Размышления о душе художника
Некоторые события последних дней навели на размышления о душе…)))
«Нарисовано с душой», «всю душу вложил», «душевно», и далее " «неравнодушно», «видно доброе отношение художника к своим героям», и самое приятное для художника — «покупаю книги только из-за ваших душевных, добрых иллюстраций» , «после ваших иллюстраций полюбил(а) эту книгу».
Парадокс. Сама нередко употребляю подобные выражения по отношению к творчеству художников, и, что самое забавное — вполне искренне:). Почему забавно? Да потому, что столько лет проработав иллюстратором, заметила за собой, что мне вовсе не обязательно быть в восторге от книги и вот эту самую «душу» в нее вкладывать… но тем не менее люди на полном серьезе будут потом верить вот в эту самую «душевность», «искренность»…А я, возможно, в это время рисовала, ненавидя главных героев и мысленно прикидывая, что куплю на гонорар))))). Почему, откуда берется вот это ощущение, что «художник рисовал с душой»? Или всё-таки какие-то наши «эмоциональные кусочки» от удовольствия самим ПРОЦЕССОМ рисования, или, например, от положительного отношения к самим персонажам при отрицательном отношении к сюжету и наоборот))) — как-то оставляют свой энергетический след на готовой работе и это зрители как-то видят?
Кто мы, иллюстраторы — искренние творцы-фантазеры, добросовестные ремесленники или «короли сладкого обмана»?))) Или все вместе в совершенно разнообразных пропорциях? Или в полной мере «душевные» работы получаются только когда рисуешь что-то чисто для себя, в приступе вдохновения? Как думаете, друзья? У вас бывало так, что книгу ненавидите, а получается хорошо и работа идет сама собой? И как личные ощущения — хоть в какой-то момент «душа» была задействована в процессе? И наоборот — бывало так, что книга нравится, очень — а вот «не идет работа», и личные восторги от произведения не помогают, и рисунки выходят так себе? И еще вопрос. Не совсем в тему. Чисто меркантильный. Тут в рубрике «работа» промелькнула заява заказчика, что, мол, по опыту, от суммы гонорара качество и скорость не зависят. Так зависят? Вы пытаетесь что-то нарочно упростить, если всё-таки взялись за работу, но гонорар кажется маловатым? Или дотошность берет свое и все равно выдадите высококачественный продукт?))) Жду ваших мнений, интересно.
иногда это просто доведенное до автоматизма мастерство и работы будут нравяться в любом случаи))
Тут в рубрике «работа» промелькнула заява заказчика, что, мол, по опыту, от суммы гонорара качество и скорость не зависят.-- ага, это как по минному полю идти, повезет, не повезет))))))
Марика, насчет мастерства — оно по всякому бывает. Когда тогда понять такой вариант — видишь перед собой картинку, не ахти нарисованную, косячную, по-любительски, понимаешь, что на профессионализм и мастерство она не тянет…но…что-то есть в ней неуловимое, что так и хочется определить именно как «душевность»:)
Мое личное мнение, что от суммы гонорара не должно зависить качество и скорость работы, а зависит — возьмешься ты за нее или нет)) Если уж берешься — надо стараться делать хорошо. Не будешь же потом объяснять ребятишкам — " ээ.так плохо вышло, мне просто мало заплатили." Как говорила Раневская " .Деньги уйдут, а стыд останется.«))
katrin, вот тоже это близко))
именно))
плюс время.
поэтому, не зависит для конкретного человека, но зависит для работы — при несоответствующей сумме тот, кто может сделать качественно, за нее просто не возьмется)), а кто возьмется — не может дать того же качества.
Именно так…слово в слово.
а бывает так, что всю душу вложишь, а заказчик говорит: не то и не так))))))) я когда делаю работу на заказ, конечно думаю о деньгах, но совесть все же не позволяет делать работу на отъе…сь, чтобы потом не было стыдно))) может быть потому, что это не единственный мой источник дохода)
Юлия, и как — пытаетесь отстаивать свое личное видение пред заказчиком?
Один раз я взялась делать вещь которая меня не утсравиала по цене и…вышла лажа-пришлось отказаться и выбросить рисунки. Так что лучше делать только то, за что адекватно платятт. Именно адекватно-потоум что фигнюшка за бешенные деньги вызывает тоже паралич мысли и страх, что за этот неадекват придетьяс потом расплатится.
