ВИКТОР ЭЛЬПИДИФОРОВИЧ БОРИСОВ-МУСАТОВ
Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом,
а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты
С. Маковский
…Спокойствие душу объемлет,
И я никуда не иду.
Здесь концерты, вечера, спектакли, скандалы,
Саратовцы, судя по газетам, мятутся.
А я сижу дома и задаю концерты себе одному.
В них вместо звуков — все краски,
А инструменты — кружева, и шёлк, и цветы.
Я импровизирую на фоне фантазии,
А романтизм — мой всесильный капельмейстер,
И мне кажется иногда, что я на каком-то
необитаемом острове.
И действительность
как будто не существует,
Мечты мои всегда впереди.
Они мне создают целые симфонии,
Тоска меня мучит, музыкальная тоска
по палитре, быть может.
Где я найду моих женщин прекрасных?
Чьи женские лица и руки
жизнь дадут моим мечтам?
И я никуда не иду,
Спокойствие душу объемлет…
Так он изложил в форме белого стиха свою творческую платформу.
Это был один из первых русских художников исповедующих импрессионизм.
Мастер символических изображений «дворянских гнёзд»
Из больших картин постепенно исчезают мужские персонажи, что может быть связано с
популярной в то время в среде символистов идеей В. Соловьева о «Вечной Женственности».
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье
Эльпидифора Борисовичаи Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных,
приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов —
его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой,
отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую
травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб;
проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных
искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской
Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже где увлекся импрессионистами. Был близок художникам «Мира искусства».
С 1898 год жил в основном в Саратове и в имениях Слепцовка
или Зубриловка Саратовской губернии, а с 1903 — в Подольске и Тарусе.
В работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903),
«Сон божества» (1904–1905) Борисов-Мусатов запечатлел зубриловские постройки.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905.
Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника
в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.
Читал о нем в монографии, что художник работал на специально им заказанном на местной фабрике холсте.
Работал, как он сам говорил, на «двухэтажном» холсте. Сначала рисовал, успользуя глубинные провалы в холсте,
а затем рисовал по поверхностной выступающей его части плетения.
.
Да, вот это был стиль! Ни с кем не спутаешь.
с детства мой любимейший художник)))
эх плюсы закончились(((
Спасибо!
Кое- где на Моне мазками похоже, а все равно по мусатовски:)
.
великолепный художник)
Спасибо! Люблю его очень!
Что-то было в его судьбе от Тулуза Лотрека и Шардена
Мне тоже очень нравится!!!! Так молчаливо всё….. и романтично.
Да великолепный и судьба необычная!
Не только судьба, еще и учителя. Лотрек тоже учился у Кормона кажется)
Тулуз-Лотрек, Анри-де был учеником у Р. Пренсто, Л. Бона и Ф. Кормона.
Вы совершенно правы.
Мой любимый художник.
Не знал, про фамилию.
На этой неделе читал интересную статью про Игоря-Северянина. Именно так, через дефис, такой псевдоним себе сочинил сам поэт. Неграмотно писать без дефиса.
Автор статьи заключает: «следует признать, что настоящий псевдоним как акт инициации, оберег и мифологема является исторической частью (фактом) культурного и литературного процесса в России в начале XX века».http://severyanin.lit-info.ru/review/severyanin/005/470.htmБорисов-Мусатов, скорее всего, варился в этих идеях. Как интересно.
огромное спасибо!
за биографию особенно.
слышал легенду. что скульптура мальчика на надгробье Борисова-Мусатова появилась как напоминание о спасении художником тонувшего мальчика.
Спасибо!
красиво!
Он великолепен… Всегда смотрю и не могу оторваться.
спасибо!
Благодарю
да! мы как-то совсем забыли, что, кроме французской школы тех лет (Лотрэка, Дэга, Сезанна, Моне… и пр) — Русские Художники тоже не отставали! их у нас есть!
Один из самых любимых художников. Спасибо.
прекрасно