Легендарный Мастер иллюстрации.

Main kanevskiy aminadav moiseevich 03

Книги с его иллюстрациями печатались миллионными тиражами,неоднократно переиздаваясь.Его сатирические плакаты и карикатуры были популярны и их помнят по сей день.Народный художник СССР и действительный член Академии художеств СССР, он имел государственные и международные награды...Аминадав Моисеевич Каневский родился 17 марта 1898 года в украинском городе Елизаветграде(ныне Кировоград).Трудное детство в многодетной и небогатой семье,Первая мировая война,революция,служба в Красной армии.Рисовал везде и всегда,в 1921 году был направлен из воинской части учиться во ВХУТЕМАС,где закончил рабфак в 1924 году,после чего уже учился на графическом факультете ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа с 1924 по 1930 год.Педагогами Каневского были такие мастера,как П.Я.Павлинов,Н.Н.Купреянов,В.А.Фаворский и Д.С.Моор.Первые работы Каневского появились в печатных изданиях ещё в 1924 году.Он работал в журнале "Пионер",газете "Комсомольская правда".С 1936 года постоянно сотрудничает с журналом "Крокодил".Художника называют "Мурзилкин папа",именно Каневский создал в 1937 году образ  персонажа Мурзилка,привычный теперь уже всем- жёлтый и пушистый зверёк в берете и в шарфе.Каневский иллюстрировал произведения Н.В.Гоголя,А.П.Чехова,М.Е.Салтыкова-Щедрина,В.В.Маяковского.Но наверное особенно он был любим маленькими читателями,для которых его рисунки к книгам С.Я.Маршака,К.И.Чуковского,А.Л.Барто,Н.Н.Носова,С.В.Михалкова  выполнены с большим чувством юмора и если можно так выразиться были очень озорными.А  его знаменитые рисунки к "Золотому ключику или Приключениям Буратино" А.Н.Толстого помнит не одно поколение...Каневский признанный мастер острого и точного рисунка пером,отмечают его юмор и гротеск в работах.И его требовательность к себе,как к художнику.При каждом переиздании того же "Золотого ключика" он создавал новые иллюстрации,дорабатывал и улучшал уже казалось бы успешное оформление книги..                                              Аминадава Моисеевича Каневского не стало 1 января 1976 года 

Комментарии56
avatar

Работы А.М.Каневского

Murzilka 3
001
005
010
99408
99408 2
99408 3
109995
109995 1
109995 3
109995 4
110047
110047 1
110047 3
033
009
67928
67928 2
67928 9
67928 16
109968
185712
96184014
Img 4297
96184001
96184002
96184010
96184037
96184038
96184040
96183971
96183972
96183967
96183953
96183954
95846
116526
89947 2
89947 3
89947 9
89947 17
89947 18
89947 22
89947 24
89947 27
96183957
96183955
89947 31
89947
2 Январь 2018, 02:19
avatar

Спасибо, Александр! Смотрел с интересом, не меньшим, чем в детстве.

2 Январь 2018, 09:56
avatar

Аминодав Моисеевич Каневский был первым из художников в мастерскую которого для показа моих детских рисунков я был приведен приятелем моего отца каррикатуристом Генрихом Оскаровичем Вальк . В те далекие времена мне посчастливилось побывать еще у К.Ф. Юона и скульптора Коненкова на площади Пушкина. Туда нас занимающихся в художественной студии Городского Дома пионеров, всей группой повел наш преподаватель Александр Михайлович Михайлов /светлая ему память/.

2 Январь 2018, 11:48
avatar

Побуду-ка я быдлом и свиным рылом в калачном ряду. Доставайте минусомёты.

-

Приятные иллюстрации местами, с явно поставленной в академшколе рукой на штриховочку. Но не более. Не ощущаю я легендарности. Возможно она в объёмах работ и в участии в кучище изданий.