Марин, довольно много делала вещей, не устраивавших по цене)). Приняли их все)). Личные ощущения — какие-то супер, какие-то фигнеё получились, абсолютно по разному. За ту же цену))
Наверно, «душевность» от самого художника в целом зависит. От его специфического стиля, а в стиле видно его, художника, нутро. Стиль вырабатывается годами и сущность автора оставляет свой чёткий отпечаток. Вот некоторые (вроде как даже известные и маститые) так рисуют в детские книги, как будто вечно с бодуна дикого. У меня в детстве от подобных уродцев возникало ощущение лёгкой тошноты и пустоты под сердцем. И полки с такими книгами я в страхе обходил стороной. Хотя почему-то многим взрослым эти же картинки очень нравятся. И они даже ходят на платные семинары к таким художникам. Чтобы научиться рисовать также «душевно». Меня это всегда поражало. Так что тут скорее нравится — не нравится работает. Склонности какие-то влияют. И наверно даже нужно не про душевность художников говорить, а про восприимчивость зрителей. Своё мнение я считаю не предвзятым и чистым, потому что оно идёт из детства, когда я даже не знал, что такое ДХШ. :) И как дети воспринимают уродцев, надо спросить у них. А для взрослых порой и полнейшая шляпа «душевной» кажется, потому что забыли себя или не видели подобного в детстве.
Ага-это как мой малой-покупаешь ему за дикие деньги» развивающие " игрушки-а дитя по полчаса готово играть фантиком от конфеты и счастливо хохотать. Мы никогда на самом деле не поймем, что ребенок сочтет за душевность. Я в детстве обожала ярких уродцев в книгах., а кто-то плакал при виде медведя вполне добродушного. Поэтоум издавать андо много и разного-дети сами выберут
Дмитрий, да, восприимчивость зрителей тоже интересный и немаловажный момент. В первую очередь меня в этой теме и интересует восприимчивость зрителей-иллюстраторов. Интересно, отличается ли наше профессиональное видение от видения зрителей, не связанных с изобразительным искусством? Я ведь ориентируюсь на фразы из комментариев)). Мы, люди, знающие всю изнанку создания иллюстрации, все равно как-то умудряемся (и даже иногда стремимся) эту самую «душевность» разглядеть))… А дети — они и слова-то такого не знают.))
трудно иллюстратору, если это единственный доход, при подобном уровне расценок на работу…
конвейер убивает душу, остаётся лишь мастерство))) … и это всегда видно…
Ой, Лен…про расценки даже вспоминать не хочется. Вчера вообще…только настроение попортилось:(
Оль, может дело в профессионализме просто? Когда человек рисует сквозь зубы, а получается от души:) Если что, я отношусь к ремесленникам, в высоких материях не витаю, «чисто для себя» не рисую. Видимо я циник, прагматик и перфекционист:) Приступы вдохновения, кайф от работы ловлю в процессе, особенно после хорошей предоплаты — на нее душа как-то особенно звонко реагирует)) Единственно… за то, что мне ненавистно не берусь, пока еще, по счастью, жизнь настолько не прижимала (но не зарекаюсь). Хороший материал стимулирует не хуже хорошего гонорара — это да. Если работа на таком материале не идет, то, может быть, мешает чувство ответственности и страх, что планка не по плечу? У меня в этих случаях такой аутотренинг: «я сейчас просто попробую, не получится — выброшу» — помогает расслабиться.
От суммы гонорара качество и скорость зависят, а как же! Скорость — скажем, нужна заказчику картинка «до восхода солнца». Тройной тариф — сделаю. По поводу качества… тут сложнее. Разве не может быть качественным быстрый, легкий линейный рисунок, слегка подкрашенный… на который ушло максимум полчаса-час? Впрочем, тут у каждого свои предпочтения.
Елена, да, вот тоже думаю — чувство ответственности надо держать в разумных пределах и иногда давать волю здоровому пофигизму — а то оно иногда только вредит.))
если я пишу «душевно», то подразумеваю, что это произведет умиляющее впечатление на «мамочек» :)))
в очень редких случаях, подразумевается, что тронуло какие-то струны во мне, умилило.
