек употребляется орнитоним чезек. Лексема чезек, цӹгак возводится к финно-угорской общей лексике и сопоставляется с коми чикыш «ласточка», коми-п. чикиськай «ласточка», удм. чечек «трясогузка».

Ласточка – традиционный вестник весны, символ воскрешения во многих культурных традициях. Если северные русские говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает», то марийцы скажут настороженно: Ик варсеҥге шошым ок кондо (Одна ласточка еще не делает весны). Впрочем, постмеряне тоже с ними согласны: «Одна ласточка весны не делает».

В одном из вариантов горномарийской легенды «Свет кого Юма» есть интересный момент. Первый сотворенный Богом человек был без головы.

Бог сделал сначала тело человека, потом пошел за головой. В это время прилетела ласточка, села на место головы и застряла, так как глина еще не высохла. Бог сделал голову и присоединил ее к шее человека, а ласточку не заметил. Поэтому человек начал щебетать как ласточка. Во время сна человека ласточка по-своему начинает говорить, пытается выбраться. Говорят, будто в то время, когда ласточка хочет улететь, пытаясь вытащить из глины свои застрявшие лапки, человеку снятся кошмары. По мнению Ю.А. Калиева, в этой легенде душа человека представляется в облике ласточки.

По представлениям древних марийцев, как пишет Ю.А. Калиев, ласточка спустила всем живым судьбу от Бога и подарила язык человеку, потому что сначала люди не умели говорить.

Показать полностью
Техники
4 Лайка
90 Просмотров
19 Май 2024, 22:48
Комментарии 0
Упс

Только пользователи с премиум аккаунтом могут
отправлять сообщения заказчику