Живописно-плоскостной метод видения натуры.

Main untitled 1

В середине 80-х, в книге Н.Н. Волкова "Цвет в живописи", прочитал о живописно-плоскостном видении мира.

Между собой и натурой нужно вообразить раму со стеклом и посмотреть на модель, как на плоскость. Выключить в сознании трехмерность. Забыть и о предметах, неважно, ваза с цветами или обнаженная дама в кресле, смотреть, как на пятна плоского ковра.

Меня это восхитило, поскольку ломал голову над тем, как смотрит на мир Петр Пинкисевич.

Тогда воображал плоскость, рисуя с натуры. Лень было эту плоскость соорудить.

А сейчас обнаружил мастер-класс начла 20 века австралийского живописца, шотландского происхождения, Макса Мелдрама, 1875-1955, где он наглядно демонстрирует этот метод, причем поэтапно.

Слева у него рама со сстеклом, справа рама с холсом.

Комментарии38
avatar

Тоже в то время читал эту книгу "Цвет в живописи"))

19 Сентябрь 2021, 21:10
avatar

Собственно, представление картины в качестве стекла (или сетки) - самый что ни на есть классический способ объяснения, что такое перспектива. За две минуты... наглядно и понятно - вся теория!

У Волкова Н. Н. есть на этот счет интересные размышления в книге: "Восприятие предмета и рисунка"...

19 Сентябрь 2021, 22:00
avatar

О тоне в живописи еще хорошо у Крымова.

20 Сентябрь 2021, 16:08
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Виктор Минеев
0

Да, спасибо! Делал пост о Крымове когда-то.

https://illustrators.ru/posts/obschiy-ton-ili-metod-n...

21 Сентябрь 2021, 16:55
avatar

Метод го́дный 😊👍

Смартфон, нынче, помогает - на все случаи жизни, но лучше бы его использовать только в период обучения, т.к. во время заказа с подгорающмми сроками - слишком велИк соблазн переусердствовать, ибо - где в таком случае провести́ границу (вот тут - это взрослый рисунок, все признаки профи работы)... а вооон там - это уже обма́зочка фОточек + бесплатные смартфОнческие арт фильтры которыми детИшки умеют пользоваться даже резвЕе, чем олдскул иллюстратор... честно сказать, я уже сам на глаз не всегда отличУ, где это полноценный рисунок, а где хЫтрый смарт-фильтрОванный вЫньдюхрыль 😄

22 Сентябрь 2021, 06:10
avatar

Во время обучения и при рисовании с натуры. Иллюстратору всё это - лишние костыли. Я бы иллюстраторов обучал отдельно: никакой натуры, только рисование по воображению и памяти.

22 Сентябрь 2021, 07:54
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
2

Абсолютно согласен 😊

Тем более, если учесть, что арт фильтры доступны ВСЕМ, то - лучший способ отличаться от ИИ + максимально проявить свои индивидуальные сто́роны проф.досто́инств - это как раз: показать работу воображения, т.к. ИИ на это в принципе не способен (даже очень качественные имитации - воображением не являются) 😉

22 Сентябрь 2021, 08:18
avatar

Иллюстратор - это воображение, память и фирменный стиль. Есть над чем работать в учебном заведении, где готовят иллюстраторов (суриковке, строгановке и бывшем полиграфе).

22 Сентябрь 2021, 09:54
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
2

Да 😊 + никто не ограничен в возможностях самостоятельного обучения при сегодняшнем наличии средств коммуникации (ВЭБ) и полной доступности знаний и живых Мастеро́в, выбор которых широк, как никогда 😉

22 Сентябрь 2021, 11:08
avatar

обмазочка фоточек весьма сокращает время на создание иллюстрации. и вообще - а кто не обмазывает? :) Это к слову. По сути - алгоритм работы рендера как основы артфильтра, все тот же "живописно- плоскостной метод", только без индивидуальности художника. Вот 2 стадия - вообще как окошко какого-нибудь вирея выглядит :) когда он фотоны считает.

