Когда не стоит брать заказ
Пост для начинающих. Не наступайте на грабли.
Мастодонтам и любителям поплеваться на стене - вы можете пройти мимо) Этот пост для новичков.
Несколько лет на фрилансе, (да да, я недавно художник) привели меня к некоторым выводам. Речь пойдет о заказчиках. Я тут постарался собрать топ схем диалогов, которые должны вызвать у художника «тревожный звонок». Опыт показывает, что скорее всего такие заказчики создадут массу проблем и лучше свернуть с ними общение сразу или в ближайшее время прекратить сотрудничество. Предлагаю вам также дополнить этот список.
1. Элементарное неуважение. Заказчик сразу, без спроса, переходит на «ты». Не представляется, не здоровается. В беседе явно старается занять позицию хозяина. Допускает пренебрежительные высказывания о вариантах сотрудничества или вообще профессии художника. Либо в принципе не задает вопрос об условиях работы. Диалог как правило начинается с подобных фраз «вот тестовое. Дедлайн завтра», «присылай скетчи, если понравится начнем работать», «я вообще-то тебе деньги плачу» и тому подобные вещи. В сад.
2. Предлагается тестовое без оплаты, без внятной информации о самом заказчике и об условиях работы в случае успешного тестового. Варианты фраз «вы еще ничего не сделали, а уже за деньги тянете» (взято из реального диалога), «оплата работы по итогам собеседования. – а какая вилка заработной платы? – по итогам собеседования», «чем больше сделаете, тем больше получите» и так далее. Конкретики господа, любители тестовых. Иначе в сад. Здесь следует сказать, что в принципе тестовые, даже бесплатные, это нормальная практика, но берясь за него нужно понимать, а за что, собственно, бодаемся?
3. Работа без договора и при этом без предоплаты. Тут тоже все непросто. Есть масса добропорядочных заказчиков, которые и договоры не оформляют и платят уже по факту выполнения. Они есть. Но! И риск есть всегда. Надо иметь это в виду и работать, только если весь предыдущий диалог с заказчиком прямо свидетельствует – заплатят. Лучше, конечно, сделать свое тестовое – частичная предоплата всегда свидетельствует, что заказчик готов платить.
4. Жалобы на предыдущих исполнителей. Бывает всякое, но обычно это не выносят из избы. Есть же профессиональная этика. Плюс всегда нужно задать себе вопрос – а точно ли проблема была в исполнителе? Фразы типа «мы уже пятого художника меняем», «второй год ищем исполнителя», «никто не справляется» должны явно намекнуть либо на неадекватный запрос, либо на неадекватные цены.
5. Обоснование низкой цены обещанием больших объемов работы. Либо просьба о скидке «за опт». В таких случаях людям следует объяснить специфику работы. У нас тут не торговые сети, а ручной труд. И увеличение объема никак не снижает трудозатраты. Либо в сад.
6. Доводы вроде «почему так дорого? На кворке за 50 рублей такое делают». Ребята, идите в кворк. Зачем вы мне то пишете тогда? Этот пункт сильно пересекается с первым.
7. Отсутствие внятного ТЗ. Никогда, никогда не рисуйте без ТЗ, которое в том числе, должно содержать все технические требования. Нет понимания по техтребованиям – объясните, уточните, утвердите. Нет понимания, что нужно рисовать – работайте на почасовой.
8. Художники художниками. Это тот тип людей, которые, сами не рисуя, начинают рисовать художником. «Здесь бровь чуть повыше, здесь вот давайте губы чуть попухлее, а тут завитков побольше на локонах». К чертям. Объяснять, что весь персонаж может поломаться если эту долбанную бровь повыше сделать бессмысленно. На выходе велик шанс получить буратину. Пусть рисуют сами.
9. Боты. Тут все сказано. Общаться с ботом себя не уважать. Пусть эйчары, которые их используют горят в аду.
