Андрей Мерянин. "Пиракан кеце". "Волчье солнце".
Андрей Мерянин. Сон о Великих Матерях.
Миф - источник живого смысла. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Культурым мыян кяртета ёляй. Сохраняйте нашу культуру живой.
Андрей Мерянин. "Енан коя вожакна". "У корней большой берёзы".
 Кресын палык / Крестное знамение. 2024.
Мерянки-галичанки. 2024.
Мас парфеньевский / Парфеньевский мужик
Андрей Мерянин. Жила-была мерянская девушка. 2024.
Vičuga. Постигая предков. (1) Андрей Мерянин.
Громовержец Üma / Volgenče.
Андрей Мерянин. Мерянская подвеска - "конёк".
Андрей Мерянин. Ягори-юма. Егорий-бог.
Андрей Мерянин. Коцырӹк — Скворец. Мерянская мифо-орнитонимия.
«Тӱн-Пу па Икшен-Мунак» (Древо Мира и Первояйцо)
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. "Кондызек вижан". "Луговые хозяйки".
Vičuga. Постигая предков. (2) Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. «Души летят / Лилек чектеть». «Пространство мерянских снов».
Андрей Мерянин. «Лунное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. «Солнечное божество» из Галичского клада.
Культурная археология мерянского мифа. Андрей Мерянин.
Пространство мерянских снов.
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024. Андрей Мерянин.
Еле — костромская «нечистая сила».  Андрей Мерянин.
 Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.
Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.
Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.

Елташ Киршка Ючейел прислал обещанный сюжет, рассказывающий о великанах перекидывающих друг другу топоры/копья.

Легенда принадлежит южным селькупам (группа сюссюкум/сюссыкум), живущих в Максимкином Яру - одном из наиболее древних южноселькупских поселений на реке Кеть (Иштановская инородческая волость Нарымского края).

Местность вокруг юрт Максимкиных в XIX — ХХ в. была окутана фольклорными сюжетами. Так, например, А. Ф. Плотниковым было записано, что «Инородцы указывают на большое возвышение, находящееся против села (от 7—8 саженей, покрытое сосновым лесом) и называют его богатырским островом, на котором в бору будто бы жили богатыри – начальники их некрещеных предков.

«Жили на Кети богатыри. Их было два брата. Жили они по двум сторонам Анги; пилу и топор перекидывали друг другу. У Ибескиных юрт есть гора. Там стоял дом большого богатыря.» Записано Галиной Ивановной Пелих летом 1951 г. со слов селькупа Ермолина Ивана Яковлевича в п. Максимкин Яр, на Кети.

В 1999-м гг. от местного жителя — селькупа из Максимкиного Яра Ивана Карелина — была записана легенда о том, что когда-то жили здесь два богатыря-воина и начали они бороться меж собой:

«Один кинул копьё, и оно не долетело до противника, но в полете прорубило лес и землю, где пролегла потом Кеть и разделила сосновый бор своим руслом. Другой воин кинул топор и также не докинул до противника. В том месте пролегла речка Анга. Кеть и Анга вместе образуют остров, называемый богатырской горой.»

Этот сюжет аналогичен легендарным сюжетам волжских и уральских финнов:

Так, во второй пол. XIX в. Так ростовским историком А.А. Титовым в XIX в. было записано сказание о располагавшихся в окрестностях д. Гусарниково Ростовского уезда курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны»: великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Деболовское (Сарское) городище, бегали, взявшись цепью за руки, от городища к городищу в три минуты, насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили сокровища. Аналогичные мотивы зафиксированы А.А. Титовым в устной традиции находившегося в том же уезде с. Деболы.

Местные предания сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу (пгт Борисоглебский).

Прямые аналогии дают легенды про марийских князей-великанов перекидывающих друг другу топоры на расстояние пяти верст, сказания про родовых вождей коми, братьев-богатырей Палю и Кочу, перекидывающих друг другу с горы на гору топоры, легенда про чувашского Чора-батыря который перекидывался топором со своими товарищами жившими по разные стороны Волги, легенда про великанов из Судомы в Псковской области защищающих свою землю от врагов с помощью огромного каменного топора, который они перекидывают друг другу.

Кроме угров и финнов этот сюжет характерен для балтского культурного ареала, в частности для окских галиндов на территории которых подобное предание бытовало у впадения Угры в Оку, великаны тут так и назывались – «Голяды». Известен он у кривичей в ареале которых отмечен сюжет о двух осилках-великанах, перебрасывающихся с горы на гору одним топором.

Похожее предание известно на Сембе – записанное с обеих сторон (литовской и польской) от полуострова: великаны перебрасывались топором через залив.

По-видимому, некий общий для угров, финнов и балтов архетип, здесь очевиден. Эти аналогии говорят об единых корнях мифологических традиций, о существовании в древности единого этно-культурного источника, вероятно, более древнего чем балтские и уральские языки.

#этнофутуризм #меря #финноугры #мифология

Показать полностью
Техники
8 Лайков
73 Просмотра
4 Апрель 2024, 13:31
Комментарии 0
Упс

Только пользователи с премиум аккаунтом могут
отправлять сообщения заказчику