-

У меня были книги с его иллюстрациями. И уже в детстве мне они не особо нравились, не хотелось порассматривать. Они были скорее цветными пятнами и заполнителями пустого места в книжке. А именно этот мурзилка казался уродливым по всем параметрам. И сейчас тоже кажется: мятый, колючий и крайне противоестественно выгнутый в своей позе. Обложка тараканища — халтура постыдная. У меня тоже в детстве такая книга была и я тогда думал, что это какая-то картинка из древних времён, когда рисовать не умели.

-

И я категорически не могу понять, как вообще может иллюстратор с такими небрежными и поверхностными, эскизными рисунками называться легендарным, когда работы его даже рядом не валялись вот с этими (прикрепил). И, что уж говорить, даже с рядом местных иллюстраторов рядом не валялись.

-

Я вот буквально немножко листнул по порядку поток работ на главной и наткнулся на Горнова Александра.

http://illustrators.ru/illustrations/851614

Я ему не друг, не сват, не брат, не знаю его заслуг (может он тоже сверхлегендарный) и первый раз заглянул в портфолио сейчас. И в его работах, выполненных в такой вольной эскизной манере, ощутимо больше пластики и ясности, на мой взгляд.

-

Вон у нас [не буду по именам] тоже много работает, много книжек иллюстрирует. В цвете. С детальками, штришочками. И мне боязно дожить до тех времён, когда он станет «легендарным» только за то, что много чего проиллюстрировал.

Egunov 1
Rachev 1
2 Январь 2018, 12:19
avatar
Татьяна Бойко
Кобозев Вячеслав
0

Поддерживаю, как можно так не уважать детей, чтобы так для них рисовать

2 Январь 2018, 12:55
avatar
Алексеевская Оксана
Кобозев Вячеслав
3

Вячеслав, вы не учитываете технологические ограничения, в которых вынуждены были рисовать иллюстраторы времен Каневского. Конечно, сейчас трудно представить, что в тогдашних ТЗ указывалось и количество красок, в которых должна была быть сделана иллю. Большая часть книг для детей печаталась в ч-б. то есть в один цвет, полноцветная только обложка. Это делалось в том числе еще и потому, что издание могло воспроизводиться в провинциальных издательствах, где не было мощностей для печати полноцвета. У меня есть. например , издание книги "Приключения Буратино" с иллюстрациями Каневского, напечатанное в типографии нашего Центрально-Черноземного книжного издательства (почившего в 90е годы). Так что Каневский гениален еще и тем. что вынужден был находить яркие художественные средства выражения в очень узких технологических рамках. Собственно, как все художники того времени, безотносительно географии .

2 Январь 2018, 19:50
avatar
Татьяна Бойко
Алексеевская Оксана
-2

технологические ограничения? ладно, посмотрим на ч/б иллюстрации тушью: танцующая слониха- это же кошмар кошмарный, как и вся графика.

2 Январь 2018, 20:46
avatar
Алексеевская Оксана
Татьяна Бойко
1

Красота - в глазах смотрящего))) а также De gustibus non est disputandum. Имеете право не любить и осуждать.

2 Январь 2018, 21:38
avatar
Кобозев Вячеслав
Алексеевская Оксана
0

Я учитываю. Иначе докопался бы к жухлому цвету.

Но сам рисунок местами вызывает вопрос «чтоэтоб…», например противостояние банд Буратины и Карабаса. Ракурс чуть сверху изуродован. Сами фигуры это какой-то ад. Для эскиза — ок, нет вопросов, сойдёт обозначить пятнами кто где.

И что у пляшущей слонихи под юбкой за хоботонога такая трёхметровая? Ощущение, что автору было плевать вообще. Чё-то там набросал-заштриховал как-то-так-примерно и норм. «Хуяк-хуяк и в продакшн!».

-

При этом рассеянный, который надевает гетру(?) замечательный просто в своей пластике и позе. Плевать на диспропорции.

2 Январь 2018, 22:37
avatar

мне тоже, как-то не очень.....

2 Январь 2018, 14:52
avatar

Очень живые,дышащие работы,сильные композиции,сейчас они мне нравятся больше,чем в детстве)

2 Январь 2018, 15:40
avatar
Кобозев Вячеслав
Сальникова Людмила
-2

С живостью не спорю, очень подвижные, как раз из-за манеры изображения. Только вот Джейсон Поллок тоже очень подвижный, а толку?