22 Сентябрь 2021, 14:47
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Александр Фомин
2

"обмазочка фоточек" - мираж. Обмазочку сразу видно профессионалу. А поди повтори видение Лебедева, Кардовского, Пастернака, Пинкисевича... Художники далёкие от оптики и кинематографа. Само видение мира иное.

22 Сентябрь 2021, 16:29
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
1

"обмазочка фоточек" - сама по себе не преступление (если не выдаётся за полноценную работу с умыкновением бюджета не разборчивого в арт то́нкостях клиента) 😊 если ни клиенту, ни проекту оно не вредит, а соблюдение границ дедла́йна важнее "авторских теля́чьих нЕжностей" 😉 а вот, если сам проект - свой, и хотелось бы ЗАМЕТНОСТИ на одном прилавке среди тех, где использовались очевидные приёмы для экономии времени и бюджетов – тогда и появляется мотивация подключить самую рЕзвую "кавалерию" 😎

22 Сентябрь 2021, 16:59
avatar

Так тот же любимый всеми художниками корел паинтер, создан специально для обмазочек :). Время - деньги, вот и все.

22 Сентябрь 2021, 20:32
avatar
STANiSLAFF
Александр Фомин
3

😊 я бы сказал,- "Время - деньги" + целесообразность выбора: ибо, глупо одевать смокинг & лакированные туфли для похода по грибы (при мелком дОждичке), так же, как оно глупо одевать дождевик и резиновые сапоги - для светских церемоний в академиях, типа вручения Оскара 😄 никуда не уйти от уме́стности выбора, чем воспользоваться, когда цели принципиально разные 😉

22 Сентябрь 2021, 21:03
avatar
Александр Фоминpro
Вячеслав Люлько
2

Так главное навык и понимание принципа, что бы этот самый принцип применять. Все, что позволяет оптимизировать процесс , все идет в работу. В этом суть. В ФШ , к примеру, есть специальный функционал для работы с тоном, а описание принципов, опять же к примеру, изложено в указанной вами книге.

22 Сентябрь 2021, 20:27
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Александр Фомин
1

У меня целая библиотека художников, рисующих с чистого листа, пользующихся декоративно плоскостным видением, в словарном запасе которых не было словосочетания "Обмазывание фоток". Вот, первый попавшийся, Хелена Шерфбек, финская художница 1862-1946

Yl0rmoh5xr4
23 Сентябрь 2021, 11:47
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Вячеслав Люлько
2

Её же вдогонку.

Ryfm3w3xjhc
23 Сентябрь 2021, 12:05
avatar
Александр Фоминpro
Вячеслав Люлько
1

Вячеслав, я честно не удивлюсь если и сейчас в словарном запасе художников за бугром нет словосочетания "обмазывание фоток". :) У них эта техника называется каким-нибудь фотобашем. На счет библиотеки. Это замечательно. И было бы правильно поблагодарить вас за желание поделится своими мыслями и знаниями с нами. Очень интересно и познавательно. Благодарю.

23 Сентябрь 2021, 12:12
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Александр Фомин
3

Мне долго говорили, что Петр Пинкисевич обмазывает кадры из фильмов. Попал в его мастерскую. У него даже святого стола не было. И никогда не работал он во ВГИКе. "Обмазывание фоток" или его перевод на иностранный язык, придумали завистливые импотенты. Молодежь верит клевете, и подсаживается на костыли. В то время, как дело все в том, как ВИДЕТЬ, а еще в Ангеле который садиться на плечо художнику.

23 Сентябрь 2021, 12:23
avatar
Александр Фоминpro
Вячеслав Люлько
1

Ну, что касается техник "обмазки фото" этому учат художников компьютерной графики целенаправленно. Вот эту самую молодежь. И как видеть тоже учат в том числе на примере постановки кадра мэтрами синематографа. А вот Ангел в этом деле не участвует, ибо мешает процессу. С другой стороны у молодежи есть большая "насмотренность" этих самых "фоточек" ( мир которых велик, но все же конечен), и кое -какие сюжеты буквально знакомы до рези в глазах. Это мир информационных технологий, и тут завистливым импотентам на слово не верят. :)

23 Сентябрь 2021, 23:06
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Александр Фомин
0

Где учат? В сети может быть. Врубель оригинально пользовался декоративно-плоскостным видением,. Сохранилось воспоминание, как он просил Игоря Грабаря привезти фотографии гор Кавказа. Фото известные: пик Инэ, Белалакая, Суфруджу, Джугутурлучат и пр. горы.

