Сколько стоит иллюстрация: интервью с Филом Дунским
6 лет назад в нашем сообществе уже выходило интервью с замечательным художником и иллюстратором Филом Дунским — это было в далеком уже 2016 году. Сегодняшнее же общение Валерия Гольникова с ним раскрывает темы другие и расширяет предыдущий материал. Например, чуть ниже узнаете про успехи Фила в NFT-искусстве.
Приятного чтения!
Ссылка на профиль Фила в нашем сообществе, там найдете больше его работ: https://illustrators.ru/users/dunsky
Ссылка на инстаграм Фила: https://www.instagram.com/fil_dunsky/
— Фил, я знаю, что стоимость твоих иллюстраций исчисляется сотнями и даже тысячами долларов, в некоторых случаях. Это не совсем привычные цифры для россиийского рынка. В какой момент ты смог перешагнуть страх называть высокие цены на иллюстрации? Что произошло и с чего все начиналось?
— Да практически сразу, как только начал работать. Лет 15 назад рисовал на заказ всего по 100 долларов за картинку, но это был первый заказ и с учётом количества получалось уже нормально для старта (12 иллюстраций). После этого сразу поднял стоимость в 2 раза. Ещё через пару заказов меня отметили на главной странице Behance, начали писать иностранцы и там уже можно было просить гораздо больше.
На снимке: рабочее место Фила
У меня часто бывало в работе одновременно 4-5 разных проектов и параллельно приходилось переписываться с новыми потенциальными заказчиками. Мне как-то очень повезло — почему-то мой кривой объёмный стиль приглянулся в сфере рекламы и первые лет 6 от заказов просто не было отбоя. В книжной иллюстрации, например, бюджеты на всю книгу могут быть меньше, чем стоимость одной рекламной картинки, поэтому, хоть мне и хотелось порисовать для детей, но я никогда этим не занимался — просто самому дороже работать столько времени почти за бесплатно. Когда спрос огромный, то за не очень интересные проекты можно просить в 5-10 раз больше обычного. Иногда и это срабатывает.
Могу сказать, что у меня вообще не было страха просить много (эго гигантское, Я — типа Великий Художник, ну или просто умею продавать, конечно, высоко ценю себя, понимаю, что это только моё мнение, но эта мания величия мне помогает в карьере). Никогда не искал себе клиентов сам. Они приходили ко мне с запросом и почти всегда были готовы играть по моим правилам, потому что хотели именно мою иллюстрацию.
— Как ты относишься к высказыванию, что конкуренция среди иллюстраторов влияет на конечную стоимость иллюстраций в меньшую сторону? Ощущаешь ли ты конкуренцию год от года и становится ли тебе сложнее продавать со временем. Или количество заказов и стоимость только растут?
— Так и есть. Мне очень повезло, я попал в струю, когда качественно рисовать на компьютере ещё мало кто умел, плюс я хорошо знал английский, мог свободно общаться с иностранцами и первые 5 лет было очень много заказов. Но за последние 10 лет рынок иллюстрации просто перегрелся. Стало много хороших художников. И всякие кризисы ещё. Когда доллар с 32 рублей почти в два раза подрос, русскоговорящих клиентов у меня на какое-то время стало ощутимо меньше, как и заказов в целом. Но, к счастью, платёжеспособность моих клиентов выросла так, что получается зарабатывать даже больше, чем раньше.
Когда я только начинал заниматься йогой 15 лет назад, меня привлекло состояние спокойствия, которое даёт это простая практика дыхания. Затем, со временем, понравились трансформации — как благодаря ежедневной практике меняется моя личность в лучшую сторону, развивается умение справляться с разными сложными ситуациями в жизни, в том числе и по работе — стрессоустойчивость растёт, стало легче выходить из конфликтных ситуаций, в общем я научился своё эго засовывать куда нужно, когда это было необходимо — особенно когда тебе говорят, что твой шедевр не достаточно совершенен и нужно полностью всё переделать.
