ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ФАВОРСКИЙ
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ФАВОРСКИЙ
Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964) — русский график и живописец. Как то, говоря об иллюстраторах,
Фаворский сказал: «Они делают иллюстрации, а я делаю книги». И правда, оформленные им книги поражают особой,
целостной пространственной динамикой всех элементов: от обложки, титула, шрифтов до последней страницы.
Развивается во времени литературный текст и вместе с ним развиваются во времени иллюстрации великого мастера.
Кого бы ни иллюстрировал Фаворский — У. Шекспира, А. Пушкина, Л. Толстого, его художественные образы удивительно
созвучны гениальным строкам. Фаворский не просто художник, он необыкновенное, уникальное явление русской культуры.
Он стремился понять, осмыслить внутренние законы творчества, писал глубокие статьи и книги, выступал
с лекциями, он, увлекшись ксилографией, вернул ей ее былую славу. И это после почти трехсот лет упадка.
Его книги напоминают архитектурные сооружения. Анализируя последнюю работу Фаворского — оформление
«Маленьких трагедий» А. Пушкина, искусствоведы проводят прямые аналогии с архитектурными конструкциями.
Владимир Андреевич Фаворский родился 14 марта 1886 года в Москве в семье юриста. Его мать, Ольга Шервуд,
была художницей, дядя — архитектором. Фаворский учился у И. Дуди-на в частной художественной
школе К. Юона, по вечерам посещал занятия по скульптуре в Строгановском училище. Окончив в 1905
году 5-ю московскую гимназию, Владимир поехал в Мюнхен, где занимался в частной художественной академии
профессора Шимона Холлоши и одновременно слушал лекции по искусству К. Фолля на филологическом факультете
Мюнхенского университета, потом предпринял путешествие по Италии, Австрии, Швейцарии.
Первые опыты в гравюре Фаворский начал в 1907–1908 годах, когда учился на искусствоведческом отделении
историко-филологического факультета Московского университета. Его дипломная работа была посвящена творчеству Джотто.
В 1911 году Фаворский показал на XVIII выставке Московского товарищества художников свои деревянные
скульптуры «Шахматы», а в следующем году — гравюры на дереве. В этой технике Фаворского привлекала
трудность исполнения (он использовал твердый как камень самшит) и необыкновенная эффектность готовых
оттисков. Ксилография позволяет в малом показать монументальное. Даже в двух цветах — белом и черном —
Фаворский увидел множество самых разных градаций — «белое массивное» и «белое воздушное», белый штрих
яркой молнии и блестящей воды, блестящего оружия, кольчуг… Еще больше может сказать черный, о котором
сам художник писал: «Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня,
и плащ воина, и темно-красное знамя». В 1912 году Владимир Фаворский женился на художнице Марии Дервиз.
Художниками стали и два их сына, Иван и Никита, и дочь Мария. Особенно высоко ценили талант Никиты,
который был гравером, иллюстратором. В 1941 году ему исполнилось двадцать шесть лет, его брату Ивану — семнадцать.
Они оба погибли на фронте.
Фаворский не может быть назван виртуозом, способным покорить зрителя одной изысканностью своих приемов.
Мастер, пытаясь уйти от сухости гравюры, пытался в ряде работ привнести в них живописные приёмы.
В выполнении гравюр Фаворского помимо уверенности руки чарует еще его неповторимое туше, то твердое,
уверенное, мужественное, то нежное, бережное, как прикосновение к клавишам пианиста. Но перед работами
Фаворского можно забыть о его безукоризненной технике. Они согревают теплом, любовным отношением к миру,
поднимают человека, внушают ему благоговение, исполняют его неподдельным восхищением. Скромные по размерам,
как бы подсобные по значению, книжные иллюстрации Фаворского воздействуют, как большое искусство.
Все задуманное, прочувствованное и пережитое художником выражено в них языком пластических форм.
Гёте метко определил силу подлинного искусства, которую мы угадываем в работах Фаворского:
Und keine Zeit und kerne Macht zersriickelt
Gepragte Form, die lebend sich entwickelt
(Ни время, ни власть не могут раздробить чеканную форму, которая живет и развивается.)
.
http://s009.radikal.ru/i307/1108/91/65e267c2779a.jpg
.
Патриарх книжной графики!
а ещё Скупой рыцарь — маленькие трагедии Пушкина.
большое спасибо! а какие у него портретные рисунки. простые и гениальные…
Спасибо Вам)))
вот интересно получается — работы выглядят абсолютно современно. Видимо, это свойство настоящего искусства — быть одинаково актуальным во все времена.
+!!!
Занесло меня как-то в сторону от лавры в Загорске. Иду рассматриваю старые домики, гляжу
на одно табличка «Здесь жил и творил художник — график Фаворский.»
Смотрел недавно фильм А. Балабанова «Морфий», по автобиографичным повестям М. Булгакова, и там в имении Кузяево герой фильма встречается с графиком Владимиром Фаворским. Обсуждают очередной переворот в Петрограде. Ноябрь, 1917.
+
Глеб Георгиевич, спасибо за материал о великом МАСТЕРЕ ксилографии! Во время учебы в Академической библиотеке часто выписывал книгу о его творчестве, стараясь понять глубину его живописно-графичной и разнообразной манеры исполнения. Вячеслав Люлько прав — ПАТРИАРХ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ!
Так он и внешне похож на патриарха. Какая борода окладистая, какая степенность, какой внутренний духовный мир в глазах, спокойный и строгий.
А какова судьба его дочери. Она пошла по стопам отца?
А судьба сына Никиты, оформившего «Капитанскую дочку» Пушкина, перед тем, как уйти добровольцем на фронт, чтобы тут же погибнуть.