Тут друг карельский мерянин занимаясь библиографией по ИМЗ нашел интересное: Запорожец, В. В. "Из Пошехонской демонологии" / В. В. Запорожец // Живая старина. - 2013. - № 1
Занятно. Возникает вопрос, какой ты, мерянский Ёлс?
На эту тему можно снять мерянский хорор. Сюжет вкратце таков: магистрант ВШЭ, убежденный либертарианец и славянский филолог Петр Вокшерин пьет горькую, находясь в летней этнографической экспедиции в заштатном поселке Пошехонского района Ярославской области. По классике у него небинарная девка-неформалка с фиолетовыми волосами и татуировками на спине, которой он позволяет общаться с другими и она скачет по впискам из Ясенево в Люблино, и обратно. А Петр ей важен только из-за бабок его богатого отца, бывшего первого зама Ярославского облисполкома.
Во время одного из опросов информантов он встречает бабушку Агафью, у которой по рассказам соседей есть некая волшебная тетрадь с то ли крестами и то ли пентаклями, которая раскрывает ему тайны туземной мерянской демонологии и в последующие ночи самый настоящий мерянский Ёлс вторгается в сны Петра... Только в разговорах с ним он по-настоящему глядит в глаза своим проблемам. Не в силах всего этого вынести, Петр пьет все больше.
В итоге в его телефоне и мессенджерах тоже появляется контакт Ёлса. Переписка и встречи заканчиваются осознанием всей глубины своего морального падения и своих реальных мерянских корней (дедушка главного героя уроженец села Яхробол, а бабушка деревни Цицерма). Петр прозревает, посылает свою девку с фиолетовыми волосами, продает квартиру на Малой Филевской и уезжает в Яхробол что бы заняться там пчеловодством, реконструкцией мерянского языка и мифологии. Хэппи энд.
Критически настроенный читатель обязательно скажет - а могло бы и психушкой закончиться! Но нет, мерянский Ёлс это обаятельный, вызывающий доверие и ласковый автохтонный леший. Полузлой-полудобрый. Здесь все зависит из какой местности родом ваши бабушки и дедушки. Абсолютно злого мерянского Ёлса не бывает.
Концепт: Арсений Погодин
Арт: Андрей Мерянин