Качество не зависит от цены напрямую, но зависит опосредовано — я-то не стану по-разному работать ни за 100баксов, ни за тысячу, якобы, в первом случае — спустя рукава, а во втором — вылизывая каждый штрих, но я просто не возьмусь за ту, цена которой ставит меня в положение, что я, по сути, не только делаю работу, но и оплачиваю ее. Значит будет делать кто-то. И делать, наверняка, быстрее)). Но то что он сделает за 3 дня, я лучше сделаю за полчаса. А то что я сделаю за 3 дня — он вообще никогда не сделает)))). Поэтому сумма и качество таки связаны.
Не, Сергей, «спустя рукава» — за любую цену — не стоит. Это потом боком выйдет. Другое дело, что можно «упростить процесс» (и убыстрить)без потери качества — ведь не секрет, что картинку можно нарисовать как лаконичную, так и заполненную деталями до отвала — но обе одинаково хорошо)). Или варьировать стили. Например, если с контуром рисую быстрее, чем без оного…
Но, само собой, такие расценки, какие стремились вчера предлагать заказчики (и которые, кстати, почему-то собрали здоровенные очереди) — это уже нонсенс. Тут никакой стиль не спасет, мне кажется.)))
вот ты поменяла аватарку и как-то душевнее стало. плюсую тему.
:))) Владимир, ну так давно надо было намекнуть, чтоб поменяла)). Или булька так отпугивал?:)))
Ольга мне иногда ставит в укор, что мол ты сделал эскиз «без эрекции»:)) и говорит чувствуется сразу и потом его делает в цвете, и тоже никакой радости. А когда все было «с куражом» то и работать с ним, эскизом — совсем другое дело.
А про гонорары — совершенно согласен с Сергеем. Лучше себя не сделаешь. Можешь только взяться, или не взяться.
:))) Вот. Чувствуется ж как-то это? но как? механизм этого чувства загадочен. «Эскиз без эрекции» — очень меткое выражение:))
ишь ты.какие у вас игры.буду присматриваться внимательнее к вашим картинкам:)))
А я вот, во время эрекции, рисовать не могу…раньше рисовал конечно, но не для детей
Если объстоятельства вынуждают, а цена не устраивает, на качестве работы это все равно скажется, как ни крути
Ирина, если долго пребывать в таких обстоятельствах и таких ценах-то да, рано или поздно скажется. Если разово — не факт)
По-моему иллюстраторы, в отличие от обычных художников, все лицедеи. И, набравшись кое-какого опыта, можно и, находясь в совершенно распоганейшем настроении, делать, делать такие картинки, по которым зритель/читатель и не догадается, что у вас было на душе в этот момент.
+1
само собой)), но мы ж не об этом.
тоже склоняюсь к этой мысли, Сергей.))
Я поповоду гонорара….можно рисовать в разных техниках. Если я вырисовываю каждый кусок картинки это одна цена. Можно просто рисовать линией подкладывая цвет, это уже другая история и другая цена. Скорость в разы отличается, но последний стиль скорее более журнальный, но он тоже востребован.
Душевность мне кажется получается в картинке, если поймал волну)) Но были случаи. когда сам лично считаешь что картинка не удалась, а всем нравится…наверное просто совпадение)))
Совершенно согласна. Могут быть разные варианты исполнения за разную стоимость.
того же мнения насчет техник, Виктор))
Я как-то раз сильно разочаровала редакторицу, сказав что муза у меня продажная…(Зачем птицам деньги?))) Чем больше платят, тем лучше рисую. Так получается… Спасаюсь тем что за совсем не устраивающие гонорары и темы не берусь.
А вот эти слова про «душевность»…. для меня тут ваще каким-то непрофессионализмом попахивает. Точно что для мам на площадке в песочнице))) Хотя для них и рисую))))))))))))
я обычно говорю — у меня Муза — девка подневольная — в какую позу поставишь, в той и стоит)). Это любители ждут какого-то вдохновения, а нам работать надо)).