2 Январь 2018, 18:52
avatar
Екатерина Шахова
Кобозев Вячеслав
3

Эмм, в смысле толку?🙄 Поллок сам по себе -целое направление в искусстве, у нас у него куча подражателей, не говоря уже о том, что его картины-одни из самых дорогих в мире😀Ну и Поллок же не иллюстратор, почему именно с ним сравнили?

2 Январь 2018, 19:49
avatar
Кобозев Вячеслав
Екатерина Шахова
-2

Поллок (Джексон, прошу прощения) сам по себе целое направление в экспериментах с красками и в торговле акциями. Вот даже вы про деньги сразу вспомнили. Искусство-то тут причём?

Поллок прекрасен как акции: уникальный авторский узор, как на купюре, никому не понятно, потому цену нельзя привязать ни к чему, что возможно оценить, а значит, можно назначить любую. Заметьте, что любую цену помимо подобных экск…экспериментов могут назначать только на работы, которые являются самыми офигенными в своём направлении. Для старой школы — самыми выразительными. Для некоторых современников — самыми задротскими.

-

Потому и сравнил, что на голой подвижности штриха ничего не едет, ни история, ни эмоция.

2 Январь 2018, 22:44
avatar

обожаю Каневского!!!

!!! один из самых любимых в детстве, да и сейчас не менее восхищает

спасибо, что вспомнили!

Кобозев - горе-искусствовед

2 Январь 2018, 16:43
avatar
Кобозев Вячеслав
Елена Атаева
1

Ни разу не претендую. Сразу заявил, что я быдло, ничего не понимаю и лично на мой вкус во-первых, есть иллюстраторы, которые на несколько голов выше, а во-вторых у этих самых, как-то получилось совместить и живость и подвижность и ясность и интересную многофигурную композицию, а не делать её по типу «кучка персонажей там, кучка напротив».

-

Ни разу не посягаю на чьё-то субьективное обожание этого автора. Равно как и прошу не посягать на моё субъективное ощущение возникновения посредственности и халтурности в работах Каневского. При этом я согласен, что есть очень даже хорошие и приятные.

2 Январь 2018, 18:56
avatar
Елена Атаева
Кобозев Вячеслав
0

спасибо за дискуссию, Вячеслав)

ну, конечно возмущает, что кто-то посягнул на твое детство

нормальная реакция

соглашусь лишь, что Каневский будет раздражать современного перфекциониста

меня не раздражает, поскольку мой перфекционизм гораздо младше иллюстраций Каневского

наверное не понятно выразилась

в общем, иллюстрации попались ко мне в руки раньше, чем развился этот грех

3 Январь 2018, 17:07
avatar

Спасибо! Давно не видел, а энергия по-прежнему излучается. т.е. человек сохранил часть себя после смерти. Удивительно

2 Январь 2018, 18:51
O

Про А. Каневского и др. из воспоминаний Е.Т. Мигунова "ВГИК" (В отрывке Толя - это А.П. Сазонов)

"У меня же были сплошные пробелы в эстетическом образовании. Образцами для меня служили сомнительные по вкусу, но смешные и симпатичные открытки, коллекция которых была в альбомах моей тетки. Разрозненные «Крокодилы», случайно попавшая в дом пара томов «Motion picture herald» (подшивки американского киножурнала с небольшими вкраплениями карикатур невысокого вкуса) – вот и весь мой багаж. Ну, еще детские книжки.

Вкус у меня был неразвитым. Я с удивлением узнал, что Толя с полным презрением относится к Топикову – крокодилисту, рисунки которого, выполненные в иллюзорно-живописной манере, были (как я вижу сейчас) уродливо гротескованы по форме и пропорциям. А мне он нравился. Ротов – еще больше. Толя к Ротову относился сдержанно. Мне же, в свою очередь, не очень светили жестокий Буш (его я знал!) и резкий, грубый Радаков. Малютин – вообще раздражал своей «неумелостью» и «детскостью», Каневский – изломанностью и какой-то неумелой деформацией, уродливостью своих персонажей.

