восточнее Угличского Кремля, примерно в полуверсте возвышается знаменитая Огнева гора». Склоны её пологи и будто окружают центр. На этой горе возвышается древний Алексеевский Успенский монастырь. Построен он был ещё вовремена московского князя Дмитрия Ивановича в 6879 лето, когда он вёл войны с тверским князем Михаилом. Здесь-то, на Огневой горе, и произошло сражение, тогда и создан был монастырь.
Но и до монастыря эта гора не пустовала… Известно, что в средневековье церкви и тем более монастыри не строили на простых местах. Как правило это были места языческих святилищ. И на Огневой горе до монастыря было святилище. За это говорит не только специфический топоним, но и археологические находки. В частности найденный несколько лет назад астрагал бобра, имеющий несколько высверленных отверстий.
Из астрагала бобра в древности делали языческие подвески, широко используемые финскими мерянскими шаманами (арбуями) в качестве ритуального оберега.
При раскопках городищ эпох р.ж.в., раннего средневековья и курганов XI-XIII вв. на территории Верхней Волги не редки находки подобных амулетов. На сторонах костей нанесены точки (от 1 до 4-6).
Обереги и игрушки из костей бобра в языческой Руси были распространены от Новгорода Великого до Владимиро-Суздальской земли.
Они приносили удачу, охраняя владельца от бед и напастий. Большинство амулетов изготовлено из костей животных, на которых охотились (бобры косули). Обереги носили, подвешивая к поясу или в ожерельях. С бобрами, которые ведут активный ночной образ жизни, связывают происхождение таких существ, как водяные.
Бобер у финно-угров издревле был очень почитаемым животным. Животное ценилось не только из-за меха, но и за бобровую струю, которая стоила в несколько раз дороже самой шкурки. Образ жизни бобров породил представления о существовании настоящего бобрового народа, живущего так же, как живут люди: селящегося семьями, справляющего праздники, воспитывающего своих детей, делающего хозяйственные запасы на зиму и даже имеющего рабов среди бобров и собственные бобровые кладбища.
Более всего почитание бобров сохранились среди современных угров, так как бобер играл значительную роль в их мифологическом мировоззрении. У хантов иттармы (деревянные «куклы», «панки»), изображающие предков — прадедов и прабабок, — были одеты в бобровые шкурки и хранились в специальных сундуках или лабазах в лесу. Ханты считали бобра священным зверем.
В мифологии угров бобер связан с Богиней-Матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос Богини-Матери «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобер».
Войти
Войдите, чтобы оставить комментарий
Огнева гора — кереметь Богини-Матери
Показать полностью
1 Лайк
1157 Просмотров
1 Февраль 2014, 18:39
Объект авторского права. Использование без разрешения правообладателя запрещено.
Комментарии 0