24 Сентябрь 2021, 12:57
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Александр Фомин
0

Покажите сюжеты "знакомые до рези в глазах" в роботах художников выше упомянутых. А то разговор идет про Фому и про Ерёму.

24 Сентябрь 2021, 13:34
avatar

Дмитрий Кардовский. Один из лучших преподавателей рисунка, после Павла Чистякова. "Школа Кардовского" - знак качества. "Каштанку" к Чехову проиллюстрировал декоративно-плоскостным видением.

 untitled  1374
23 Сентябрь 2021, 12:39
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
1

Ал. Фомин, Вячеслав ➡️ как ни странно, но мне одинаково близкИ оба опыта: и обма́зочка, и "чистое творчество" -(без фото-референсов, и любых "подгля́дываний") - рисование при помощи одного только воображения + стилизация (с учётом, что автор ОБЯЗАН иметь фундаментальные проф.на́выки) 😊 это идеально подходит для многих форм и направлений иллЮшек (особенно в актуальном и гряду́щем времени, когда аццкая ИИшница буквально наступает на пятки) 🎆 но и обма́зочка (мною тоже любимая) в родном корел паинтере - позволяла моим клиентам экономить на бюджетах рекламы (особенно нарУжки) - реально в 10 раз и выше 😄 т.к. в периоде (где то) с 1996 по 2008й - (лично мне) обмазка помогала сгенерИровать любой требуемый сюжет из любых подручных "масЮлисных" фо́точек - в единый Арт с параметрами: 2х3 метра, на 200dpi 🌌

– т.к. если Арт должен был выглядеть круто ни только издали, но и с расстояния вытянутой руки - без размЫливания абрисов и гига-ра́стра, то - добыть где-то ВСЕ детали Арта в одинаково великолепном хай-рез качестве - было затруднИтельно, особенно в эпоху дизайнЁрских клипартов и фоток из ВЭБ, тем более, когда эти фотки (в среднем) не превышали габаритами с начала 800 точек... но и 2000 точек для метрОвых плакатов было кота́-строфИчески не достаточно, а корел паинтер позволял текстурно снивелировать и объединить любой разношÖрстный контент (иначе - любые нАспех дорисованные вручную фрагменты и ретушь поверх размыленных разнокалиберных фоток - на метрОвых плакатах - виднЫ, как на ладони)

😄

В общем, был благодатный период, когда (для заказов определённого сорта) обмазка экономила - и время, и деньги

✨💲✨

А сегодня, когда любые гигафотки можно нащёлкать с айфона, когда детали Арта можно и сгенерировать и "обмазать" нейросетями (пока это бесплатно) то ни только за бугром, но и у "нас" - Арты, приближенные к реализмам - неизбежно потеряют в цене́ (чево́ лехкО добЫть - за то коммерсАнты дЕнех не плОтют) 😄)))

Ну, кроме тех исключительных случаев, где без живого художника не обойтись и где в ближайшем будущем ИИшница будет принципиально тупИть и буксовАть по причине отсутствия имитацио́нных ресурсов - там, где полный "аналоговнЕт", где поля́ны ничем не заменИмого "Чистого Творчества" ☝️😊

23 Сентябрь 2021, 14:40
avatar

Тоже метод. Особенно, когда результат впечатляет, заказчик в восторге, и никто не понимает, как это сделано. У архитектуры одно из определений - демонстрация возможностей человечества. Так и "обмазка фото" была такой демонстрацией.

