Вопреки законам перспективы)
Как-то… протирала на балконе бельевые верёвки кухонной поролоновой губкой, и она случайно катапультировала вниз на газон у дома. Проследив взглядом с высоты второго этажа за полётом и посадкой оранжевого поролончика, вдруг заметила, что кухонная губка по размерам стала напоминать банную. Для проверки увиденного «эффекта» обратилась к мужу, он умный с высшим архитектурным образованием и он констатировал, что имеет место быть увеличение, но «почему» не объяснил.
Через несколько дней муж поехал на дачу к другу помогать чинить крышу. В его обязанности входило подавать доски нужного размера наверх. Работа кипела, строительный материал улетучивался и когда в очередной раз с крыши сказали:
- Давай длинную доску. – в ответ услышали:
- А, длинные закончились!
- Ну, вон же возле тебя на земле лежит длинная доска!
- Это короткая.
- Не может быть! Давай сюда.
- Пожалуйста. - и мой муж подал просимую доску на крышу.
- Действительно короткая… - рассмотрев деревяшку поближе, изрёк дружбан Толик.
- Это «эффект губки»!))) - развёл руками мой муж.
Может кто-нибудь объяснить - почему удалённые предметы, в данных случаях зрительно увеличивались, ведь по законам перспективы должны уменьшаться?
Наверное, это защитный древний рефлекс: все что далеко мозг перестраховывается и видит большим, а вдруг оно нападёт))))
Валим всё на рефлексы, осталось только определить со скольких метров этот рефлекс успокаивается))) Точно помню, с самолёта уже всё кажется таким маленьким.
У страха глаза велики ))) а вдруг мочалка оранжевая меня съест )))
Слушайте, а как же та штука с линейной перспективой на дальних расстояниях и ортогональными размерами на ближних? Это не оно случаем? Или из другой оперы... помню, что для натюрмортов, предметов вблизи, для усиления эффекта присутствия можно такую штуку использовать...
Похоже на то - перцептивная перспектива. Академик
Б.В. Раушенбах уже изучал "эффект губки")))
Иррадиация? когда маленькие светлые/яркие предметы кажутся больше на тёмном фоне?
Как один из факторов, вполне может быть.
Если вам за 45 и вы пользуетесь очками для чтения, то у вас дальнозоркость. )))) (просто версия,не настаиваю) я тоже в дали вижу предметы чоткими и крупными.
В Древнерусской и Византийской иконописи использовался прием обратной перспективы согласна, что они дальнозоркие.)))
Это иллюзия. Вообще тема достаточно интересная, потому что зрительных иллюзий очень много. Человек просто редко подмечает, что видит не всегда то, что существует в действительности. А Вы вот подметили:))) Другое дело, когда художники используют "обман зрения" в иллюстрациях. Сейчас вот популярны "выпуклые карандашные рисунки" Ну, это я так назвала:) Карандашный рисунок фотографируют под особым углом и кажется, что объект объемный, а не плоский. А ведь тоже это просто иллюзия. Да, можно много интересных примеров привести, встречающихся именно в иллюстрациях.
Если очень глубоко копнуть, то окажется, что любой художник искажает действительность - сплошные иллюзионисты.
При отсутствии ориентира для масштаба, мозг выдает желаемое за действительное..
А, почему желаемое происходит в сторону увеличения?
А вот так, например, корректируешь фото в фотошопе, при сильном увеличении, например затемняешь зрачок и оставляешь блик, вроде все хорошо (цвета не яркие, блик не чисто белым). Уменьшаешь фото и...ощущение, что ты это все лопатой корректировал, просто бьет по глазам?
Это можно обозвать обратная воздушная перспектива)
классный пост)
Спасибо)
Хм. Мне думается, что тут дело как раз в смене системы сравнения. Пока губка в руках, её размер сравнивается с размером руки. Очень привычным и повседневным. А когда улетает далеко, то с чем её там сравнивать? Бордюры? Листья растений? Это всё плавающие величины.