Но, безусловно веря Толиному вкусу, подчиняясь его авторитету, поддерживаемому мнениями других лиц, и просто со временем прозревая, я полюбил Малаховского, хотя мне казалось, что он недодумывал свои рисунки (я любил деталь. И за это – Ротова). Малютина оценил только в последние годы, когда не только созрел, но и в значительной мере перезрел… У Каневского стал восхищаться цветовым решением, плоскостностью, смаком черного пятна и фактурой пера. Чистотой стиля."

2 Январь 2018, 21:05
В

Однажды участвовала в оформлении сцены, моя задача была нарисовать 4-х метрового в высоту сфинкса, в мастерской он не помещался, и я вынуждена была работать в фойе. Ребята осветители были ярыми поклонниками Михаила Круга и крутили его без перерыва. Первый день эти блатные песни меня очень раздражали. На второй – перестала сопротивляться. На третий день, идя домой вечером напевала «Владимирский централ». За три дня – «прозрела» и «полюбила».

2 Январь 2018, 22:05
avatar

>плоскостностью, смаком черного пятна и фактурой пера

Ммм как элитненько!

Через мои неправильные очки это выглядит как восторг музыканту выраженный во любви к «трёхаккордности песен, смаку пауз и шагу намотки гитарных струн»

2 Январь 2018, 22:22
O
Orlovski
Кобозев Вячеслав
0

Чисто детские впечатления: вот нравился Каневский и всё тут, нравился Алфеевский (не скрою, и у того и у другого были рисунки для меня не очень, но их было мало). Когда в "Веселых картинках" и "Крокодиле"стали появляться рисунки В.Каневского (вроде сын), подражавшего стилю А.Каневского, вот тут стал виден за версту, то что написал Мигунов, чистота стиля А.Каневского, потому как В.Каневский и близко не....

2 Январь 2018, 22:55
O
Orlovski
Orlovski
1

Кстати, у меня подписка на электронную библиотеку и там выставляются старые журналы и газеты 20-30-х годов и есть там в начинающих художниках В.Конашевич и А. Пахомов, так это как бы помягче, если бы вы увидели те рисунки, то... ну они бы не понравились, и я не уверен, что выстави их здесь на сайте, они бы набрали по 5 баллов. Но вот более поздние их работы это шедевры.

2 Январь 2018, 23:04
В

В советское время художники получающие заказы на оформление книг с миллионными тиражами, были закрытым элитным клубом. Вот, взяли бы вместо В. Каневского ( сына А. Каневского) молодого талантливого самородка со стороны... и сравнили "чистоту стиля"

2 Январь 2018, 23:39
avatar

Насчёт "закрытого элитного клуба" миллионных тиражей - это всё домыслы и фантазии нынешних художников, не заставших того времени. Мне, буквально, вчерашнему студенту, третью по счёту книжку дали двухмиллионного тиража. Да, в принципе, она могла бы оказаться и первой по счёту, - гонорар от тиража никак не зависел.

3 Январь 2018, 05:21
В
Виктория
Яровой Сергей
0

"Буквально, вчерашнему студенту" - окончившему элитную школу ..., имеющего мастерскую на Арбате - всё благодаря только 100% Вашему таланту?

3 Январь 2018, 10:17
avatar

МСХШ - элитная школа, с чего вы взяли? Половина, учившихся вместе со мной в классе, была из обычных рабочих семей. Из 22 человек, детей художников было всего четверо, несколько человек вообще иногородние - жили в общежитии.

3 Январь 2018, 13:50
В
Виктория
Яровой Сергей
0

С чего взяла?))) Ну, таких школ, всего три на весь Союз было. Школа-интернат для одарённых детей всей страны, а в ней всего училось несколько человек иногородних. В основном одарённые дети рождались в Москве и Московской области - аномальная зона видимо влияла.

