Эскизы и заказчики.
А вот я совсем не помню, чтобы на сайте поднималась тема восприятия заказчиками предварительных эскизов. А на самом деле проблема стоит того, чтобы о ней поговорить
Мы, художники, считаем само собой разумеющимся, что заказчик видит в эскизах именно эскизы, предварительные наброски и понимает, что финальный результат будет выглядеть несколько по другому.
А ведь не для всех заказчиков это очевидно.
Думаю, после представления первых эскизов многие хоть раз в жизни сталкивались с недоумёнными комментариями в духе:
"А чё так неаккуратно?"
"А я не понимаю, что нарисовано"
"А почему вот на этой руке не прорисованы пальцы?"
"А у вас в портфолио совсем другие работы, детальные, а тут какая-то халтура".
И прочее в таком же духе.
При встречах (к счастью, не очень частых) с такими людьми, я понял, что "эскиз" они воспринимают как вариант готовой работы в уменьшенном разрешении. То есть по их разумению, художник делает по полной программе прорисованную картину вплоть ресниц и бликов в глазу, они смотрят "эскиз", и типа его утверждают. Или не утверждают, и тогда художник делает другой вариант "эскиза" с той же степенью детализации вплоть до утверждения.
Попытки рассказать про задачи и смысл эскизов частенько выслушиваются с недоверчивым скепсисом, и воспринимаются как желание художника кинуть их на бабки.
Ясно, что как правило это люди, совершенно далёкие от каких-либо представлений об искусстве, но взаимопониманию это не помогает.
Вот в связи с этим у меня вопрос - как коллеги выходят из такой ситуации, если это с ними случалось?
Пытаются просветить заказчика, гнут свою линию или просто отказываются дальше работать?
По-моему тема весьма интересная.
У меня было пару случаев общения с неопытными заказчиками. И как раз на компьютере завалялись наброски и промежуточные фазы выполнения с предыдущей работы.
И я их просто показал. Говорю, мол, сперва я вам пришлю вот ЭТО. Потом вот ЭТО. Затем показываю готовую работу.
А было и другое.
Прошлым летом, после подобной ситуации, как у вас описано (заказчик нереально тупил, не знаю, как тут корректнее можно выразиться) я просто плюнул и слился. Деньги благо не такие уж большие предлагали. Решил, что себе дороже выйдет мучиться с заказом. :))))))))
Ну да. Это хороший вариант с показом эскиза к уже готовой работе. Вот для чего надо их сохранять.)
Ах, да! Хорошая тема!
Тоже с удовольствием "послушаю"
Ну, у меня на такой случай есть работа прорисованная наполовину, чтобы дать понять чем отличается эскиз от готовой работы так сказать наглядно.
Хм. Ну всё же подобные случаи бывают не так часто, чтобы специально для этого делать такое пособие для заказчиков.) Хотя если такая споловиненная картинка есть в архиве - очень здорово.
У меня, сей казус разрешается следующим образом - я показываю заказчкику " несмышлёнушу" ранее сделанный проект, от форэскиза, через промежуточный картон до готовой вещи, и в конкретном случае, не обойтись без телефонных базаров, а в идеале, личная встреча "на своей территории". Но, Ваша правда, подобные недочухивания заказчиков имеют место быть. По вопросу; что делать, мне кажеться, лучше попытаться просветиь неофита....иногда просветлившись человек входит в тему, ну это по моему опыту...очень интересно послушать партогейноссе по цеху....
Просто иногда бывают случаи, когда на предварительных переговорах заказчик говорит, всё понимает, может даже видит эскизы к другим проектам, но когда начинается его СОБСТВЕННЫЙ проект, то он резко меняется и заводит песню про непрорисованный мизинец на эскизе, и ты видишь, что никакого понимания не было и близко. Но конечно, если заказчик вменяемый, то нужно просвещать, это само собой.
Всего один раз был такой случай. Отбрили сразу пачку из 10ти эскизов, вот прямо всё плохо, всё не то. По комментариям "а тут линия не ровная, тут как то кривовато и т.д." я как то быстро поняла в чем дело, отрисовала в цвете одну картинку, показала, сказали "во! вот так нормально!". Странно во всем этом было то, что это был не неопытный заказчик, а издательство)
тема, увы - не менее болезненная, чем про ценообразование...