Благодаря практике всё стало меняться таким образом, что очень захотелось этим делиться. Но на йоге не заработаешь особо, а вот иллюстрация — другое дело. Мне захотелось, чтобы у меня была такая работа, чтобы я мог меньше работать, больше зарабатывать и чтобы было много свободного времени, чтобы я мог проводить занятия и курсы по йоге. Так и получается теперь — могу себе позволить участвовать в разных волонтёрских проектах в этой сфере. Это очень приятно, когда благодаря тебе люди получают какое-то успокоение и чувствуют радость. Ощущаешь себя полезным.
Ну и моя главная мечта стала сбываться постепенно — мне всегда хотелось, чтобы через мои картинки этот свет шёл. Временами мне об этом люди пишут — что им приятно смотреть на мои работы и они ощущают любовь. Не могу сказать, что ощущаю какую-то конкуренцию, всегда было и есть масса талантливых художников, которые рисуют гораздо лучше меня, а меня заказывали и заказывают те, кому хочется почувствовать что-то приятное.
— Вот эта история с йогой, насколько я понимаю она имеет ключевое значение в становлении тебя, как иллюстратора? Я правильно понимаю, что йога помогает справляться, в первую очередь с выгораниями и плохим настроем? Ты черпаешь в этом вдохновение?
— Да, именно так! Иногда это помогает справиться с плохим настроением, а иногда принять себя в моменте, не ругать себя за то, что тебе грустно. Тогда это быстрее проходит. Вообще, если бы не регулярные дыхательные техники, я бы не то что перестал работать в этой сфере — думаю, я бы и не дожил до настоящего момента. Правда!
Ты даже не представляешь, как сильно йога меня поменяла и продолжает менять. Разные вредные привычки быстро отвалились сами собой, а после этого началось самое интересное. Эффективность в работе — это самая малая часть того, в чём мне помогает йога. Был период, когда стал пропадать интерес к рисованию, тогда я начал экспериментировать с дизайном интерфейсов и акваскейпингом — захотелось на время переключиться, но сейчас пошла новая волна по рисованию.
Последний проект со львами в этом плане меня очень раскрыл — нужно было создать одного персонажа с массой заменяемых элементов, несколько десятков разных одежд, выражений лица, цветов кожи, грив. Я сохранял все элементы отдельными файлами на прозрачном фоне, а затем с помощью скрипта всё это собиралось в 10 000 вариантов (на самом деле гораздо больше, просто пришлось ограничиться такой цифрой). И многие комбинации я бы сам никогда вручную не выбрал и не выложил в портфолио, но в тоже время они все были моими. Это как-то помогло расширить восприятие моего творчества. Да и вообще, всегда интересно рисовать большие серии.
— Ты рассказал про то, как готовил первую в своей жизни NFT—коллекцию персонажей со львами. Расскажи про этот опыт, насколько успешной стала коллекция, на какой платформе она продается, как долго ты делал этот проект по времени и будешь ли ты делать свою личную NFT-коллекцию, а не на заказ?
— avaxlions.com — так получилось, что эти 10 000 картинок сразу же раскупили за первые несколько часов после запуска проекта в сети Avalanche. Прикольно ощущать себя на волне успеха, но на самом деле ребята просто умеют продавать и они очень хорошо подготовились. У них уже было гигантское крипто-нфт-сообщество, которое следило за процессом в анонсах. Также я нарисовал штук 20 полностью уникальных львов для упоминаний известных крипто-блоггеров в твиттере и это тоже сработало — они видели картинки, нарисованные по мотивам своих аватарок и с удовольствием делились ими у себя в лентах.
Неспешное рисование вместе с дополнительными персонажами заняло примерно 2,5 месяца. Всего получается 170 элементов. Это всё вместе — и уникальные львы, и разные эмоции с одеждами для них: 13 фонов + 14 тел + 24 одежды + 7 серёжек + 25 глаз + 18 шапок + 47 грив + 22 рта.
