Новый арт исполненный по мотивам ростовской археологии. В основе его лежит дуалистический финно-угорский миф в котором «соратником» Светлого бога (Юмала) в деле создания мира выступает его младший брат - Темный бог (Ёлс).
Для культовых практик раннесредневековых поволжских финнов антропоморфные вотивные фигурки не характерны (Ахмедов, Красникова 2012: 171—172). Это отличает их от других синхронных групп, населявших Среднее Поволжье и Приуралье, где известны давно ставшие хрестоматийными многочисленные примеры культовой пластики.
В раннесредневековых древностях муромы, мордвы, мери известны лишь несколько случаев. В п. 43 Подболотьевского могильника пер. пол. X в. на правом плече погребенного в матерчатом мешочке лежал грубо отлитый антропоморфный «идольчик» с инкрустацией из зеленого стекла. В. А. Городцов предполагал, что эта фигурка могла быть использована в качестве «карманного божка». Примечательна его эмоциональная оценка этого образа: «Боги, судя по изображению одного из них, были личными, антропоморфными. Идол бога, сопровождавший покойника, сделан из серебра, с обширным чревом, украшенным выемчатой прозрачной эмалью и своей обширностью указывающим на алчный характер бога, требующего много жертв».
Как «карманный божок» могла быть использована и литая пронизь — подвеска «восточного» происхождения в виде головы женщины, входившая в состав дара женских вещей в мужском п. 1057 VIII—IX вв. из рязано-окского Шокшинского могильника.
На территории мери также известны находки идольчиков: один вырезанный из листовой бронзы найден на берегу озера Неро, другой — серебряный с телом, изготовленным из серебряного листа и припаяной литой головой, неизвестного происхождения, хранится в собрании музея-заповедника «Ростовский кремль» (См. источники).
Появление таких изображений связывается с трансформациями в религиозных представлениях мордвы, муромы и мери, происходившими в последние столетия I тыс. н. э. в результате проникновений инокультурных представлений.
Источник: правая фигурка (Юмал) - фонды государственного музея-
заповедника «Ростовский кремль», серебро (по Леонтьев 1996: рис. 21: 3); левая фигурка (Ёлс) - берег озера Неро, бронза (по Горюнова 1961: рис. 49).
Арт: Андрей Мерянин