во первых - не пользуюсь термином "эскиз", как я тут на люстре ранее упоминал - термины понимаются зак-ками - как то превратно, исключительно на слух, и что они там себе фантазируют под словом "эскиз" - иногда тема для рассказов в стиле Зощенко... или Кащенко...
по этому пользуюсь словами - "схематический набросок" и объясняю буквально на пальцах (живьём или на видео) вот тут у нас стоИт дядька, вот тут летит птичка - такой размер, такой цвет.... и пэрэ.
во вторых, как выше уже озвучили - частично помогает, если терпеливо и на понятных примерах объяснять и просвещать. показывать аналогичный проект и поэтапное его появление из белого листа.
в третьих, как опять таки выше озвучено - если и тут нет понимания, то явно - денежек уже не видать, т.к. случай клинический - дешевле уйти и забыть про этого зак-ка.
но - с картинкой-рисунком - ещё тудым сюдым - можно на схемке чертёжике объяснить будущую шадевру на примерах похожих мизансцен... а вот как быть с таким понятием, как дизайн?
если заказывают ту же обложку... а иже с ней - плакат, упаковку, этикетку, где иногда вааще ничего нет из понятных предметов - ни человечка, ни птички, ни зверушки ни машинки... а только "элементы дизайна"... и "опытный зак-к" - непременно требует эскизов... набросков...
какой эскиз возможно нарисовать на дизайн? ... если в итоге он выглядит как нибудь вот так:
или так:
и так далее...
что?!!! нарисовать контур плаката? ... а в середине налохмаченную карандашом блЯмбу кукарямбу... с надписью - в границах этой кляксы (пот0м) будет такая шадевра, што вы там всем офисом - ахиреете от восторгов...
даже, если взять какой то готовый и очень известный дизайн и обвести его на экранке по контуру то результ. будет выглядеть, как сАмая распоследняя жɷпа... так как в шрифте и многих жанрах дизайна - там любую линию сделать чуть толще или тоньше, или совсем чуть чуть - сместить её от своего места, не тот шрифт поставить, не то написание применить, не в тот цвет покрасить - и всё сразу выглядит херово...
иногда помогает такой финт - я показываю зак-ку дизайн из мировых сокровищниц (из того, что близко по теме заказа) и говорю - раз уж вы утверждаете, что "лёгкие наброски" делать легко, то покажите мне, как должен выглядеть эскиз к такому дизайну... не поленитесь и - хотя бы - обведите по контуру карандашиком эту - готовую и образцовую картинку... можете даже поручить это вашему штатному "маляру" и (ст0я за его спиной, как вы это любите) проследите, чтоб он потратил на это не более,чем полчаса... как вы утверждаете, что за 15-30 минут "лёгкие эскизы" легко набросать... если то, что получится - вас устроит, тогда я сделаю такой же эскиз на новый дизайн, что вам так нужен ...
и на следующий день - если зак-к говорит: попробовал вчера обвести карандашиком ... выглядит как то хреновато... видимо вы правы - есть такие дизайны, где набросок не возможен...
в этом случае - с зак-ком можно работать...
но, если и это не помогает, то это опять "Кащенко" и время на таких - лучше не тратить.
вот кстати да) всегда удивляюсь, когда надо предоставить несколько набросков дизайна..вот какие такие наброски? дизайн это же цвета, шрифты, градиенты и прочее, прочее. Исключением может быть когда дизайн под "рисованный от руки". А так эскиз дизайна это фактически готовая концепция, которая может быть принята и доработана или не принята в принципе. Называют эскизом, видимо, чтоб проще было требовать тестовые варианты))
Спасибо за подробный мастер - класс! Правда очень здорово, особенно про обвести карандашиком)
-"по этому пользуюсь словами - "схематический набросок" и объясняю буквально на пальцах (живьём или на видео) вот тут у нас стоИт дядька, вот тут летит птичка - такой размер, такой цвет.... и пэрэ."-
Это удобно, но опять же хорошо со знакомыми заказчиками. А если какой-то новый человек, и тем более от искусства далёкий - тут наверное всё же нужен более подробный и желательно цветовой эскиз.
А я так поверну тему...у меня ВЫШЕОПИСАННЫХ случаев НЕ БЫЛО НИКОГДА.
