Степан Колесников во всемирной паутине

Main 300 rc5w4w winter landscape tumblr m9eowegkjg1rcr5dwo1 1280

или зачем ходить в музеи и на выставки и видеть подлинники произведений.

("Зимний пейзаж", 1915 (частная коллекция, Самара))

 

Интернет позволяет познакомиться с мировым художественным наследием не покидая места проживания. Экранное изображение можно увеличивать, рассматривая мельчайшие детали, и это может убедить нас в том, что мы имеем верное представление о произведении. Но восприятие живописи с экрана очень обманчиво.

Особенно досталось нашему соотечественнику Степану Фёдоровичу Колесникову, который после эмиграции 1920 года жил в Югославии. Многие его работы находятся в частных собраниях за рубежом и недоступны для массового зрителя, поэтому всё представление о каком-то пейзаже может быть составлено только на основании единственного снимка, который был многократно отредактирован. Ряд пейзажей попадались мне только в виде сканов полиграфического альбома с повышением контрастности и сближенным колоритом в тёплой гамме. Другие я встречал только бледном синюшном виде.

Типичные работы из подборок репродукций Колесникова в Интернете (листайте вправо)

картинки можно открыть в большем размере в другом окне (под правой кнопкой)

У человека, который впервые знакомится в Интернете с творчеством этого художника, может сложиться мнение, что автор был поклонником синего цвета, обладал "странным" восприятием цветовой гармонии, хорошо рисовал веточки и делал нарядные осенние пейзажи, используя открытые ярмарочные цвета предельной насыщенности, также любил наряжать однообразные женские стаффажи в фуксиновые и цикламеновые юбки.

Мастерские пейзажи с животными

Впервые я увидел Колесникова в оригинале в 1990 году и это была очень тонкая гуашь с лошадьми, привязанными у хаты под большим деревом. В работе было солнце и сложные рефлексы, точная, виртуозная и свободная до небрежности живопись. Те многочисленные репродукции, которые я позже встретил в Сети часто оставляли меня в недоумении из-за своей аляповатости.

Последние годы художник болел и видимо нуждался. Это объясняет многочисленные самоповторы и упрощения. На аукционах и в галереях сейчас часто выставляются небольшие этюды Степана Фёдоровича и не всегда музейного качества —  с лучшими произведениями владельцы не спешат расставаться. Встречалось даже мнение, что часть последних работ, приписываемых художнику, делалась уже не им самим. В любом случае, определением  подлинности будут заниматься только эксперты. Художника надо ценить за его достижения.

 

Попытался отыскать в сети максимально отличные по цвету репродукции отдельных работ:

Чаще попадается правый вариант, который сопровождается восторженными и многочисленными комментариями. Апельсин на берёзе.

Чаще попадается правый вариант, который сопровождается восторженными и многочисленными комментариями. Апельсин на берёзе.

Видно, что справа работу утеплили и повысили контрастность, снег потерял все полутона, небо стало жёлтым

Видно, что справа работу утеплили и повысили контрастность, снег потерял все полутона, небо стало жёлтым

Справа типичный "синюшный" вариант обработки с потерей тёплых оттенков воды

Справа типичный "синюшный" вариант обработки с потерей тёплых оттенков воды

Я не очень люблю эту серию композиций с людьми, но такого надругательства она не заслуживает!

Справа пример с "цикламеновыми" юбками, воспалёнными лицами и розовой землёй

Справа пример с "цикламеновыми" юбками, воспалёнными лицами и розовой землёй

Насыщенность задрана с потерей здравого смысла

Насыщенность задрана с потерей здравого смысла

 

 

Особенно впечатлил осенний масляный этюд:

Небу справа позавидовали бы и художники владимирской школы

Небу справа позавидовали бы и художники владимирской школы

Некоторые работы пострадали меньше и произошло смещение всего колорита или появилась цветная "вуаль":