3 Январь 2018, 17:28
avatar

Ну, возможно, больше трёх художественных школ и не нужно было. А вы думаете, что лучше сейчас, когда каждый год вылупляется по несколько тысяч новых художников? По-моему переизбыток ещё хуже.

3 Январь 2018, 18:50
В
Виктория
Яровой Сергей
0

Таки школа элитная...

3 Январь 2018, 20:40
avatar

Ладно. Убедили. )

3 Январь 2018, 22:07
avatar

Да, иногда встречающаяся странная деформация с непонятной целью еще в детстве приводила в недоумение и раздражала. Сейчас бы сказали - что-то забористое покурил художник, рисуя вот эту картинку... а, когда рисовал эту - не курил. Не знаю, почему так... "Мишкина каша" - что с туловищем у мальчика? Это нарочно(тогда нафига?) или не заметил, когда рисовал? С детства не давал покоя этот вопрос... В то же время Буратино - все зашибись...

3 Январь 2018, 11:52
avatar
Есаулов Ильяpro
Володькина Елена
1

Меня и Буратино в детстве не устраивал....слишком корявое всё.

12 Январь 2018, 10:12
avatar

В тот период (первая половина 20 века) детская и детская юмористическая иллюстрация только складывалась. Ведь в 19 веке можно сказать что детской иллюстрации вообще не было. Рисовали для взрослых...

2 Январь 2018, 21:17
avatar
-1

Вот да, ощущение, что часть изображённого была бы уместна в газетной карикатуре. А не в книге. Тем более детской.

2 Январь 2018, 22:27
avatar

Р.S. У каждого есть своё мнение и каждый имеет на него полное право...И естественно я тоже не посягаю ни на чьё субъективное мнение и не навязываю своё.Такие художники как Каневский,Мигунов и многие другие просто уже вошли в историю нашей книжной графики.Их уже давно можно называть и "легендарными" и "прекрасными" и "известными"- как не назови сути дела это уже не изменит. Делить книжную графику на плохо знакомую многим в силу возраста "советскую"или нет, это другой вопрос,но знать её надо.И критика вещь полезная,а не пустое критиканство .Скажем выражение " это же кошмар кошмарный,как и вся графика" делалось в адрес конкретной работы,но потом уже огульно было "оценено" и всё творчество Каневского. Такое заявление выглядело бы куда солиднее и весомее,если бы в портфолио у так лихо поставившего крест на всех работах мастера... была бы только одна аватарка,но опять же это чисто моё субъективное мнение.

3 Январь 2018, 10:08
avatar
Светлана Бехор
Александр Юзбашев
6

Несогласна с вами, я вот тоже не любительница этих иллюстраций хотя они на эпоху моего детства пришлись. И с тем не согласна, что называя это «легендарным» вы ненавязчиво высказываете своё мнение. Та ки да, навязчиво. За всех ка бе получается …

Меня например вдохновили на изучение искусства ни эти картинки, а почтовые марки с картинками Рафаэля, размером со спичечный коробок. Те что в ларьках сою-печати продавались.Так что это просто ваши предпочтения а не «легендарный художник»

Многие равнодушны к его картинкам, - да живенько нарисовано, динамично ну и всё в общем то.

3 Январь 2018, 11:25
avatar
Светлана Бехор
Александр Юзбашев
1

Кстати … думаю они, эти художники, исчезнут из виду навсегда вместе с людьми которые выросли на этьих картинках, сейчас им по 60 лет … значит лет через 20-30 -(+,-) я не математик

Надумаю что слово «легендарный» к ним прилипнет навеки.

3 Январь 2018, 11:34
avatar
Есаулов Ильяpro
Александр Юзбашев
0

Но мы ....те кто ценим.Всё таки должны видеть разницу...."квантового скачка"Мигунова от того что делал Каневский. Мы если уж взялись быть ценителями и почитателями...ОБЯЗАНЫ...понимать и ОЦЕНИВАТЬ на какой почве, построена "ракета"Мигунова.Потмоу что если Каневский это ,скажем так...."первые опыты в кружке пионеров"То Мигунов..это "выход Леонова в космос"как минимум .

