Елташ Киршка Ючейел прислал обещанный сюжет, рассказывающий о великанах перекидывающих друг другу топоры/копья.
Легенда принадлежит южным селькупам (группа сюссюкум/сюссыкум), живущих в Максимкином Яру - одном из наиболее древних южноселькупских поселений на реке Кеть (Иштановская инородческая волость Нарымского края).
Местность вокруг юрт Максимкиных в XIX — ХХ в. была окутана фольклорными сюжетами. Так, например, А. Ф. Плотниковым было записано, что «Инородцы указывают на большое возвышение, находящееся против села (от 7—8 саженей, покрытое сосновым лесом) и называют его богатырским островом, на котором в бору будто бы жили богатыри – начальники их некрещеных предков.
«Жили на Кети богатыри. Их было два брата. Жили они по двум сторонам Анги; пилу и топор перекидывали друг другу. У Ибескиных юрт есть гора. Там стоял дом большого богатыря.» Записано Галиной Ивановной Пелих летом 1951 г. со слов селькупа Ермолина Ивана Яковлевича в п. Максимкин Яр, на Кети.
В 1999-м гг. от местного жителя — селькупа из Максимкиного Яра Ивана Карелина — была записана легенда о том, что когда-то жили здесь два богатыря-воина и начали они бороться меж собой:
«Один кинул копьё, и оно не долетело до противника, но в полете прорубило лес и землю, где пролегла потом Кеть и разделила сосновый бор своим руслом. Другой воин кинул топор и также не докинул до противника. В том месте пролегла речка Анга. Кеть и Анга вместе образуют остров, называемый богатырской горой.»
Этот сюжет аналогичен легендарным сюжетам волжских и уральских финнов:
Так, во второй пол. XIX в. Так ростовским историком А.А. Титовым в XIX в. было записано сказание о располагавшихся в окрестностях д. Гусарниково Ростовского уезда курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны»: великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Деболовское (Сарское) городище, бегали, взявшись цепью за руки, от городища к городищу в три минуты, насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили сокровища. Аналогичные мотивы зафиксированы А.А. Титовым в устной традиции находившегося в том же уезде с. Деболы.
Местные предания сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу (пгт Борисоглебский).
Прямые аналогии дают легенды про марийских князей-великанов перекидывающих друг другу топоры на расстояние пяти верст, сказания про родовых вождей коми, братьев-богатырей Палю и Кочу, перекидывающих друг другу с горы на гору топоры, легенда про чувашского Чора-батыря который перекидывался топором со своими товарищами жившими по разные стороны Волги, легенда про великанов из Судомы в Псковской области защищающих свою землю от врагов с помощью огромного каменного топора, который они перекидывают друг другу.
Кроме угров и финнов этот сюжет характерен для балтского культурного ареала, в частности для окских галиндов на территории которых подобное предание бытовало у впадения Угры в Оку, великаны тут так и назывались – «Голяды». Известен он у кривичей в ареале которых отмечен сюжет о двух осилках-великанах, перебрасывающихся с горы на гору одним топором.
Похожее предание известно на Сембе – записанное с обеих сторон (литовской и польской) от полуострова: великаны перебрасывались топором через залив.
По-видимому, некий общий для угров, финнов и балтов архетип, здесь очевиден. Эти аналогии говорят об единых корнях мифологических традиций, о существовании в древности единого этно-культурного источника, вероятно, более древнего чем балтские и уральские языки.
#этнофутуризм #меря #финноугры #мифология