Не думаю, что буду делать свою личную коллекцию в ближайшее время. Нарисовать — это одно, а продать — совершенно другое, это большой труд. Нужно уметь общаться, при этом знать с кем. У меня всегда срабатывал вариант, только когда меня самого куда-то звали. Если я сам что-то инициирую, это не так эффективно работает. Поэтому лучше порисую серии NFT для своих клиентов на заказ.
— Один из важных вопросов. Ты говоришь о том, что клиенты тебя находят сами. Но ты же явно видишь какие каналы работают лучше или хуже. Насколько я понимаю, основной канал у большинства иллюстраторов — это сарафанное радио, у тебя так же? И на каких платформах ты еще разместил портфолио и откуда клиенты стабильно появляются. Были ли у тебя клиенты с нашего сайта?
— Да, думаю, что это в большей степени рынок рекомендаций, и тут раньше хорошо работали социальные сети, когда была честная френдлента. То есть выложил пост и его сразу же видят друзья, которые на тебя подписаны. Раньше у меня очень хорошо работал фейсбук, инстаграм. Сейчас там посты почти не видно, а друзьям в ленту показывают платное или тренды. Ну или меня в инстаграме уже за бота посчитала система, не знаю…
Для иностранных клиентов всегда работал behance.net который теперь уже куплен Adobe. Но, к счастью, он до сих пор работает. С illustrators.ru мне довольно часто пишут, почти сразу после того, как я туда новые работы выкладываю. Но в основном это запросы на книжную иллюстрацию, которая вне моего бюджета и я не берусь. Ну а так, ещё иногда dribbble, почти никогда — LinkedIn. И до сих пор фейсбук, инстаграм, но сейчас — гораздо реже, потому что я больше не понимаю, как они работают. Что нужно сделать бесплатно, чтобы попасть в ленту к друзьям большой вопрос.
— Фил, спасибо тебе за ответы. Последний вопрос. Посоветуй что то то начинающим авторам, чего не стоит бояться, к чему стремиться, как выстраивать процессы, что бы стать по-настоящему профессиональным автором и получать за это достойное вознаграждение.
— Ничего не стоит бояться и ко всему, чего очень хочется достичь, однозначно стоит стремиться. А иначе так можно всю жизнь хотеть, но не делать и потом сожалеть. Зачем тогда всё это? Всему можно научиться. Ведь ребёнок, когда учится ходить, много падает, но всё равно каждый раз встаёт и продолжает.
Профессиональные навыки не сложно наработать, но я не перестану рекомендовать развивать личность — так как мы все неизбежно рисуем самих себя в каждой работе. Чем больше будете развивать сильные качества характера, тем больше будете нравится самому себе и, тогда ваши работы будут цеплять, потому что через них будет сиять ваш дух. Думаю, именно это и ценно.
Другие работы Фила Дунского
Позитивно, спасибо!
ага, интересно. Спасибо
спасибо, что поделились!
Фил, скажите, какой размер был задан для NFT
аватарок в коллекции львов?
Порядок и продуманность рабочего места....мое почтение! одно обескураживает....такой маленький планшет?Типа аскеза?
Насколько я успела изучить проект с NFT и Эти коллекции…
Просто картинки с мартышками или львами в разных шапочках и очках никому не нужны, если они не участвуют в какой то виртуальной игре и не являются токенами несущими собой какую то ценность для игрока. Так что… извините но к словам… раскупили за пару минут отношусь очень недоверчиво.
Коллекция должна интегрироваться в какую то то игру или иметь манифест хотяб.
Вопрос -
Зачем и кому нужны эти львы и что с ними можно сделать… ? В чем их ценность?