Про доски мне нравится уже высказанная идея, что сравнение происходит не с ростом а с размером стопы, например.
Плюс ракурс. Если доска сбоку наблюдается, то она же уже по силуэту. Из-за этого может показаться длиннее.
Этот эффект не имеет отношения ни к законам перспективы ни к оптическим иллюзиям. Он чисто психологический: если мы во что - то пристально вглядываемся, то в какой - то момент мы "теряем" связь этого объекта с окружающей средой и тогда нам может показаться все что угодно...
Дмитрий, но в какой-то момент показалось не всё что угодно, а вполне конкретное увеличение и тем более в массовом порядке)))
Ознакомилась со статьёй Флоренского «Обратная перспектива», оказывается на линейную перспективу давно накопился компромат. С какой стати ей присвоили главенствующую роль, когда по сути, это всего лишь один из способов изображения. Флоренский утверждает, что художники нарушающие законы перспективы, только выигрывают и оживляют свои полотна.
Приведу наглядные примеры из статьи- Тинторетто — «Апостол Марк освобождает раба от мученической смерти»
и Рафаэль «Видение Иезекииля»
Оба варианта по сюжету изображают полёт в воздухе. В первом случае всё подчинено законам перспективы и создаётся впечатление что св. Марк завис. Во втором варианте художник отходит от правил и делает несколько линий горизонта и как раз это помогает создать ощущение полёта.
Если я правильно понял, обратная перспектива для Флоренского - умаление гордыни зрителя (и художника), а не улучшение композиции.
Для меня перспектива является камнем преткновения, сделав удачный набросок какой-нибудь своей задумки, приступаю к чистовой доводке – исправляю и строю по законам перспективы, в результате происходит какое-то вредительство!))) Может всё-таки не только моё неумение виновато, но и эта ложная установка строго подчинять рисунок линейной перспективе?
Вы можете ознакомиться с историей развития теории перспективы (точнее говоря методов изображения) и обнаружите, что лучшие головы стали пытаться устранить ее недостатки с самого внедрения перспективы в художественную практику. Начал эту борьбу сам Леонардо да Винчи, потом еще много столетий люди пытались сделать невозможное... Это отражено в книгах, например: Н. Рынин, ("Перспектива", 1918г.), или академик Б. Раушенбах.
Флоренский эти вопросы, также обозначил, вот, коротко суть:"...изобразить пространство на плоскости возможно, но не иначе как разрушая форму изображаемого"... Так что, нелегкая это задача...
Если долго и пристально всматриваться в губку, губка начнёт смотреть на тебя!
Ещё и подмигивать начнёт, а не только смотреть)))
Называют "обманом зрения". На самом деле врёт не глаз, а наше восприятие. Подобными задачками-обманками тырнет битком набит.
Аманздрения и есть :)
Хочу напомнить, тем кто веселится по поводу "померещилось"- сходящиеся железнодорожные рельсы при взгляде вдаль, это тоже "обман зрения", в реальности они параллельны.
Виктория, мы не то чтобы сильно веселимся, но случай Ваш - явно не для научного анализа... И, к слову сказать, к тем же сходящимся рельсам на горизонте - он никакого отношения не имеет (это - отдельная тема)...
Попалось забавное видео про обратную перспективу
https://youtu.be/mmiPV9oDjZo
В советские времена, мы старшеклассники стояли в почётном карауле у Вечного огня в Брестской крепости и помню, как через лет 10 попав на ту же площадь была удивлена - какая она маленькая по размерам, а в юности она мне казалась огромной.
с доской понятно
она лежит, муж стоит - уменьшился в перспективе вида сверху
Не понятно, если "лежит" , то законы перспективы не действуют?
Как вариант - на преодоление боязни высоты организм отзывается колоссальным затратами энергии и выбросами адреналина. В эти моменты многие функции мозга работают иначе. При этом физические законы, в т.ч. оптические остаются неизменными. Поэтому в экстремальной ситуации человек часто ведет себя неадекватно и воспринимает многие вещи иначе.
Похоже, так и есть!