У меня было по другому.
Видимо это кому какая стезя выпадет:)
Вот как. Обычно я проговариваю ,что эскиз это примерно 70-80% понятности и он для утверждения кто где стоит и кто присутсвует в картинке.В цвете....ИСПРАВЛЯЮ мимику,милоту,выражение глаз.ИС-ПРА-ВЛЯ-Ю!И как правило это срабатывает.НО....есть такой момент.Например
"У петушка не правильное выражение морды.Он не мило улыбается, а надменно!"
Я говорю...ок.Я учту и все эти моменты учётм в цвете.Если что ТАМ И БУДЕМ ИСПРАВЛЯТЬ....надменное на милое.
НЕТ!НЕТ!НЕТ!....кричат.Исправьте в эскизе.ЗАчем?Ну а как вы потом будете отрисовывать?Т.е. они уверены ..ну ..вот ТАКИЕ заки...что эскиз это 100%подготовка к покраске.
Я начинаю объяснять что мой эскиз это где то процентов 70%.Ну я так рисую эскизы,я так привык.НЕт кричат...ВСЕ ХУДОЖНИКИ..делают так как они привыкли,ну т.е. вот эти заки.И ВСЕ ХУДОЖНИКИ угождая им рисуют эскиз так как им надо.
В итоге,я ОЧЕНЬ задумался ,а кто эти...ВСЕ ХУДОЖНИКИ.
Я бы очень хотел увидеть эту падлу в глаза живьём,которая все перерисовывает и перерисовывает удешевляя заказ.
Я вот тоже, кстати, люблю уже в цвете правки делать. Мне так проще почему-то... А эскизы у меня далеки от совершенства. Мне главное - увидеть общий образ, движение, а красивые глазки-реснички, пуговки всякие уже в цвете прорисовывать. Пока заказчики вроде понимающие попадаются - не сильно придираются к эскизам:) Сделала исключение - когда рисовала предоплаченный эскиз персонажа, но они всё равно выбрали другой образ)) Не потому что эскизы были плохи, а вот им нужен был кто-то другой))
Блин! Я перерисовывала, в наивной надежде добиться максимального соответствия с пожеланиями заказчика. Но сейчас активно исправляюсь. Так как от моего старания угодить, мне же больше вреда, чем пользы. Во первых заказчик видя желание угодить расценивает его как неуверенность в себе автора, из этого вытекают бесконечные переделки, и даже не выплаты. Во вторых, не стоит рассчитывать что клиент вернется, если сильно постараться. У клиента глядя на ваши старания, возникнет чувство что ему дешевку подсунули, и следующий раз он пойдет к уверенному в себе. Особенно если клиент сам в искусствах не силен, он будет оценивать ваше нежелание идти на уступки как компетентность, и уверенность в том что делаешь. И в третьих, любую стройную концепцию, заказчик может уделать своими бесконечными, а давайте, чуть влево, позеленее, и пр. Вывод: Не лебезите перед клиентом.))))))
Ну да - это тоже проблема, особенно когда эскиз - это лайнарт.
В обязательном порядке приписываю в письме с эскизами что это именно эскизы. Но, у меня какие-то неправильные заказчики попадались, наверно все знали что есть эскиз и никто не разу не закричал "неровнаялинийа!" Может мои истерички поджидают меня за следующим поворотом, но пока тьфу-тьфу-тьфу)))
И превьюшки также в обязательном порядке подписываю жирными буквами, капсом, русским по черному, что это ПРОСМОТР! После того как зак с превьюшек напечатал тираж перекидного календарь 30х40, не обратив внимания на надпиь "просмотровая версия" обычным шрифтом. Самое смешное, что он даже разницы не заметил, ему все хорошо... А мне жаль потраченного труда до слез. Редко когда нравится собственная работа, а тут нравилось, а зак взял и все коту под хвост((((
Иногда просят посмотреть работу на стадии полуготовности. Помогает аналогия с зародышами. Мол вот человек, он весь из себя такой человек, законченный, с кожей, ногтями, волосами, веснушками, и иногда даже красивый. А эмбрионы, они же страшные, все как один. И чего вам, дорогой заказчик, смотреть пугаться!))) Я сильно не люблю на полдороге светить работами. Заказчик как увидит такую незаконченную, начинает нос морщить, "фууу, что это у вас такое, мне такое не надо" Стараюсь не показывать им "серединки".
