Миф - источник живого смысла. Андрей Мерянин.
Культурная археология мерянского мифа. Андрей Мерянин.
 Кресын палык / Крестное знамение. 2024.
Vičuga. Постигая предков. (1) Андрей Мерянин.
Vičuga. Постигая предков. (2) Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. "Пиракан кеце". "Волчье солнце".
Минэн-Атя па Маа-вер. Небесный Отец и Мир земной.
Пространство мерянских снов.
Андрей Мерянин. «Солнечное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. Варакса — Ласточка. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. Коцырӹк — Скворец. Мерянская мифо-орнитонимия.
Андрей Мерянин. "Енан коя вожакна". "У корней большой берёзы".
Андрей Мерянин. Жила-была мерянская девушка. 2024.
Еле — костромская «нечистая сила».  Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Мерянская подвеска - "конёк".
Мас парфеньевский / Парфеньевский мужик
Мин ти омаш / Я тебе снюсь. 2024. Андрей Мерянин.
«Тӱн-Пу па Икшен-Мунак» (Древо Мира и Первояйцо)
Андрей Мерянин. Культурым мыян кяртета ёляй. Сохраняйте нашу культуру живой.
 Вӓлкӓ Кыстинчи (Валентин Константинов). Портрет.
Андрей Мерянин. Ягори-юма. Егорий-бог.
Андрей Мерянин. «Лунное божество» из Галичского клада.
Андрей Мерянин. "Кондызек вижан". "Луговые хозяйки".
Андрей Мерянин. «Души летят / Лилек чектеть». «Пространство мерянских снов».
Андрей Мерянин. Панак-когозак. Паны-великаны. 2024.
Громовержец Üma / Volgenče.
Мерянки-галичанки. 2024.
Vičuga. Постигая предков. Андрей Мерянин.
Андрей Мерянин. Сон о Великих Матерях.
Кресын палык / Крестное знамение. 2024.

Продолжение серии «Пространство мерянских снов». Сегодня, как и сотни, и тысячи лет назад, воплощённые, т.е. живущие в этом физическом мире люди, ощущают жизнь как единственную и непрерывную исключая перерывы для сна. Весь мир воспринимается нами аналогично трансляции стрим телевидения, в конкретное «здесь и сейчас» мы проживаем «кадр», а затем идёт смена «кадра», и нас ждут другие, необходимые или случайные для нашей жизни процессы. Мы намертво включены в «кадр» и не можем его «перематывать» ни назад ни вперед.

Только входя в сон, являющийся «окном» в другие миры, мы можем прокручивать поток по своему желанию, научившись управлять сновидениями, или просто полуосознанно перемещаясь в них, влекомые Силами. Во снах можно попасть не только в будущее, но и в прошлое, поговорить со своими предками, духами и Богами. Например встретить в сумерках лешего в сосновом бору на Сарском городище.

Этнограф Алексей Киселев в одной из своих работ посвященных народной демонологии постмерянских пространств Ростовской земли так описывал его образ:

«По поверьям, бытовавшим в Ростовском районе, леший преимущественно обитал в отдаленных и безлюдных местах и обычно наделялся антропоморфными признаками. Так, информант из д. Ершники Фатьяновского сельского округа сообщал следующее: «Пугали все нас маленьких. «Леший придет из Зараменья и тебя заберет». «А леший, леший - это, во-первых, лесной человек, страшный, он никому не показывается. Но он может заблудить; может быть, и обидеть...».

В ходе полевых исследований удалось выявить большую группу текстов, объединенных мотивом оборотничества лешего - способности показываться в виде человека, знакомого герою повествования.

В качестве примера приведем следующие сообщения: «Это в Потоке. Папа раньше-говорил, что здесь водит. Сюда вот, на Шугорском лугу. Заблудился дядя Ваня Спиридонов. Говорит, шел домой, и ему казался мой папка с бутылкой. И он за этой бутылкой по этому оврагу пошел. В Подберезье пришел».

«А вот бабушки раньше знали. Сидят прялки прядут. Стучат в окошко: «Пойдем, подруга». Идут: деревни, деревни. Идут по лесу. Заводит, заводит. Угощает куличами. И р-раз - пропала. И остается около поленницы в лесу. А вместо куличей лошадиный помет».

Вызывают интерес рассказы, в которых описывается поведение лешего: «Лешай ходит... Вот у нас на этем, на реке Саре, один раз и нашего папу завело. Вот иду, говорит, иду в гору. В гору взойду, а моста нет. Слетаю под гору кувырком. Раза четыре, говорит, в гору влезал, все мосту нет. Потом, говорит, идут две женщины. Говорит: «Как вы перешли, мосту-то нет». Они засмеялиса. А я, говорит, стою: «Господи, как же... Мосту-то нет». Ха-ха-ха-ха-ха! Только, говорит, смех прошел, и я, говорит, пошел по мосту хоть бы што. Вот, это, гот, меня, значит, леший завел».

«У меня вот мать... Там болото, называется Семеновское болото, вот она все ходит в это болото за клюквой... «И вот, И говорит, - как прихожу, лес [так!] начинает хлопать в ладоши. Говорю: «Как, вот так?»
- Да, пугает меня все...
- Да это тебе кажется.
- Да нет, это настоящий леший... начинает кричать».

Любопытно следующее произведение: «Мама рассказывала моя. Раньше едут в Ростов, и около Серьгова все, лошадь не пойдет, вся в пене бьется. И глядишь: пойдет и пойдет лешай. Говорили. Пойдет и фонариком сверкает... Молитву прочитает, и куды чего девается. Лошадь пойдет и сухая.

«Прихожу часа в два [ночи]. Матери нет. А она является в три-четыре часа. Она говорит: «Шла- шла, - говорит, - дошла до Холщевки. Прошла низом, и в этот ельник. Гляжу, - говорит, ельник. Перекрестилась гляжу: гладкая дорога».. Как раньше говорили, леший завел».

Представление о действенности крестного знамения и молитвы можно объяснить упоминанием в них Бога, Богородицы, святых, противостоящих, согласно христианским представлениям, «нечистой силе».

Арт: Кресын палык / Крестное знамение. 2024. Андрей Малышев-Мерянин
Музыка вдохновения: KIRPIKLASS

#этнофутуризм #сны #леший #меря #чудь

Показать полностью
Техники
1 Лайк
57 Просмотров
19 Февраль 2024, 00:15
Комментарии 0
Упс

Только пользователи с премиум аккаунтом могут
отправлять сообщения заказчику