да, муза у нас точно продажная))
Люблю пофилософствовать, когда заняться больше нечем). Один блог со схожей темой я проглядел, и он куда-то подевался, так хоть здесь оставлю какой-никакой комментарий. Иногда, когда я пересматриваю свои иллюстрации или перечитываю стихи, вспоминаю эмоции и мысли, бурлившие в голове в момент творчества. И, если эмоции были негативные, то и рисунки смотреть не очень хочется. А как их в этом смысле воспринимают другие, пока не интересовался. Но, если сравнить душу с горшочком золота, то выражение «вкладывать душу» приобретает особенный смысл). Целенаправленно или нет, но душу мы вкладываем во все, чего касаемся. Будь то живой человек или же неодушевленный, казалось бы, предмет. Вот, сейчас вы вложили в копилку моего ума монетку своей души. И все, теперь она моя, хе-хе). Есть альтернативный термин слова душа — энергетика. Главное, чтобы люди, окружающие вас были бы столь же щедры как и вы)!
Belvolas… я вряд ли смогла бы вспомнить, в каком состоянии была, рисуя ту или иную картинку — их просто слишком много)). А дневников не веду… Сейчас вот прочитала Ваш комментарий и потихоньку завидую (по доброму))) — Вы помните свои эмоции и какой отпечаток накладывали на творчество.
Единственное — беря в руки ту или иную изданную книжку, точно знаю — эта мне нравилась, эта нет. Ну, и могу заценить степень того, что получилось))
Есть ряд рисунков которые рисовала будучи беременной. меня тогда малость подташнивало. так вот теперь я на те рисунки и смотреть не могу) тошно становится) Хотя, понятно, это исключительно мои ассоциации.
Каждый видит что-то свое. и если что-то в рисунке перекликается с его душой, то он говорит «Это душевно». Порой один и тот же рисунок кто-то в пух и прах разнесет, а кто-то восхитится…
С подозрением отношусь к словам «душа» и «душевность», когда их применяют к изобразительному искусству. В последнее время их навострились употреблять всякие криворукие дилетанты, желающие называться художниками. Обычно применяется к крепким профессиональным работам, где особо ни к чему не придерёшься. Тогда в ход идут эти замечательные термины. Типа: «сделано без души», «холодное ремесленничество» и прочая бессмыслица.
Хм…можно сказать, эти термины каждый применяет «в меру своей испорченности»))
«Холодное ремесленничество» — это не бессмыслица.
это нормальная производственная вещь:)))) — работа есть работа, в этом и профессионализм, что вне зависимости от того, чем занята голова, руки делают свое)).
Вы главное не волнуйтесь.)
Ещё компьютерную графику иногда «бездушной» обзывают. Типа компьютер бездушная машина и всё такое. :)
Да, очень распространено.
Только при этом, когда эта компьютерная графика напечатана в книге, то многие и не верят что это делалось на компе, а не на бумаге)
+++
Насчет душевности… Я разделила для себя ремесло за деньги и работу для себя. Если сюжет не цепляет, или вообще проходная рекламная картинка… Не парюсь, и делаю, просто опираясь на опыт (его-то не пропьешь), а голова в это время занята другим. Если есть «душевные» заказы — тихо радуюсь.
Иногда пускаюсь во все тяжкие — откладываю все (если сроки позволяют), и делаю свое — просто, чтобы оттянуться как следует, и сделать, что хочется.
terra1100, ага. Когда книга подходит к концу и рисуешь пятидесятую картинку с одним и тем же персонажем (а он уже к этому времени " в печенках сидит»))) — только и спасение — черкануть что-нить для себя по быстрому. Этакая «Матрица. Перезагрузка»:)))
мало у кого вижу работы с душой. всё больше с душком.
Ну вот «Пришёл лесник и всех разогнал» :))
наблюдается такое.
по моему — ответ то на все вопросы — простой — изворАчивайся змЕем, рубАй с плеча, шарАхай крупнокалиберным,
но
изыскивай способы, чтоб работать за деньги, и при этом работу выбирать такую, какая вся в кАйф.
только тогда — ощущение счастья витает по мастерской — круглосУтошно. Я по этому даже в запоях — ни физически, ни психологически — не нуждаюсь, так как при малейшем признаке, что меня сейчас что-то начнёт напрягать — стараюсь источник негатива — изолировать и устранять — всеми доступными методами — не требующими нарушения уголовного кодекса, конешно:))))
естеппственно — жЫсть штука подлая — сначала вродь как угостит конфеткой — чтоб скУс почуффствовал, а потом начинает подсыпАть обломАсиков. Но ить — на то человеку раскумЕк БАшкателОк — пусть вАрит, варианты вырабатывает, тактику и стратегию.