Да, еще в училище настоятельно рекомендовали не показывать не готовое, во избежание " а че ресницы не нарисованы? надо было идти к Васе, он ресницы классно рисует". У заказчиков от незнакомства с процессом, в башке видимо что то вроде принтера представляется.)))
Ни разу не сталкивалась с такими проблемами. Но тут опять же многое зависит от того, по какому эскизу иллюстратор может работать. Мне необходимо все по полкам разложить и четко прорисовать контуры, кому то достаточно набросать композицию. ВО втором случае заказчик просто не может додумать картинку и не представляет конечного результата.
Но тема интересная, с удовольствием почитаю комментарии, любопытно взглянуть на чужую "кухню".
Мил, у тебя эскиз как самостоятельная работа может выступать... Я согласовывать эскизы терпеть не могу, столько времени на них тратишь.
Когда работаю с логотипами - то просто делаю чистовые варианты сразу, потому что объяснить заку, что "потом оно будет совсем не так", невозможно. А когда работаю с иллюстрацией (редко, увы, слишком редко), делаю эскиз в манере, близкой к своей собственной: тот же штрих, только менее плотный, в одном направлении и карандашом, например, или гелевой ручкой. Обычно бывает достаточно, чтобы чел понял, что речь идет о некоем черновике, и что окончательный вариант будет аккуратнее. Мне легче в том смысле, что штрих - он и в Африке штрих)))
Как-то мне везет наверное.
Даже когда по необходимости пользуюсь убитым дорожным сканером, вопросов не возникает
В карандашных эскизах своя прелесть, и не всегда ее удаётся до финала донести
Много лет назад человек один повеселил: сказал что никогда НЕ печатает эскизы и этапы в хорошем качестве на специальной бумаге (речь шла о дизайне) и НЕ показывает на мониторе,
только печать со струйника на обычной офсетке, потому что когда заказчик это все смотрит в тираже, начинаются вопросы типа "а что не ярко так" и проч.
Т.е.чем неказистей эскиз, тем больше радость у заказчика от результата))
Как его заказчики терпели?... ну как-то терпели)
Хорошую тему подняли! Эскизы с бумаги отрисовываем на скейтчапе и тогда только показываем. И все равно клиенты частенько нос воротят, типа "это че такое?"
послушаю...
У меня один раз ровно наоборот было, просто у меня рисунки карандашом лучше чем в цвете. Карандашный эскиз очень понравился, ( я всегда очень подробный делаю) а последующая акварель, - сказали что много хорошего исчезло. А такого как вышеописанное, Бог миловал, никогда не бывало. Но я только с издательствами, там всё-таки худреды. Теме плюс.
"А чё так неаккуратно?";
"А я не понимаю, что нарисовано";
"А почему вот на этой руке не прорисованы пальцы?";
Это всё очень справедливые придирки даже к эскизу. Эскиз должен быть аккуратным, заказчик не может заглянуть к художнику в голову, чтоб узнать, что он там себе видит, всё должно быть понятно, пальцы должны быть на месте. Чем чище, детальней и аккуратней эскиз, тем меньше будет отличаться от него финальная работа, тем меньше вы будете делать исправлений. Так что это в интересах самого художника.
Если заказчик говорит "это че такое-тооо?", значит это набросок только для вас, такое не показывают заказчику.
Вот согласна с вышесказанным . Если заказчик не понимает, что нарисовано, значит оно как-то фигово нарисовано. Зачем тогда вообще эскиз? Ну есть конечно художники, которые потом по своим непонятным почеркушкам шедевры выдают, но уж если показывать эскиз - то как раз чтобы НЕхудожнику было понятно, как оно будет. Правда был у меня недавно случай - рисовала эскиз для пошива игрушки, ну то есть в итоге это вообще был бы даже не рисунок , мне сказали - этот мне не нравится, смотрите, тут вот такие штрихи, что мордочка кажется старой) Ну я согласна, следы от карандаша надо было получше подтереть, но какое отношение это имеет к пошиву игрушки с этого эскиза? Они все штрихи на мордочке собирались вышивать, как на эскизе? ))
Dr.Pintershloss ,милейший...эскиз показывают для того чтобы заказчик видел
-композицию
-количество персонажей
-кто ,что делает
Количество пальцев на руке..НЕ ИГРАЕТ РОЛИ.
