Часть авторского цикла графических работ "Против Глупости", созданного на основе и по мотивам книги "Похвала Глупости" Эразма Роттердамского. Частично может быть назван полемической иллюстрацией.
Этот вводный рисунок является отсылкой к резцовой гравюре А.Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», связанной с публикацией Эразмом Роттердамским его «Руководства христианского воина». Рыцарь, закованный в броню своей веры, в моей реплике похож в самого Эразма. Это – отсылка к автору «Похвалы Глупости». Но, в то же время, на месте рыцаря может мыслиться любой человек, ведь всякий человек призван избегнуть Глупости и зла. Рядом с рыцарем мы видим Глупость, едущую верхом на чудище, искажённом образе доброго коня (символе души). Глупость в некотором смысле замещает дюреровские фигуры смерти и дьявола, поскольку, как являет это текст произведения, так же опасна. Между рыцарем и Глупостью словно бы идёт диалог, но рыцарь, слушая Глупость, погружаясь умом в топкую стихию человеческих заблуждений, не становится её союзником, и потому он молчит, направив свой взор вперёд, на иную, чем Глупость, цель.
У ног коня бежит сенмурв — крылатый пёс — символ религиозной верности и защиты веры. В гравюре А.Дюрера на месте сенмурва тоже была изображена собака, имеющая сходное значение.
Глупость, отграниченная от рыцаря полосой тумана, держит в руке цветок гортензии, означающий холодность, безразличие и бессердечность. Ведь, хотя Глупость улыбается и представляет себя благом для людей, но слова её ложны. Правой рукой она указывает рыцарю на пройденный им путь, словно предлагая отвернуться от намеченной цели и повернуть назад, к строящейся вдалеке Башне (аналогия с Вавилонской башней, одновременно являющейся как бы кафедрой Глупости, с которой она ведёт речь, т.е. своего рода цитаделью Глупости), которая является центральным образом цикла.
У ног чудища, рядом с Глупостью, растёт дурман (обман), рута (горе, раскаяние) и мята (подозрение). На пути же рыцаря, у копыт его коня виднеется примула — побеждающая благодать.