Great Mother. Юмалан-Ава: Образ Великой Матери. 2014.
Если у греков из морской пены и солнечного света рождена Афродита, то у финно-угров это Юмалан-ава, Анге-патяй – Богородица небесного и земного пантеона, и старшая сестра Человека.
Считается, что Высшая сила имеет мужское начало. Он – Отец, Творец всего сущего. Однако, первые дошедшие до нас её изображения имеют ярко выраженную женскую сущность.
Наши современники знают ничтожно мало о жизни и представлениях предков в глубокой древности. До сих пор бытуют ошибочные представления о первобытных бродячих племенах, стаде полудиких людей, у которых одна забота – как прокормить себя. Они лишены какой-либо общественной организации, нравственных правил, морали и устоев.
Но, оказывается, это совсем не так. Люди издавна были людьми. Сущность человека является неизменной. То существенное, без чего нельзя обойтись и сейчас, требовалось человеку для нормального устроения жизни и в то отдаленное доисторическое время. Конкретнее, это материнская любовь и забота.
Орнаменты, пришедшие из глубокой древности, для многих – тайна. В них разнообразная символика, мифические образы, также своеобразные ритуальные обращения к богу, духам – покровителям и человеку.
С помощью знаков, символов предки составляли целые послания и молитвы. В них философские представление о природе и сущности человека. В этих древних изображениях нет ничего лишнего, ни единой праздной линии. Каждый символ несет сакральную магию, каждая черточка свое значение, являются словом, фразой, выражением известных понятий.
Ряды орнаментов – это связная речь, последовательная мелодия, предназначенная не только для глаз, но и для души, ума и чувств. Самые распространенные орнаментальные знаки – круг, квадрат, ромб, треугольник, зигзаг, линия, точка. Это простейшая геометрия. Именно они и есть набор графических средств, несущий смыслы.
В любую эпоху согревало человека тепло материнской заботы и ласки, мудрость сочувствия и понимания. Мать-богиня. Она объединяет вокруг себя семью, детей, сородичей. Она – хранительница рода. В мировоззрении первобытного человека существовала идея великого Материнского первоначалия.
Олицетворением стала Великая Мать – Богиня Жизни. Скульптурные примитивные изображения «венер» верхнепалеолитической эпохи есть олицетворение Материнского начала. Эти скульптурки-идолы были вытесаны из камня, и распространены на огромной территории от Франции до Урала, они удивляют единообразием стиля, словно создавались единым мастером по одним и тем же правилам. Они так напоминают Богинь с наших поволжских и северных вышивок. Круглая голова без лица, без ступней ног, подчеркнутость половых органов, больших грудей и выпуклого живота, крутых бедер. На шар головы ученые не обратили должного внимание: она линией делится на две половинки, а это важно, чтобы понять сакральный смысл статуэтки.
Шар – это диск солнца, линией разделенный на две половинки. Верхняя половинка мужская, нижняя женская, образующая подол женской фигуры со всеми атрибутами плодородия.
Текст: Николай Аношкин
Арт: Андрей Мерянин