Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.
Vičuga. Постигая предков. (2) Андрей Мерянин.
Еле — костромская «нечистая сила».  Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. (1) Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. "Пиракан кеце". "Волчье солнце".
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.
Миф - источник живого смысла. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. "Кондызек вижан". "Луговые хозяйки".
Андрей Мерянин. "Енан коя вожакна". "У корней большой берёзы".
Андрей Мерянин. Культурым мыян кяртета ёляй. Сохраняйте нашу культуру живой.
Мас парфеньевский / Парфеньевский мужик
Пространство мерянских снов.
Громовержец Üma / Volgenče.
«Тӱн-Пу па Икшен-Мунак» (Древо Мира и Первояйцо)
Андрей Мерянин. Ягори-юма. Егорий-бог.
Мерянки-галичанки. 2024.
Андрей Мерянин. «Солнечное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. Сон о Великих Матерях.
Vičuga. Постигая предков. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.
 Кресын палык / Крестное знамение. 2024.
Андрей Мерянин. «Души летят / Лилек чектеть». «Пространство мерянских снов».
Андрей Мерянин. Мерянская подвеска - "конёк".
Андрей Мерянин. Жила-была мерянская девушка. 2024.
Андрей Мерянин. Коцырӹк — Скворец. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. «Лунное божество» из Галичского клада.
Культурная археология мерянского мифа. Андрей Мерянин.
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.

Начал рисовать новую серию. Она будет посвящена мерянско-марийской мифо-орнитонимии. В роли птичек будут выступать «птичьи орнаменты» нашего Севера. На базе марийских и северорусских этнографических представлениях о роли птиц в жизни человека и Мира будем реконструировать «птичий пантеон».

В реконструируемом мерянском есть несколько названий ласточки: варакса, чив, паска, цыга, эти формы засвидетельствованы в ономастике и топонимии Верхневолжья. Они напоминают варианты из марийского: вараксим, варасем, вӓрӓсим, вӓрӓсем, варсеҥге, чезек, цӹгак и др.

Исследователь марийских названий птиц В.Н. Васильев считает, что происхождение орнитонима вараксим / варакса неясно. В волжском говоре лугового наречия для номинации всех ласточек употребляется орнитоним чезек. Лексема чезек, цӹгак возводится к финно-угорской общей лексике и сопоставляется с коми чикыш «ласточка», коми-п. чикиськай «ласточка», удм. чечек «трясогузка».

Ласточка – традиционный вестник весны, символ воскрешения во многих культурных традициях. Если северные русские говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает», то марийцы скажут настороженно: Ик варсеҥге шошым ок кондо (Одна ласточка еще не делает весны). Впрочем, постмеряне тоже с ними согласны: «Одна ласточка весны не делает».

В одном из вариантов горномарийской легенды «Свет кого Юма» есть интересный момент. Первый сотворенный Богом человек был без головы.

Бог сделал сначала тело человека, потом пошел за головой. В это время прилетела ласточка, села на место головы и застряла, так как глина еще не высохла. Бог сделал голову и присоединил ее к шее человека, а ласточку не заметил. Поэтому человек начал щебетать как ласточка. Во время сна человека ласточка по-своему начинает говорить, пытается выбраться. Говорят, будто в то время, когда ласточка хочет улететь, пытаясь вытащить из глины свои застрявшие лапки, человеку снятся кошмары. По мнению Ю.А. Калиева, в этой легенде душа человека представляется в облике ласточки.

По представлениям древних марийцев, как пишет Ю.А. Калиев, ласточка спустила всем живым судьбу от Бога и подарила язык человеку, потому что сначала люди не умели говорить.

Показать полностью
Техники
4 Лайка
75 Просмотров
19 Май 2024, 22:48
Комментарии 0
Упс

Только пользователи с премиум аккаунтом могут
отправлять сообщения заказчику