12 Январь 2018, 10:16
avatar

Буратино Каневского - шедевр, однозначно. живой рисунок, композиция - всё четко! юмор прекрасный, обожаю! :)

3 Январь 2018, 10:13
avatar

да да да

3 Январь 2018, 17:20
avatar

Когда профаны не понимают что такое "живой рисунок c характером" , так сказать "алла-прима" от графики, сложно чего-то доказывать....

Безусловно есть такое, исполнение иллюстрации в виде наброска, зарисовки....

Но посмотрите итальянский рисунок 16-17 века....

Много интересного увидите.

Нынешним иллюстраторам подавай фото....SG .....

3 Январь 2018, 11:49
avatar

А я думаю что вы неможет живость рисунка от небрежности рисунка отличить, да и вообще торопитесь называть профанами людей вам непонятных, это самое настоящий бескультурнейший бескультур))).

3 Январь 2018, 12:08
avatar

Нынешним иллюстраторам подавай красоту. Рисунки Альбрехта Дюрера тоже можно.

К слову CG. Фото не надо, нынче фото в чистом виде редко куда публикуется. Потому что уступает оно внимательно и художественно обработанному фото.

4 Январь 2018, 21:05
avatar

Ага, простите.

Для того чтобы выразить образ не обязательно обладать педантичностью в рисунке.....В небрежности есть свой смак....

В прочем это вам не понять....Тонкая вы наша.....

3 Январь 2018, 14:31
avatar

Да )))так уж получилось… родители мои слишком рано отвели меня в Третьяковку… вот и померкли в моих глазах все илюстрашечки из детских книжек… пришлось слишком рано на книжки без картинок перейти. Украденное детство понимаете ли

3 Январь 2018, 15:43
avatar
Елена Атаева
Светлана Бехор
0

Ну Светлана, дело не в юном возрасте,

вот я тоже была отведена туда раньше, чем себя помню...

Княжна Тараканова, Иван грозный и Утопленницы Перова одни из самых первых воспоминаний детства.

НО книжки с картинками при желании никто не отберет у большого любителя. просто не ваше

3 Январь 2018, 16:58
avatar
Светлана Бехор
Елена Атаева
4

Возможно…я ж не против, любите,наслаждайтесь, только не перестарайтесь с деферамбами легендарность всё-таки это такая вещь спорная она выдаётся только абсолютным чемпионам., причём единогласно а не в тесном кружке книголюбов.

3 Январь 2018, 17:29
avatar
Кобозев Вячеслав
Светлана Бехор
0

Плюсую. Одно дело восхищаться, да хоть во всеуслышанье, другое — присваивать ранг легендарного. То есть возомнить, что прям все его почитают, знают и любят. По факту не все. Далеко не все.

4 Январь 2018, 21:06
avatar

Кстати, это иллюзия ваша, небрежность кроме небрежности больше ничего не выражает и не создаёт.

3 Январь 2018, 16:01
avatar
Кобозев Вячеслав
Светлана Бехор
0

И правы и нет. Невнятная каша позволяет додумывать. Однозначно чёткая работа — не позволяет.

И так уж устроен зритель, что предпочитает поработать вместе с художником, додумать, но, чтобы ему направление додумывания указали, причём неявно.

4 Январь 2018, 22:33
avatar

Yes////////////Ну гат раки ра.........

Иногда в спешке не замечаешь....

3 Январь 2018, 16:00
avatar

Эдгар Вальтер для каждого (!) переиздания «Муфты и полботинка» делал иллюстрации заново. Это отношение к жизни и работе

3 Январь 2018, 21:57
avatar

Прикольно когда о "живости характера в рисунке",кто профан рассуждают люди не умеющие передать эту самую..."живость"

Нет.....петь о ней.."ВИИИИДЕТЬ" неуловимое....говорить что это есть и ТОЛЬКО ОНИ ВИДЯТ ....они могут.А вот нарисовать,сделать эту живость,что та....сик-сик.....и не могут.

12 Январь 2018, 10:19