10. Десятый пункт не столько к диалогам сколько к договорам относится. Читайте договоры, иначе кабала вам обеспечена. Вносите правки в договоры. Если контрагент серьезный скорее всего пойдут навстречу. Конечно, если пункты не сильно принципиальные. Но обычно правят. Большинство договоров копируется ленивыми юристами и содержит явно лишние или тупые пункты. Такое правят без проблем.
Такие вот мысли.
Согласен полностью. Особенно пункт 8. Вот уж где мозговынос со стороны заказчика бывает!
Было дело)) Учусть на ошибках.
Я ещё добавлю: перед тем, как согласиться рисовать для нового заказчика, недурно будет разузнать о нём информацию. Ну вот хотя бы на этом сайте посмотреть, кто ещё с ними работал, и в личку спросить у людей, какие у них вообще впечатления.
Точно, если есть такая возможность ее обязательно нужно использовать. Жалко редко такое бывает
да, какая разница кто он деньги есть и ладно... если нужно копать информацию вы явно не ту работу выбрали...
Не смог пройти мимо :) По поводу неуважения (первый пункт) для новичка не актуально. В смысле этикет общения сейчас здорово изменился, и обращение на "ты" не просто норма, а ,буквально, корпоративная культура . Плюс нужно учитывать, что поставка неофита в неудобное положение , что бы вогнать его в стрессовое состояние это тоже все отслеживается и учитывается HR. И это технология , которой учат "заказчега" , вместе с основами NLP , на всевозможных курсах личностного роста. Капитализьм во всей красе.
Пунтк второй - тестовое. Это один из вариантов рекламы. То есть основная задача - трафик и PR, а не набор неофитов. Однако, это еще и проверка лояльности и стратегического мышления. Так делали старые цеховые мастера, кстати.
пунткт восьмой. Так то это уж 30 лет называется "интерактив" . Отлично лечится тройным счетчиком за час работы. Демонстрация таймера форсирует момент уверенного принятия решения "заказчегом". :))
По первому пункту да, хотя обычно все таки спрашивают "можно на ты". Ну а если нет, то зеркальное общение возможно, но только если в нем есть цимес.
Про тестовое-рекламу я не понял. В чем профит рекламировать проект нескольким десяткам соискателей?
Во третьему пункту согласен) Вообще любой из перечисленных пунктов очень хорошо лечится тройным счетчиком и таймером))
🔸 примерно через год, оказавшись в бурном акиЯне переРАзвитого капитализма - приобретается бесценный практический опыт, и (даже для молодого, начинающего специалиста) – все ожидаемые проблемы с "потенциальным" заказчегом - становятся очевидными, включая и те случаи, когда, формально - все перечисленные (в шапке блога) пункты... практически безупречны...
просто - если глазами видно, что чувачёк (с той стороны стола) - отъявленный хмырь, г∆ндон и мерзАвец, то (чУйка, воспитанная на множестве собеседований с другими подобными упыря́ми) - уже ни разу не даёт обмануться и, уже за ранее известно, какие подлЯнки и под каким (гладко напомАжэнным пунктом в контракте) - будут применЯться к «батрака́м и холОпам» цифрового вая́ния на рынке услуг в жанре: «сделайте нам красиво»...
🔸так же следует учесть, до какой степени изменился арт.рынок цифрового рисования (иллЮх, полиграфии & рекламы) - после явления на рынок арт•бОтов...
чевО тут насоветовать «юным падава́нам» ищущим своего счастья и творческой реализации - пока не понятно, т.к. на данный момент все "вОды взбаламУченны" и общая картина представителей «успешного успеха» на ниве заказны́х цифровых рисова́шек - слишком пёстрая, и, если кто-то из коллег может «похвастаться», что нашёл себе «уютное и хлебное местЕчко», то это не гарантия, что в подобном же месте найдётся ещё (хотЯбы одна) дополнительная вакансия с шоколАдными условиями для жизни...
уж не говоря обо всей остальной толпе «голодных студентов» и выпускников каких либо "скил фЭктори" ... (и всех аналогов подобных вэб-шарАшэк)...