23 Сентябрь 2021, 17:14
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
1

😄 Вячеслав, клиента впечатляет прежде всего ни столько крутизна картинки, сколько ценник за все его "хотелки", т.к. (если, к примеру, взять даже обычный расхо́жий сюжет) - то проф. съёмка фотографа, который не лажа́ет + породистые тёлки & солидный перец в кадре (даже, если они все при этом - вааще не кинозвёзды) + множество предметов и декорации (будь то яхты, люкс-автО, футуро-фантастические мотоциклы, звездолёты, дворцЫ и прочая лАкшери-ботва́) + неизбежная цифровая обработка фотоконтэ́нта (и прочее, и прочее) - всё это моментально тянет на 7-15К $$$ ... а особо мечта́тельные клиенты огребАют ценником по башке и по-бомБИчнее... и это не обязательно в студии Тёмки Лебедева так насчитают 😉 а вот рука́стый Мастер фото•обмАзок - с радостью воплотит любые запАрки клиента - в 10 раз дешевле, (при этом, "рисованные" персы •абсолютно закОнно• могут быть похожи на любых кинозвёзд, т.к. права́ на ста́тусные мордАшки распространяются только на фото - а обмазка в судебном праве - коти́руется, как цифровая живопись, приближенная к реализму)

но ито́говый эффект от рекламного Арта абсолютно - ТОТ ЖЕ (!!!) и пассажиро-поток гУльдэнов - в карман коммерса́нта –> однохрЕнственный 😊 тогда нахрена́ коммерсанту платить по 15К за полную сБЫчу мЕчт-?! если все хотЕлки доступны другими путЯми ✨😎✨

23 Сентябрь 2021, 19:35
avatar

Это мир рекламы. В книге все проще и беднее.

24 Сентябрь 2021, 12:59
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
1

➡️--"В книге все проще и беднее"--📲

вот именно по этому "мне за Державу обидно", т.к. с 1989го по -91й я успел поработать в Сов.Издательстве - "начинающим иллюстратором" ... (можно сказать - юнгой на большом корабле)- и теперь с лёгкостью могу сказать, что без единого грамма сожалений променял бы все самые "жЫрные шабашки" из "мира рекламы" - на ту СОКРОВИЩНИЦУ нормальных человеческих книг - для нормальных "человеческих людей" - т.к. я помню список художественной литературы, что мне тогда был доступен, в качестве выбора для иллюстрирования... 😎 да и с расценками там был полный порядок

24 Сентябрь 2021, 16:54
avatar

+1

23 Сентябрь 2021, 23:12
avatar
prostak
Вячеслав Люлько
2

Если вдруг от пиастров вернуться к Кардовскому, то его система была хорошо описана художником Николаем Радловым, сначала учеником, а потом со-преподавателем, кажется. Сам Дмитрий Николаевич рисовал отлично, но двух слов связать не мог Книга Н.Э. Радлова "Рисование с натуры" есть вот здесь: https://www.twirpx.org/file/3052580/

Радлов, замечательный художник и очень умный человек, так и не реализовал полностью свои художественные возможности. В 1930-е он отступил в область беззубого советского шаржа.

24 Сентябрь 2021, 00:58
avatar
prostak
Вячеслав Люлько
2

Что касается существа этой системы, то предлагаелось разграничить два способа вИдения.

Первый - далевой, напр., пейзаж дальнего плана воспринимается в обобщенных цветотональных отношениях.

Второй тип - близкое зрение, с ясным пониманием конструктива. В реальной художественной практике эти два способа передачи видимого, естественно, сочетаются, но при обучении их предлагалось разделять в методических целях и давать отдельные задания на конструкцию и отдельные - на пятно. Результаты были отличные.

24 Сентябрь 2021, 01:03
avatar
prostak
prostak
2

Технически такое "проекционное" далевое зрение с обобщенным восприятием силуэта можно усилить, слегка сощурившись, глядя "вполглаза" , или чуть оттянуть уголки глаз к вискам или вообще закрыв один глаз.

24 Сентябрь 2021, 01:12
avatar

Да, конструкция и пятно - два метода, которые, кстати неплохо сочетаются вместе. Дмитрий Жилинский тому яркий пример.

24 Сентябрь 2021, 13:37
avatar
prostak
Вячеслав Люлько
1

И вся московская ксилографическая школа Фаворского - то же самое. Там это именовалось - конструкция и композиция.

24 Сентябрь 2021, 19:50