прямм всё гладко шоб булО — врать не хочу — ДА — не всё гладко, как задумывается изначально. однако со временем — всякую заковыристую задачку — рано или поздно — удаётся одолеть. Правда упорства приходится прилагать — титунИческава масштАбу
:)
Станислав, т. е., если я правильно поняла суть Вашего высказывания — всё делаете с оптимизмом и этот оптимистический настрой прям -таки «перетекает» в Ваши работы? :))
Свои «внутренности» всё равно приходится вкладывать-)) иначе насилуешь сам себя, это конечно моё мнение-)
ну, заказчику не внутренности нужны)), а качественно и в срок исполненная работа за скромное вознаграждение))), так что, нафига ненужные жертвы — проще исполнить что он хочет.
Миша, да нет, не сказала бы, что там… «насилуешь сам себя». Такое достаточно редко бывает))). В основном работу делаешь вот как Сергей ниже написал — «мысли отдельно…» . Разговариваешь с кем-нибудь попутно, музыку слушаешь и т. д. «Внутренности» если вкладываются, то в подавляющем большинстве случаев исподволь, незаметно для самого себя:)
Оль, ужасно любопытно было бы увидеть картину нарисованную в точно запомненом автором состоянии и попытаться угадать — в каком именно….. Потом услышать авторский вариант развития событий……
:-)
Наташ:), достаточно спросить у любого, выложившего в портфель только выполненную работу:)
Запросто могу сказать, какую аудиокнижку слушала, когда рисовала ту или иную картинку…, даже если это было год назад. А состояний 2: рабочее и не рабочее:)
Со вчерашнего дня у меня с заказчиком непонятки.
Изначально было просто задание, набить текст на синем поле. Я проявила душевность и выделила нужные по смыслу слова чуть покрупнее.
Теперь полный пипец. Заказчик хочет некоторые слова в тексте сделать ЕЩЁ и намного крупнее. Но тогда весь текст выходит из заданных рамок. Я увеличиваю слова, а весь текст после этого уменьшать приходится. Заказчик получает по почте эту фигню, возмущается и просит опять увеличить весь текст. Со вчерашнего это было уже 4 раза. Сегодня пошла на хитрость, вместо Ариала сделала те слова, что надо выделить, АриалБлэк. Молчит. Видать понравилось.
Вдохновение упало ниже плинтуса
barakaska я стесняюсь спросить.а.ариал.вы используете чтобы поиздеваться на заказчиком, ну типа…посмеяться?
Или.вы реально решили его использовать?
Ой.мы о полиграфии говорим? Может я не так понял?:)
barakaska — вот так душевность убила вдохновение… Граждане, будьте осторожны!:)
Тоже считаю что дело в профессионализме. Видела как-то девочка художница выложила свою работу, которой очень гордилась. При первом же взгляде была видна куча композиционных ошибок, некачественно местами прорисованы персонажи, и ощущение как говорится «начала за здравие, кончила за упокой», как будто домазывала уже потому что устала в конце)) Я удивлена была что 99% комментариев было «как душевно», «как мило», «я плакал» и т. п. Один человек написал справедливые совершенно замечания по работе в вежливой форме, а в ответ фразы типа " мне плевать че вы думаете, я рисовала с душой, прониклась, откайфовала от работы, а че получилось неважно». Я считаю это непрофессионально, свои очевидные косяки надо уметь видеть и признавать, а покрывать всё «душевностью» удел дилетантов.
Кстати всегда думала, что если я довольна работой, то и заказчик будет доволен. Но почему то самые удачные работы, которые принимались без замечаний на ура, я рисовала одной рукой, второй рукой играла с ребенком, третьей рукой готовила обед, а думала вообще как бы завтра с детём к врачу успеть пораньше)))) Работы получались неплохие, но хотелось сделать лучше, а заказчик писал что-то типа " Юля как здорово, видно что сделано с душой»)))))))))) И бывало работы, над которыми думала долго и можно сказать вкладывала душу, заказчик удостаивал только фразой «неплохо, но немного не то» или «ладно, за неимением у нас времени примем». Пойми этих потребителей, где они там видят душу, а где нет
О том и речь, Юля.