Фиолетовая вуаль

Фиолетовая вуаль

Красная вуаль

Красная вуаль

Просто усилили насыщенность

Просто усилили насыщенность

Потеря контраста, утепление в светах и охлаждение в тенях

Потеря контраста, утепление в светах и охлаждение в тенях

Фиолетовая вуаль

Фиолетовая вуаль

Без комментариев

Без комментариев

Сдержанный пейзаж приобрёл напряжённость и накал

Сдержанный пейзаж приобрёл напряжённость и накал

После такого сравнения возникает ряд вопросов к достоверности цветопередачи странных пейзажей:

Осталось много голубой ФЦ?

Осталось много голубой ФЦ?

флуоресцентные юбки, шоколадный загар и аметистовые ветки

флуоресцентные юбки, шоколадный загар и аметистовые ветки

 

Немного дальтоническое сочетание розового и зелёного, "не верю"

Немного дальтоническое сочетание розового и зелёного, "не верю"

Звери неудачны, но насыщенность сине-зелёного смущает больше

Звери неудачны, но насыщенность сине-зелёного смущает больше

Тоже несколько инопланетная сине-зелёная цветовая гамма

Тоже несколько инопланетная сине-зелёная цветовая гамма

Избыток розового (листайте)

более убедительная

Ряд пейзажей явно написаны в одно время и это позволяет представить их реальную цветовую схему:

Репродукция справа взята из полиграфического альбома и была отредактирована и до печати и после сканирования. Слева сложный цвет и в небе и в глубине кроны и в отражении. Справа плоская "залипуха"

Репродукция справа взята из полиграфического альбома и была отредактирована и до печати и после сканирования. Слева сложный цвет и в небе и в глубине кроны и в отражении. Справа плоская "залипуха"

1 из 5

Листайте

Близкие сюжеты, можно предположить, что на фото справа потеряны тёплые цвета

Близкие сюжеты, можно предположить, что на фото справа потеряны тёплые цвета


 

И лишь некоторые репродукции выглядят достоверно, особенно ахроматические:

Хочется немного сдвинуть к красному (листайте)

Листайте

1 из 6

Вполне привычное соотношение тёплых и холодных

1 из 5

"Тёплые ламповые" живые цвета

Поэтому странно видеть у автора такое применение изумрудной зелени и чистых белил:

Можно допустить, что фотолюбитель с любовью занимался цветокоррекцией этой картинки. Пчёлы превратились в кровавые брызги.

Можно допустить, что фотолюбитель с любовью занимался цветокоррекцией этой картинки. Пчёлы превратились в кровавые брызги.

Мораль: лёгкие и доступные средства редактирования фотографий в руках любителей живописи при отсутствии профессиональных калиброванных мониторов оказывают плохую услугу в деле популяризации изобразительного искусства, это если не брать в расчёт, что каждое мобильное устройство ещё автоматически пытается улучшить картинку на экране.

Широко распространены "улучшенные" репродукции Хоакина Сорольи, Левитана, Репина. Крепко досталось Максфилду Пэрришу.

Maxfield Parrish и "кислота"

Maxfield Parrish и "кислота"

Исключительно опасен такой приукрашенный визуальный ряд для неокрепших адептов изобразительной деятельности, особенно в период формирования эстетического вкуса. Копирование подобных образцов рисковано для дальнейшего творческого развития! Будьте осторожны!

Лучше выкладывать фотографии вообще без обработки, чем плоды такого рафинирования.  И конечно никакая фотография не заменит личного зрительного контакта с оригиналом, поэтому надо ходить в музеи и на выставки!

(фотографии заимствованы из открытых источников)

https://zen.yandex.ru/media/artbatov/stepan-kolesnikov-vo-vsemirnoi-pautine-6013d2095f624a023d2a8ce4

#изобразительноеискусство #живопись #художник #пейзаж #культура #рисование #ИЗО #СтепанКолесников #StepanKolesnikoff #StepanKolesnikov #painting #art #painter #landscape #цветокоррекция #colorcorrection

Комментарии28
avatar

я его обожаю!

