Культурная археология мерянского мифа. Андрей Мерянин.
Мерянки-галичанки. 2024.
Андрей Мерянин. Коцырӹк — Скворец. Мерянская мифо-орнитонимия.
Vičuga. Постигая предков. (1) Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. (2) Андрей Мерянин.
Пространство мерянских снов.
Андрей Мерянин. "Пиракан кеце". "Волчье солнце".
Андрей Мерянин. «Солнечное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. "Енан коя вожакна". "У корней большой берёзы".
Андрей Мерянин. Жила-была мерянская девушка. 2024.
Еле — костромская «нечистая сила».  Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Мерянская подвеска - "конёк".
 Кресын палык / Крестное знамение. 2024.
Мас парфеньевский / Парфеньевский мужик
«Тӱн-Пу па Икшен-Мунак» (Древо Мира и Первояйцо)
Андрей Мерянин. Культурым мыян кяртета ёляй. Сохраняйте нашу культуру живой.
 Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.
Андрей Мерянин. Ягори-юма. Егорий-бог.
Миф - источник живого смысла. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. «Лунное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. "Кондызек вижан". "Луговые хозяйки".
Андрей Мерянин. «Души летят / Лилек чектеть». «Пространство мерянских снов».
Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.
Громовержец Üma / Volgenče.
Vičuga. Постигая предков. Андрей Мерянин.
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Сон о Великих Матерях.
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.

Продолжение серии «Пространство мерянских снов». Сегодня рассказ пойдет о мерянском Ӱма. Ӱма не только Ӓндраш-Варазо (Творец Вселенной), грозный громовержец как финский Jumala (Ukko) и биармский Jomali, но и добрый Минэн-Атя (Небесный Отец).

Обитает Ӱма в своей обители Ӱмбал-вер (Верхнем мире), по некоторым представлениям, состоящей из семи небес, считающейся миром богов. Первоначально слово «юмо» в финских языках значило небо, и в этом смысле оно до сих пор употребляется в некоторых случаях, например, в марийских выражениях юмо волгалтла (небо проясняется); юмо йӱклана (небо гремит); юмо пылайте (небо в облаках). Есть это слово и в мерянской топонимии - Юмбалово (верхнее место), Юминское, Юминской (верхнее). На этой основе реконструированы такие слова мерянского языка как ӱмтӱр (горизонт - край верха), ӱмшунге (мироздание - верхний остров), ӱманки (жертвенник - камень Бога), ӱманпукшыш (радуга - лук Бога).

Ӱма пребывает в своём Минэн перт (небесной избе) на Ширне пӱкон (Золотом троне), откуда ему видны все дела мерäк (людей). У братьев марийцев, как и у эрзян с мокшанами, Ӱма находится за васкан пӹцӹ (железным забором) и за сизем минэк (семью небесами), куда никто не может попасть. Согласно некоторым представлениям, во время грозы Юмо пускает с неба на землю стрелы-камни. Считалось, что он ездит по небу на колеснице с огненными конями, что отчасти сближает его с народно-христианским образом святого Ильи.

Итак, Ӱма может являть нам не только свои грозные лики, но и отеческий - Минэн-Атя. На картине Минэн-Атя улыбаясь взирает на Маа-вер (Земной мир) — Маа (землю), Маска-атя (Отца медведя) которого волжские финны традиционно почитают как покровителя человеческой семьи. Существует множество преданий о родстве человека и медведя, а в фольклоре широко распространен сюжет о брачном сожительстве женщины и медведя. В марийской мифологической сказке Отю и Маска повествуется о том, как девушка Отю пошла с подружками в лес по ягоды, но заблудилась, набрела на избушку, в которой жил медведь, и стала его женой. Прямо как в нашей костромской сказке «Иван медвежье ухо».

На спине Маска-атя сидит Тӱкто-ава (Мать утка) создавшая наш Валгаш (Мир), снесшая на поверхности Инвете Яндраш (Мирового океана) два яйца из которых вылупились два брата Ӱма (мар. Юмо) и Ёлс (мар. Йын). А за ними возвышается крутой холм с Ӱман шилык (Божьим мольбищем).

От Его лика разлетаются божьи птицы-весники, которые в астральных представлениях волжских финнов играли значительную роль. Птицы считались медиаторами между мирами, символами богов (утки, лебеди), ведовства и потусторонних (ворона, галка, грач), вестей от предков (кукушка), плодородия (курица), защиты от мертвецов (петух), образа души (голубь), защиты человека (ласточка), птицы были символами при гадании, использовались в жертвоприношениях, а в ранние периоды были самими божествами.

Арт: Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной. Андрей Мерянин. 2024.

#этнофутуризм #мифология #меря #сны

Показать полностью
Техники
0 Лайков
46 Просмотров
3 Март 2024, 23:28
Комментарии 0
Упс

Только пользователи с премиум аккаунтом могут
отправлять сообщения заказчику