Солнце-красное, Луна-белая, где были?
— На том свете.
— Что ты там видели?
— Еле, мертвых людей
— Что они делают?
— На вас смотрят..
Санда-кеце, Оша-кув, кушо илем?
— Весым пяль валгаж.
— Кӧм тошо нягдам?
— Еле, колемо мерек.
— Кӧм ный вареть?
— Тенан пель ньяветь...
У Ф.И. Буслаева в его «Опыте областного великорусского словаря», изданном Вторым отделением Академии наук. СПб в 1852 году нашел интересное слово еле «нечистая сила» (ударение неизвестно) зафиксированное только в Костромской губернии. Если это не искаженное или неправильно записанное Буслаевым верхневолжское слово ёлс «леший», «черт», в чем есть большие сомнения, то, возможно, это слово может быть связано с мерянской основой ёл-/ел- сохранившейся в словах ярославско-костромского диалекта семантически связанных с понятием «жизнь» и его производными: ёла «удача», неёла «неудача», ёлусь па ёлусь «живи-поживай», «пусть будет и будет».
Эта основа ел-/el- и шире ol-/ил-/ӹл- также дает целый пучок слов в финно-волжских и прибалтийско-финских языках: финск. elaja — «житель», «обитатель», «жилец», финск. Elama «жизнь», эстонск. elu «жизнь», elus «в жизни»; фин. olla «быть», «существовать», olo «пребывание», «нахождение», olento «существо»; мар. йолай «всегда улыбающийся», «жизнерадостный», горно.мар. йолай «улыбка», илаш Г.: ӹлӓш, ӹлӹш «жить», «существовать», «населять что-либо»; иле «живой» (про дерево); мокш. ёлаж «ласковый», «приветливый», «радостный» (перен. «живой», «жизнерадостный»).
По-видимому и в основе верхневолжского слова ёлс «леший», «чёрт» также может лежать корень ёл- «жизнь». Как это часто бывает в мифологии «Хозяин Жизни» Ёлс, после принятия христианства, мог быть низвергнут с «олимпа в пекло», т.е. низведен до статуса дьявола, злокозненного лесного духа. Подтверждением такой версии этимологии теонима Ёлс может являться марийский антропоним Елес м., этимологию которого С.Я. Черных сравнивает с эст. elus «живой».
Вернемся к слову еле «нечистая сила».
В пользу толкования его в качестве именно мерянской традиционной формы говорят доводы лингвогеографии — фиксация оборота исключительно на древней мерянской территории в Костромском Заволжье. Известно, что «нечистая сила» или «нежить» — это общее название для бесплотных «вечных» существ, или существ которые после смерти ведут себя, как живые (заложные покойники, вурдалаки, упыри и пр..). Таким образом, костромская еле «нечистая сила» это вечно скитающиеся по миру, вечно слоняющиеся в пограничье миров сущности, «существующие».
Арт: "Еле". Андрей Мерянин. 2023.
#меря #костромскаяобласть #мифология