спасибо огромное за напоминание!

30 Январь 2021, 22:02
avatar

Спасибо!

30 Январь 2021, 23:50
avatar

Замечательный разбор!

31 Январь 2021, 00:32
avatar

Отличный художник. Как бы его картины ни отфотошопливали, всё равно видно, что всё очень мастерски сделано.

31 Январь 2021, 02:08
avatar

Автор КЛАССНЫЙ,

спасибо

😊

Оригиналы увидеть не доводи́лось, но

К счастью - видел несколько работ в отличном альбоме с качественной печатью и сбалансированной цветокоррекцией

👍

Теперь с удовольствием нахомячу ещё файлов - в папку

ART-OiL-акварель

🤗

31 Январь 2021, 08:18
avatar

Спасибо за пост! Прекрасные картины!

31 Январь 2021, 15:26
avatar

Отличный художник!

1 Февраль 2021, 07:21
avatar

Нет слов! Вот знала о таком коварстве цветокоррекции, но даже не задумывалась, когда разглядывала знаменитые картины в интернете. Надо бы почаще бывать в галереях.

1 Февраль 2021, 17:10
avatar
Елена Атаева
Любава Благодарная
2

Мне кажется, его ничем не испортишь.

он живописен своим штрихом, своим рисунком.

но посмотреть в живую, наверное вообще испытать экстаз

1 Февраль 2021, 18:59
avatar

Лет до 15-ти была уверена, что "Грачи прилетели" огромная картина метра два, пока не поехала в Москву.) Ну и про цвет конечно, очень многие современные репродукции "подтянуты" по цвету

2 Февраль 2021, 05:33
avatar

А я вспоминаю советское детство. И учебники литературы с картинками в конце. Когда раздавали учебники, мы потом сравнивали эти картинки друг у друга. У кого красные, у кого зелёные.

Так что цвето-коррекция - проблема давняя

2 Февраль 2021, 07:47
avatar
Батов Антон (art_bat)pro
barakaska Наталья Баландина
0

Да, тираж всегда "плывёт" по цвету и цвет репродукции неточен, но мне сложно полюбить художника за такие картинки.

И в другом виде она в Интернете не встречается.

924268907
2 Февраль 2021, 10:05
avatar
turist-George
Батов Антон (art_bat)
0

Гамма другая наверное...

Видно цветокоррекцию делали...

3 Февраль 2021, 14:51
avatar

☝️😎 кстати - да! про сов. учебники согласен, разницу было видно даже по памяти, когда полиста́ешь учебник приятеля, если свой - дома оставил...

НО

есть и обратный эффект: мАменька, как подОрванная, при любой возможности покупала книги и альбомы по искусству (чАще - буржуИнские) - был такой вид коллекционеров при СССР... и когда у меня появилась возможность посещать Лувр (не менее 5-6 часов на каждую прогулку в мир прекрасного...) то я с большим удивлением обнаружил, что цветовАя гамма в (тех сАмых) альбомах - довольно часто была презентАбельнее, чем в оригиналах живописи...

😄)))

к счастью, в Лувре невероятно широкая коллекция классической живописи, которая ещё не успела пожУхнуть (под тяжестью столетий) + шикарная коллекция невероятно изящных статуй и статуэток (мрамор и металл) - по этому, даже огромного количества свободного времени - каким то чудом - оказывается не достаточно, что бы осмотреть ВСЁ...

🤗

и, пока очередные варвары не разнесли в пыль "очаги Культуры" -

КОЛЛЕГИ-!

