...Многие забавные встречи происходили на этюдах. Вспоминаю пленэр в Переславле - Залесском. Берег речки Трубеж, удивительно живописное место - рыбацкая слобода. Дома почти у самой воды, деревянные мостики через реку, рыбаки с котами, трущимися об их сапоги, женщины с мостков полощут бельё, дети шумно прыгают в воду, плывут лодки в Плещеево озеро и обратно, возвращаясь с прогулки. На вёслах крепкий молодой мужик с длинным сухим, мускулистым торсом, на корме две дамы в бюстгальтерах и шляпках. Мужик, завидев кореша на берегу, кричит: "Вася, ты не говори моей, что я тут с бл...ми плаваю!"
Пишу недалеко от "Дачи Кардовского". Монастырь отражается в воде пруда, низкое небо, со стороны озера надвигается гроза, коза с козлятами пасётся неподалёку, у белых козлят жёлтые пятна на боках от пыльцы цветущих одуванчиков. За спиной в десяти метрах улица и дома. Слышу голос за спиной: "У, кУдЫ зОлез!" Оказывается, это ко мне обращается раздосадованная бабушка: "Вы тут стОите, рОствОритель льёте на трОву, деньги зОрОбатываете, а у мЯнЯ кОза! УхОди, я сЯйчас вЯдрО вОды на тЯбЯ вылью!" Долго пытаюсь объяснить, что я издалека и, наоборот, деньги трачу, а не зарабатываю, изображая вашу красоту. "УхОди! ВЯдрО вОды..! У мЯнЯ кОза..!" Приходится спешно ретироваться. Расстроенный, дописываю этюд по памяти, называю "Гроза идёт". По приезде домой эту работу вдруг дорого продаю заезжему итальянцу. Бабушка с козой как в воду глядела...
Многого я наслушался, стоя за этюдником. На ставропольской земле люди конкретные и меркантильные. У них ко мне один вопрос, словно выбитый по трафарету, будь то ребёнок или взрослый: "А сколько это стоит?"
Псковщина более странна и абстрактна. Наткнувшись на меня, человек изумляется, долго топчется, смотрит то на меня, то на картину, говорит: "Ты чей?" или "Откуда ты?" И сам добавляет: "Издалека?" И вторишь ему: "Издалека..." "А-АА!"- соглашается, собственный беспредметный ответ, видимо, его полностью удовлетворяет. Даже псковские птицы интересуются: чибис, кружа над тобой, беспокойно выкрикивает: "Чьи вы, чьи вы?", чечевица из кустов назойливо спрашивает: "Ты Витю видел?"
Однажды ко мне подошёл плохо пахнущий парень лет семнадцати, долго в упор меня разглядывал, потом спросил: "Дядя, ты в какой тюрьме сидел?" На моё недоумение изрёк: "А где бы ты так красиво научился рисовать?.."
Город Остров Псковской области. Река Великая омывает островок, где стоит храм шестнадцатого века, руины старинной крепости. С берегами его соединяют два висячих моста, построенных при царе Николае I. Пишу перекаты Слобожихи, правого рукава реки. На другом берегу трое мужичков «давят» пластиковую бутылку самогонки и изредка сдавленно блажат: "ЭЭЭЭ..." Через час понимаю, что это мне. Видимо, никак не могут вспомнить, как ко мне обратиться. Ещё через час один сообразил и радостно кричит: "ЭЭЭ... художник, нарисуй нас!"
В деревне Усово пишу на берегу речки Утрои, тихой чудной речки, где плавают жёлтые кубышки и белые кувшинки, водятся щуки и караси. Стою под насыпью железнодорожного моста, рядом останки старой переправы военного времени, на дне реки: эхо войны, местные пацаны иногда вылавливают ржавые каски. Наверху по шпалам идёт железнодорожник, серьёзный и подозрительный. Долго изучает меня, не может понять, что я за диверсант со странным оборудованием. Следом идёт другой путейщик, жизнерадостный, издали завидев меня радостно кричит: "А какого ты ... рисуешь?" Ловко, как припев популярной песни, заворачивает виртуозный матюк. Я отвечаю ему, стараясь как можно точнее воспроизвести витиеватую интонацию "припева". Он радуется, кивает в ответ и удовлетворённо меня разглядывает.
Пишу в огороде на даче подсолнухи. Старая, немощная баба Шура, бывшая в молодости весёлой пересмешницей, щёлкальщицей семечек, знатоком деревенской непотребщины, в минуты просветления вспоминающая особо неприличную частушку, подходящую к данному эпизоду жизни, увидев мою картину, становится серьёзной и подтянутой, набирает в старческие лёгкие воздух и громко мне декламирует: "Подсолнух высокий и в небе далёком над степью летит самолёт..." "А дальше, баба Шура?" "А дальше яйца не пускают!" Встречая каждую мою новую картину, восклицает: "Какой специалист!" Обращается к моей жене: "Такого специалиста в губы надо целовать!"
За всю жизнь Шура ни разу не была в Пскове, зато в молодости ездила в гости в Ленинград. Спрашиваю её: "Понравился Питер? Дворцы, мосты, набережные?" "Дворцов не помню, а в комнату смеха ходила, в магазине кофту жёлтую купила, такую красивую, броскую, что милый из-за горы уссытся!"
Отрывок из эссе "Эффект солнца"(опубликовано в книге "Встречи и судьбы") https://www.proza.ru/2017/01/17/1352
Войти
Войдите, чтобы оставить комментарий
Гроза идёт
Показать полностью
Награды
45 Лайков
658 Просмотров
5 Июнь 2019, 00:25
Объект авторского права. Использование без разрешения правообладателя запрещено.
Альбом "ВСТРЕЧИ И СУДЬБЫ Русское реалистическое искусство второй половины ХХ века". Авторы: Н. А. Долгополова, А. И. Кувин, М. Ю. Кугач, А. А. Лоевский, А. В. Оболенский, Т. Г. Пономарёва, И. И. Птичкин, Е. И. Самсонов. Издательство "Галарт", Москва, 2010.
++++++++++++++++
Офигенно!
Спасибо, Алексей!
+++!!!
Очень интересные зарисовки, забавные сюжеты:)
Ася, благодарю Вас!
ДОСТОЙНЫЕ СОСЕДИ,
Спасибо, Николай!