Например я видя ваши финальные работы в портфолио..точно так же говтов спросить...ЭТО ЧООО РИСУНКИ?
Т.е. я хочу сказать,что чувство меры и вкус у каждого свой.
И вовсе не обязательно прорисовывать всю посуду на кухне, все спицы у велосипедного колеса и все подарки, которые будут висеть на ёлке.
И если уж пошло на то...то НЕХЕР вообще показывать эскизы.
Их нужно показывать в ОДНОМ случае...если ситуация спорная и надо увидеть всё в графике.В других случаях..заказали?Портфолио видели?Ждите результата и не вякайте.
Вот нашёл для наглядного примера.
По-моему разумению, тут должно быть всё понятно, хотя ничего особо не прорисовано:
А вот пример из той же работы. Когда заказчик некоторое время не мог определиться, где и что должно быть расположено. И после нескольких неутверждённых набросков я просто прислал следующее:
Я прорисовываю на эскизе всё и делаю ещё небольшую серую подложку. Вот так, например http://illustrators.ru/illustrations/785479 и https://www.facebook.com/oadrozds/posts/771620596284226?pnref=story
Этого вполне достаточно. Дальше спрашиваю к заказчика, какие цвета он хочет видеть на картинке... красное платье, синюю форму. Дальше делаю всё в цвете до готовности.
Ну вот, нет же вопросов. И у вас ведь женщина не превратится к финалу в бабушку, а горшок в алюминиевую кастрюлю. Этого и хочет заказчик =)
Спасибо, интересные ссылки, не видел их.
Dr.Pintershloss ,
Вот вы пишете "Чем чище, детальней и аккуратней эскиз, тем меньше будет отличаться от него финальная работа".
Я прошу прощения, но вот именно это и есть типичное мнение дилетанта-заказчика, который никогда не сталкивался со сферой искусства.
Вы понимаете, в чём вообще смысл эскиза?
Допустим вам заказали многофигурную композицию. Вам что заказчик будет рассказывать кого куда и где нарисовать? Наверное нет - вы набросаете пару эскизов. Допустим сцену из пяти персонажей в полный рост. И сцену из семи персонажей обрезанных по пояс. Одних на фоне моря, других на фоне замка. Одних в красной гамме, других - в серебристой. И так далее. То есть задаёте пару направлений, из которых заказчик должен выбрать, что ему надо получить. Если вы станете на каждом из этих эскизов прорисовывать пальцы, черты лиц и детали одежды, то это будут уже не эскизы, а финальные работы, которые должны соответственно оплачиваться.
Ну а если вы всё-таки проработаете ваши варианты, а заказчик скажет - нет, мне нужно совсем другое - будете делать третью картину с детализацией? У вас времени много?
Да, и слово "аккуратный" из того же странного лексикона. Эскиз не должен быть аккуратным. Аккуратной должна быть например рубашка. А эскиз должен быть понятным - это всё, что от него требуется.
Дилетант-заказчик - это реалии, к сожалению. С чего бы, например, начальнику маркетингового отдела строительной компании разбираться в искусстве? А работать с ним придется вообще через двух посредников - один сотрудник иллюстраторского агентства, второй - арт-директор рекламного агентства.
Вполне может быть, что и многофигурная будет оговариваться вплоть до каждого персонажика, если они важны. Всякое бывает...
Тут уж главное - баланс в степени проработки эскиза и количестве времени на него затраченного.
А если не многофигурная, а нужен именно характер? Например, смазливый тореадор-ловелас =)
А вот еще пример. Заказали нам обложку для книжки, дали описание, рассказали идею. Сделали, отрисовали и даже не скейтч или набросок, а чистенький рисунок в векторе. Заказчик посмотрел и резюмировал: мол, все сделано так как я и хотел, прямо супер и теперь я понял, что я хочу совершенно другое, давайте теперь попробуем другую идею, вы ее нарисуйте и покажите мне. Отработали аванс и расстались.
Ну это скорее общая проблема заказчика, именно с восприятием эскиза она не связана напрямую.
