Как-то прочел у Гельмана про наших детей из поколения Z, про то, что "в связи с этим новым витком в науке - нацеленным на биологию, генетику, медицину, плюс искусственный интеллект, нейронные сети - мои дети не просто другое поколение, они будут жить в другом мире".
Они будут жить много дольше нас и иначе чем мы. Будет-ли нужен им наш опыт, наши знания и понимание, наш "накопленный багаж"? Как отобрать из всего - то, что не перестанет быть для них актуальным в глобальном мире будущего?
Четыре года назад, когда родилась дочка, укладывание на ночь старшего сына стало моей заботой. Сначала я читал книжки, а потом придумал рассказывать ему сказки. Дело происходило в начале зимы, и днем мы копали снег новенькой лопаткой. Ребенку очень нравился этот процесс. И вот в один из вечеров у меня родился сказочный персонаж - Копай, дед с лопатой раскапывающий снег.
Очень быстро он из работника коммунальных служб превратился в дедушку Копая, жителя деревни Шунга, находящейся в 10 км от Костромы. Прошло несколько лет. Теперь у нас есть своя собственная мифология, где есть Копай и его соседи, пасека в лесу, гусеничный вездеход, полеты над Волгой на АН-2, прогулки из Самети до Сковородки на велосипедах и многое другое.
Спустя несколько лет после появления этого персонажа, читая "Словарь марийских личных имен" С.Я. Черных, я узнал, что есть такое древнемарийское имя — Копай. Этот факт меня не удивил.
Когда существенная часть твоей жизни это культурная археология все начинает складываться, сплетаться, решаться по мимо твоей воли, по промыслу Юмала. Или предначертанию предков.
Что ждет нас в будущем? Что станет со страной, с нынешней системой? Где мы будем, в каких городах, на каких континентах? Будет ли волновать наших детей проблемы "русского мира" — а с ним и русской классической литературы? Русская мысль? Проблемы духовности?
Гельман писал: "они (дети) будут сами богами, создавать новые виды животных, менять по желанию свое тело. Мораль у них тоже будет не человеческая, а божественная."
Но ребенку пригодятся папины сказки про Копая из Шунги, светлую Волгу и зеленые леса в которых давным-давно жили наши предки меря — они так и останутся частью детства. Солнечными бликами в осеннем лесу, узором наличника прадедовской избы в которую так хочется вернуться, что бы глянуть на свое отражение в старом зеркале.
Старый дом у Волги - так и останется домом у Волги. Рядом с сказочной мерянской тайгой. Точка сборки из папиной сказки. Которая не даст потеряться в быстро меняющемся мире...
Андрей Мерянин