Спасибо, очень интересно было почитать. На ценах захотелось всплакнуть :)
Спасибо, все отзывается, цены правильные, и да - развитие личности первостепенно. Все остальное прикладывается уже к этому. Но размер планшета тоже удивил))
Мольберт... погодите, я подышу... Как? как может быть удобно рисовать рукой на весу, при этом второй придерживая этот мольберт, чтобы не упал и считать это удобным? Немного мазохично (есть такое слово?) как по мне))
Если честно, то я просто не представляю что смогла бы продать работы за большие деньги (порядок которых мы можем понять из статьи) Для этого действительно надо попасть в струю и, желательно, не в российском сегменте. В общем и целом на нашем рынке все довольно печально, мне кажется. Хотя, возможно, это только с моей кривобокой колокольни такой горизонт простирается((
Спасибо за статью!
♦️за Автора - очень рад, поздравляю с Успехом 😊
импонирует честность: чево́ уж тут, я и сам обожÅммs работу, как у водолазов (по 18 минут в сутки) по тарифу 1й категории с надбавками за "северные" по мор.фло́ту 😁)))
администрация на этот раз - молодцы –> текст теперь нашлифова́ли очень внимательно к формулировкам... прям не подкопаешься
😉
но лайк не ставлю, т.к. в хитром тексте - такИ не раскрыта "главная буржуинская тайна"...
как простым мальчишкам (кибальчИшкам) зарабатывать такие "водола́зные тарифы"-?!!!
ибо: во всех озвученных соцсетях за последние лет 10-15 наблюдаю целые "табуны́" авторов, кто работает ровно в той же стилистике и "забугро́м" - там не протолкнуться, сколько не бей себя пяткой в грудь,- "робЯаааты-!!! я же свой-! буржуииинский-!!! да́йти и мне тако́я же за те же деньги-!!!" – ан фИгушки...
а тарифы на родной люстре - всем известны... 300₽ за кубометр шыдЭвров, даже на праздник...
апЯаать буржуинская тайна занЫкана - в сундуке мертвеца - у Джони Дэпа
😁)))
Ну так а кто ж это будет рассказывать на иллюстраторсе)) Я бы тоже не стала.
"Не правильно ты еш бутерброд дядя" Стас.)))
Под интервью, в комьюнити иллюстраторс.ру, можно оставлять исключительно "фрэндли" кОменты. Иначе вновьприбывшие разглядят в тебе ярлычёк "токсичного юзера-абьюзера"😁)))
Я думаю тут промоушен играет первоочерёдную роль.. если не продвигаться -то вряд ли продашь что-то успешно
С рекомендацией Фила, прозвучавшая в конце интервью, я не согласен. Я свидель того, где соглашусь с тем, что ребёнок учащийся ходить, после падения, встает и идёт, тут всё верно. А что касается мастерства, так тут кому как. Я же более двадцати лет топчусь на месте. И всё на том же месте стою.
Отличное интервью! И очень близкая тема с йогой, вот только у меня 15 лет цигун, но примерно то же направление , очень много дает в плане эмоциональной стабильности, отношении к проблемам, физического здоровья, и в конечном итоге, влияет на то, что ты рисуешь, и как рисуешь. Так как внутреннее состояние неизбежно будет сказываться на всем, что ты делаешь. Спасибо большое художнику и порталу, очень все понравилось)
Отличное интервью, диджитал художника.
Как всегда, схема механизма бизнеса туманна.
"Деньги любят тишину"
Хотелось бы попросить редакцию иллюстратолрс.ру об отдельном посте для криптоартистов по более расш(и)аренной инструкции создания NFT
Спасибо очень интересно
Согласна с Филом, хорошее интервью
Спасибо! Очень интересно!!
ну это правда, что в книжной иллюстрации бюджеты ниже чем в маркетинговых проектах, это, кстати, везде так, не только в художественном направлении. Поэтому очень многие и рисуют то, что продается, а не то, что хочется, эх 😪
Хорошее интервью, информативно-позитивное. Но внезапный скачок в тексте к теме йоги, обескуражило, но ничего.