🔸представителей пункта №8 - физически не перевариваю ещё с начала 90ых (когда в офисах стУдий появились первые кОмпы), а к ним и клиенты, которые обожают «взять худОжнега зАушы» и рулить процессом рисования от «белого листа» и до финАла...
(даже тройная тарификация «жопо•часов» не спасает от дикого желания - ё§нуть такого клиента пяти•килограмОвым монитором, (какие были в офисах 90ых) - по евО тупой башке... с полного размаху)...
и, вот, што забавно, на данный момент - платные бОты, всево за 30-50$ в месяц - позволяют изменять картинку по фрагментно - бесконечное количество раз (ну, в рамках оплАченного месяца, канЕшна)... при этом, бот послушно и безрОпотно - перекрашивает, смещает, поворачивает и редактирует любые детали на "гениальном зАмысле" клиента... в итоге, чаще всего - получается (весьма предсказуемое) га§нИЩще... и клиент прёцца опять к "живому кожанному" рисовальщику, что бы "порулить процессом", как раньше...
ну... тут, брАЦцы, у кого нЕрьвии - жалЕзные, то можно повышать тарификацию "жопо•часов" и в 5 раз...
но, если - одно только рЫло подобных клиентов - вызывает в Вас - острые приступы "физической активности», быстро ведущие к тому, чтобы стать эпицентром разрушительного Торна́до, то, лУЧче не рискуйте и - найдите способы, как взаимодействовать с принципиально другим «сортом людей», чьё присутствие действует на Вас - более благоприЯтственнее...
••• а, иначе - бяда́•пичАлька
✨🌟😉)))✨
во было время раньше) и мониторы были не хлипкие а щас... даже не еб%ть нормально))) развалятся
Универсальный принцип:
-Попробуй! Ты сильный, ты сможешь!
- Нееее, я умный и пробовать даже не буду.
Ну и святая триада:
1 Договор.
2 Чёткое Т.З.
3 Примеры техники, стиля и детализации из моего портфолио.
В принципе, со всеми пунктами согласен. Но если есть силы, навык, умение то практически любую ситуацию можно переделать - нет ТЗ? так вытягиваем его или навязываем своё видение, нет предоплаты? Требуем железо-бетонных гарантий полной финальной. Главное не нюнить и не теряться при общении, всё доводить до предельной ясности и действовать по плану. Иногда заказчик просто сам не курсах - что, почём и как. Я уже давно помимо договора, акта сдачи-приёмки ввёл в пакет документов таблицу-смету где каждая "закорючка" имеет свою цену, сроки, формат с этим сам заказчик предельно чётко видит сколько за что он платит и когда получит.
Пардон за много букавок.
можно конечно все и всех переделать, но только если в этом есть смысл. Если контрагент неадекватен лично я предпочитаю сразу его отправить искать другого исполнителя.
Согласна, ещё бы добавила, что даже с проверенным и постоянным заказчиком брать предоплату за новый проект; подумать над тем, брать ли в доработку проект другого художника (где часто со слоями рамс)
Основа работы очень проста - не дай себя наебать, всё просто, нужен результат? Сначала докажи свою платëжнспособность, готовность инициировать проект, ну и всё такое.
Ох, страшно мне стало....
Не надо бояться, они не кусаются, даже можно их приручить и одомашнить. Есть весьма полезные и толковые. Самому нужно быть толковым и адекватным, тогда и толк будет.
Во времена лучшие Люстробада, Игорь Евгеньевич, кто помнит - Ахав, сказал - Беда если заказчик знает что он хочет, а не что ему нужно.
Согласен на 100500 процентов. 50% предоплату беру всегда! Особенно, если заказ небольшой...
Ну, справедливости ради, надо сказать что:
- договор это не панацея. Доводилось посудиться 6,5 лет назад (у нас сперли рисунок и ушлая мамаша с парочкой детишек из Тюмени тиснула с ним партию открыток 1000 штук, после чего начала ими торговать... В столе у меня до сих пор лежит отказ в возбуждении уголовного дела по заявлению с моей стороны, но зато с открытым делом на меня за ложный донос).