- спешите посетить Питер, Париж, Флоренцию, Рим, Дрезден ... и прочие замечательные места́, раз уж мы принадлежим поколению, при жизни которого - эти "вмести́лища Искусств" ещё существуют в Природе

🏞️🖼️🏛️

2 Февраль 2021, 10:06
avatar

мы б и спешили, и посещали, если б не вирусяки! )))))

2 Февраль 2021, 10:34
avatar
STANiSLAFF
barakaska Наталья Баландина
0

ну, т.к. на лето обеща́ются некоторые послабления (в связи с зАпуском целебных yкOльчикoв), то, как минимум, Питер можно будет посетить с бŌльшей степенью вероятности, чем турция-олинклю́зив...

такштаа... есть ещё 5-6 месяцев, чтоб напили́ть ту́гриков на летние эстетические удовольствия

😎

и по нЫнешним временам, Питер это гораздо кру́че Парижа, шЫрше по разнообразию и мощности Культурных программ, доступнее и физически - безопаснее.

и это объективная реальность данного времени...

Ну, если, конЕшнож, какие нибудь уроды ожидаемое лето не запога́нют

🌍🏖️🏕️🏝️

2 Февраль 2021, 12:32
avatar

Станислав, )))) чтобы отдыхать (глянув на свои запасы денег) я поняла, что не устала

2 Февраль 2021, 12:55
avatar
STANiSLAFF
barakaska Наталья Баландина
0

😄)))

в таком случае, остаётся ещё джОкер в рукаве́:

шашлычок на полянке (в пЕшей доступности) и тырнЕт на мобилке - для эстетИческих путешествий

😁)))

Этот вид отдыха доступен даже бомжа́м, т.к. насобирать та́ру на 350-750₽ (или наклЯньчить) - это забота всего лишь одного неполного рабочего дня по бомж-расц€нкам, а за цЭлый трудодень - хватает и на месяц интернета, и на шашлыч0к вечером ))))

Недавно видел бомжа с планшетом - и даже экран был не треснувшим ... и, судя по его бомжо-синЮшному рЫлу - цэ́лостность планшета защища́ется всеми средствами, включая и оное (избитое жЫзнью) рыло...

и, раз уж - культурная жЫсть доступна даже бомжам, значит и нам тут уныва́ть - не резОнно

😉

2 Февраль 2021, 14:08
avatar

ну а то ж!.. Алтай рядом (5 часов и ты в Горном), Шерегеш ваще - под боком.

3 Февраль 2021, 06:40
avatar
STANiSLAFF
barakaska Наталья Баландина
0

Не поленился, посмотрел карты и Википедии

😉)))

вопчим то, пи́шуть, што кулОрты, фотки красивые, опятьжэшь, в речках рыба ещё есть (уже с голоду́хи не помёрнуть, кто не лентяй)

😊

а, если с этой кaвидлoй - внутренний туризм в стране сдвинется с дохлой точки (раз в Турции и Европы не пущАют, а свои турЫсты в наличии ЕСТЬ)

то, мо́жыть ишШО - кулОртные советские пансионаты

ожива́ть начнут

вааще житУха тогда - наладится

- в любом случае, будем посмотре́ть,

чево нам интерЕсьненького покАжуть

сценаристы-креативщики

😎

3 Февраль 2021, 12:42
avatar

Про "презентабельность в учебниках". Ага, есть такой "фото эффект", когда в миниатюре копия картинки, порой превосходит оригинал. Комрады рассказывали, что тот же Сальвадор в Дали, на репродукциях в альбомах смотрится гораздо эффектней чем вживую. Парадокс...

4 Февраль 2021, 06:56
avatar
STANiSLAFF
Кровожадный койот
0

🅿️R🅾️ Сальвадора вДали́ - мне всё понятно:

хоть у него с рисованиями чутка́ получше, чем у пикасЁ или прочих уОрхолов, но этот чувачёк всё равно - из банды продавАнов, и чево он "креатИвил" - оно неизбежно остаётся продуктом арт-барЫги, а не свидетельством Мастерства́...

🔸про неожиданное открытие в области

Олд-Арт🆚арт-альбом

я думал прямо там - в музее - в первый же раз, когда обнаружил обсуждаемый тут эффект, и...