Не попадались мне заказчики, не понимающие значения слова "эскиз". Наверное повезло. Если заказчик настаивает на демонстрации эскизов, я обычно стараюсь предупредить, что эскиз не = не раскрашенный финальный рисунок, а всего лишь его бледные предпосылки, что эскиз я делаю для заказчика, дабы показать "кто на ком стоял", а для своего рабочего процесса я делаю совсем другое и это другое никто, кроме меня все равно не разберет. А также озвучиваю, что финальный рисунок может отличаться от эскиза - а вдруг в процессе работы мне придет в голову еще более удачная идея! (вотпрямтак и пишу). Если заказчик из тех, кто любит пересчитать травинки и тычинки, дабы каждая его копейка была реализована в материале, то пишу пояснения - "густая травка" и даю ссылку на рисунок, где "густая травка" уже в наличии.
Просто мне для меня подробные эскизы не нужны. И цветные тоже не нужны. Я быстро выдыхаюсь на эскизах, теряю кураж и потом не могу нарисовать нормальный оригинал. Приходится выкручиваться))
теме +, конечно.
-"Если заказчик настаивает на демонстрации эскизов, я обычно стараюсь предупредить, что эскиз не = не раскрашенный финальный рисунок, а всего лишь его бледные предпосылки, "-
Дело в том, что эти люди, которые выражают недоумение по поводу "неаккуратности" эскизов, первоначально бывают подробнейшим образом осведомлены, что эскизы - это предварительная идея, они быстрые, они - не финалка, делаются для того, чтобы вы утвердили идею, относитесь к ним, как к схеме и т.д.
Вот в чём проблема то.
ахахахаха - даааа!!! тема класс!!! один в один))
))
Ну что ж, пора подвести первый итог обсуждения.
Лично для меня было открытием, что многие коллеги делают эскизы-схемы, лайнарт, и вообще не применяют цвет на этом этапе. Это здорово, если заказчики всё понимают и не имеют особых вопросов.
Хороший выход из положения с наглядным показом на половине картины этапов эскиза и финала.
Но всё же поскольку такие эскизопридирчивые заказчики попадаются довольно редко, я бы специально делать подобное пособие просто бы поленился.) Но если оно есть - то круто; его демонстрация может сэкономить массу времени для объяснений.
Вообще объяснять заказчику методику работы и просвещать по поводу смысла эскиза, я считаю малопродуктивным. Все мы взрослые люди, и как правило нам не очень приятно, если где-то нас начинают чему-то "учить", ломая сложившиеся стереотипы. Думаю, очень вероятно, что заказчик просто решит, что художник ему вешает лапшу на уши, чтобы впарить некачественный продукт. Поэтому, мне кажется, что если работа застревает на непонимании эскиза, то надо просто ставить заказчика перед фактом - или я делаю дальше, а вы мне просто верите на слово, что всё будет хорошо, или до свидания. При этом не забыть взять деньги за потраченное время конечно.
А так видно, что проблема есть, хотя кому-то и везёт.)
Не всем дано увидеть в линиях будущую картинку в цвете, с освещением, с объемами и т.д. Бывало, что заказчики получив эскиз "от руки", удивленно мне отписывали : И это ВСЁ?! Пришлось к эскизу "от руки" добавлять компьютерную обработку, что-то типа быстрых зарисовок концептов, где более менее видно что и как будет, хотя бы технически.
Кстати говоря, я всегда спрашиваю заказчика что он понимает под словом эскиз и что хочет от него получить, объясняя это тем, что об эскизе, обычно, очень неоднозначное представление.
На работе заставляют делать подробные эскизы. Ну т.е. кривоватый блик в глазах допустим, но его отсутствие - недопустимо. Все должно быть предельно понятно, часто вплоть до фактуры. Цвет\свет обязательны.
Работа с "бликом в глазу" обычно называется не эскизом, а вариантом финальной вещи. И очень сомнительно, что вы делаете первоначальный эскиз именно до блика в глазу. А потом, т.е. когда вы поставили "кривоватый блеск в глазах", вам начальник говорит - не, я совсем не то имел в виду: надо не пять человек, а двух. И вид не снизу, а сверху. И освещение другое. И цвет другой. И композиция вообще не та. И вы делаете новый "эскиз", опять до бликов. )))
Всё же наверное сначала набрасываются какие-то общие композиции, безо всяких бликов и прочих неактуальных подробностей.