Встретил у Дмитрия Карабельникова интересный пример архаичного мордовского похоронного причета духу — хозяйке кладбища Калмазырь-аве, и подумал, учитывая культурно-языковую близость клязьменской мери и древних эрзян в Поочье можно предположить, что в мерянской мифологии вполне могла быть подобная "мать". Тем более, что почитание "матерей" было свойственно всем нашим народам, от ливов, до эрзян и мари.
Получился вот такой образ мерянской Колом-авы — Матери кладбища и мерянский похоронный причет.
Держательница всех могил,
Хозяйка кладбища, милая,
Хозяйка кладбища-матушка,
Покойники, мой род-племя,
Встречайте родную бабку мою,
Примите бабушку-старшую,
Не пугайте любимую бабоньку,
Не обижайте свой род-племя,
Положите бабоньку на место,
Возьмите к себе в жизнь вечную.
Колом — мерянск. "грунтовая яма", "могила", сродн. калмо (эрз)., калма (мокш.), коломище — древ.рус. "кладбище".
Информация из черновика работы: Д.В. Карабельников. Духи-хранители кладбищ у мордвы.
Андрей Мерянин