пришёл к таким выводам: в 70е - 80е гг. - Реальные Профи Фотографы & Печатники - могли за счёт физических возможностей фототехники, а так же - известных особенностей слайда - вытянуть пожУхлые цветА старых картин ...

А уже с высококачественного слайда - Реальные Волшебники из Хэйдельберга - могли (буквально) - спасти́ убитые временем цвета́ картин

ЕСЛИ (!!!)

эти картины (изначально) - тоже были сделаны

Реальными Мастера́ми...

Но - в том же Лувре - дохера́ средневековых картин, которые представляют из себя интерес только бытовыми деталями (что бы иметь представление, как люди вааще тогда жили)

Но, при полном отсутствии у некоторых "авторов" умения рисовать - такие картины не сможет реанимировать даже самый мощный Маги́стр всеЯ истории полиграфии Хэйдельберга...

😄)))

🔷от сюда вытекает ещё одно открытие ❗

При всех невероятных возможностях Фотошопа, когда любую фОту можно редактировать, как целиком, так и пофрагментно - ВЭБ переполнен (через край) высерами рукожØпов, от "перетвОрчества" которых - глаза вытекают из башки́...

теперь вот - жду появления на рынке квантовых компьютеров...

раздать населению "волшЭбные палочки" и тут в хОгвардсе - тааакОя начнЁцца...

🤩)))

4 Февраль 2021, 14:25
avatar

СПАСИБО! Как богата Россия на талантливых людей !

2 Февраль 2021, 12:25
avatar

А уж чего, скрывать, каких стрессов некоторые, натерпелись, видя свои работы напечатанные и в журналах и книжках наших отечественных, бывало в одном тираже, было столько разновидностей и разнообразностей, цветовых , что только диву даешься.

2 Февраль 2021, 15:05
avatar

Живопись в реальности надо смотреть....

Фото даже хорошее не передаст прелесть техники, мазка...

Фото хорошо сделать надо быть ещё фотографом..

Масло бликует...

3 Февраль 2021, 14:48
avatar

согласен, но например, многие работы в музеях находятся под стеклом и дистанция ограничена ограждением, поэтому удаётся получить лишь общее представление о произведении. Я например благодарен за такое:

https://artsandculture.google.com/asset/la-jeune-fille-%C3%A0-la-perle-johannes-vermeer/3QFHLJgXCmQm2Q?ms=%7B%22x%22%3A0.4331478249408239%2C%22y%22%3A0.3914763516171945%2C%22z%22%3A12%2C%22size%22%3A%7B%22width%22%3A0.3276169503458232%2C%22height%22%3A0.1859933133908147%7D%7D

4 Февраль 2021, 15:01
avatar

Ваши слова да Богу в уши!

Вижу некоторые недвусмысленные поползновения заменить реальные музеи на "онлайн-музеи", театры - на "онлайн-театры" и тд и тп. Якобы под флагом несения искусства в массы (не все же могут приехать в Питер! А интернет-экскурсии доступны в любой деревне), ну и пандемия опять же, зараза кругом, зачем народу по музеям таскаться, пусть по домам сидят, онлайн-экскурсиями наслаждаются.

А потом не успеем оглянуться – ни театров, ни музеев, доступ везде воспрещен некоронованным особам, а онлайн-экскурсии – хлоп! – и платные.

3 Февраль 2021, 18:44
avatar
Батов Антон (art_bat)pro
Ветрова Ольга
0

Виртуальные музеи, обычно, комплектуются качественными снимками, Гугл тоже выкладывал колоссальную коллекцию с исключительным разрешением. Вот например: https://artsandculture.google.com/story/girl-with-a-pearl-earring/bgICYYizzwQHKQ

Беда с работами Колесникова именно в том, что они хранятся не в музеях, а в частных коллекциях, и большой массив работ известен только по единичным снимкам.

4 Февраль 2021, 14:46