И даже с конкретными прописанными сроками в договоре обычно никто их не соблюдает (говорю как заказчик; у меня вон, по контракту срок выполнения [оплаченных работ] истек еще 15 мая, исполнительница и 10% работ не сделала на 7е июля... Но зато в июне напомнила про 20% сверх суммы за налог. С интересом жду что будет в конце ноября, когда придут контрагенты, проводившие контракт, за началом работ по второму контракту с другой исполнительницей и спросят за первый контракт. А там менеджеры такие, что у меня от них кровь стынет).
С оплатой тоже занятно. Обратил внимание, что художники очень не любят брать 100% предоплаты за работу (когда речь идет про суммы от 800к рублей, например). Мотивируют ну чем угодно - но в основном, что вот денежку они уже взяли, а теперь её отрабатывать надо, мотивации как бы нет ибо денежка уже получена, мям, все дела... (да и случись что, спрыгнуть с контракта не получится, все такое). А я вот наоборот не люблю неполную оплату сразу - хз, что может случится, башка потом у меня болеть будет, как оплатить.
Что до ревизий - ну, как бы три на скетче это норма, а дальше (глянул тут свои контракты) - 20% стоимости рисунка. Этот подход остудит любую горячую голову.
«Аванс — это заедание будущего»
А.П. Чехов
У каждой медали - две стороны))) Но 100% предоплата - реально, наверное, демотивирует! Сам с такой предоплатой не сталкивался...
По поводу 100% предоплаты - как посмотреть, бывает по разному. Зачастую это даже удобнее - прикрыл тыл и работаешь спокойно. Но чтобы прям расхолаживало - маловероятно
В начале пути приходилось иметь дело со всеми типами "адовых" заказчиков. По пунктам полностью согласна, а вот название поста соотносится с реальностью только для тех, у кого есть дополнительный заработок, либо для очень талантливых новичков, которые получают достаточно запросов, чтобы отсеивать проблемных заказчиков.
это да. это всегда сложный выбор "не работать" или "работать через кровь и пот".
Давнишний пост про заказчика.
https://illustrators.ru/posts/nepriyatnyy-osadok-kak-kidayut
В целом все по факту. А в пункте "пятого художника меняем" прямо жирно подчеркиваю красным карандашом как маркер заказчиков, которых нужно по широкой дуге обходить.
Пятого? Меняем? В Химках видимо прикапывают по осени....а голову в авоське с гантелью в Царицынские пруды.
"Карачун тебе Церетели" (Жмурки)
Ну, в 90-х и вопросы шЫдеврофф решались проще) Приходишь к заказчику, а там ген.директор и технолог (этикетки - пивзавод или этикетки, коробки - хлебозавод и т.д.), и никаких советов и совещаний. Ты называешь цену, они тебе пожелания по эскизам и окончательным работам))) А потом на кучу дискет записываешь заказ... Естественно, что на всяких спирт-пив-хлеб-мяс-заводах директора были из братвы. Ни разу проблем не возникало с оплатой.
А в издательствах - сплошь из комсомольских деятелей, вот там прижимистые были заказчики: только себе заработать, а не художнику.
Кому как повезло, я про иллюстрации. У меня первая серьёзная брачная ночь была с "Белым Городом" , всё было по фен шую, я именно тогда и подался в сторону иллюстрации оставив оформиловку. Тогда пары книг вполне хватало на неплохое существование семьи в год. Но это уже конец эпохи 90-х был и наружку начали подминать под себя "фирмы", стало не выгодно, а местами и стрёмно. А потом воздушные потоки занесли меня в чарующий мир антиквариата и коллекционирования.
Очень хорошая статья! Понравилось, что все по пунктикам, четко и с содержанием не поспоришь!
«Без внятного ТЗ – результат ХЗ»
народное )