Три Мухи
О превратностях судьбы Альфонса Мухи и его творческом пути.
Мне повезло оказаться в Праге и попасть на целых три выставки Альфонса Мухи. К то не знаком с его творчеством и биографией прошу пройти по ссылке, слава богу про него много пишут.
http://www.izuminki.com/2012/08/11/xudozhnik-alfons-muxa-master-iskusstva-dlya-vsex-2/
хорошая ссылка на его биографию:
http://esoserver.narod.ru/Pagan/mucha_bio.htm
Первая выставка, которую я посетила была музеем А. Мухи и там все было предсказуемо. Ходили китайцы маленькими группками с экскурсоводом, фотографировать было нельзя, но возможность была. Можно было уткнувшись носом в первоначальный эскиз «GISMONDA» рассмотреть как над ним работал автор. Вообще надо сказать, что у Мухи был очень смелый рисунок. В музее каждый мог посмотреть фильм про жизнь Мухи и архивные фотографии, даже пианино, за которым он имел привычку играть , сидя босиком и в пиджаке. Ну еще конечно восхититься необычайным трудолюбием этого человека. Он действительно очень много работал, но все его рекламные плакаты и афиши были для него лишь заработком, от которых он изрядно устал после 40-ка лет. Муха хотел создавать что-то более серьезное, но заказчики все просили его рисовать полуобнаженных женщин и издавать альбомы с серией постеров. Поэтому он вынашивал в себе глобальную идею. Но о ней позже. А пока , думаю мало кто знает, что Альфонс Муха разрабатывал знаковую систему для чешских денег и, кстати уделял этому очень большое внимание.
Вторая выставка была приятно шокирующей. Это была коллекция картин «Славянская эпопея» , которую собственно я и хотела увидеть. Но найти ее оказалось не так просто. Экспозиция полотен расположена в Ярмарочном дворце , в Пражской Национальной галерее. Когда я зашла в зал , то долго ходила в каком то оцепенении. Картины просто огромные! И тщательно проработанная композиция, больше похоже на коллаж, но очень насыщенный. Техника кажется темпера, они немного блеклые, но в этом свое мистическое очарование. Муха работал над этой серией 18 лет. Он мечтал нарисовать эти картины всю жизнь, хотел показать историю славян, силу духа и идею о единении славянских народов. Но надо было кормить семью, и не было спонсоров и откликов в Чехии, кто был бы заинтересован в создании этих шедевров. Он нашел такого человека в Америке. Ну, нет героев в своем отечестве, это всем известно. По завершении Альфонс Муха, он тогда был уже в годах и здоровье подводило ( еще бы, провести такую работу), вообщем он подарил эту коллекции Пражскому музею. На родину так сказать. А Родина приняла работы «очень холодно»!, как –то даже выставлять не хотела и собственно не имела возможности за отсутствием свободной галереи таких размеров.
что я могу сказать о самой выставке. Там было просторно, людей почти не было, тот кто ходит удивленно запрокидывали головы и ахали. Можно было фотографировать, без дополнительной оплаты. Думаю, сами чехи редко посещают эту экспозицию. Сложная для понимания, чтобы рассмотреть все 20 полотен надо много времени потратить.
Третья экспозиция была «понтовая» до ужаса. Это была коллекционная подборка плакатов теннисиста Ивана Лендела, которая проходила в пражском Муниципальном доме. По всей Праге были развешены рекламные плакаты о выставке. У меня билет был куплен заранее, не зря как оказалось. Потому что народу на посещение собралось столько, словно там концерт выдающейся оперной певицы наметился. Публика в очереди состояла в основном из чехов, одеты они были так же, как если бы на концерт собрались. Фотографировать строго воспрещалось, но каюсь, я это делала. Просто рассмешил гигантских размеров квадрокубический рекламный плакат, на котором имя коллекционера лендела было написано чуть ли не крупнее, чем имя самого художника.
Очень забавно стоять в очереди на выставку распечатанных рекламных плакатов после того, как посетил поистине ценную выставку того же автора, на которой никого не было. В этом весь парадокс. Люди замечают только прямолинейные работы и оставляют без внимания то, чем собственно жил и к чему стремился сам художник. И это произошло с Альфонсом Мухой, казалось бы с действительно реализовавшимся художником и получившим известность уже при жизни.
«Mucha viendra — Муха скоро вернется». – такая надпись была написана на дощечке мелом и сохранилась до сих пор. Хотелось бы, чтобы хоть после смерти люди узнавали о работе всей его жизни.
Ну и вопрос на засыпку. А у многих художников и иллюстраторов так случается, что самые близкие их сердцу работы не удостоились должного внимания?
Сколько угодно....
неужели вы ставите под сомнение художественную ценность его рекламных плакатов?
может он и устал от них под конец жизни, но то что и там выкладывался по-полной, по-моему очевидно
нет конечно, не ставлю под сомнение. Там такая работа проделана! К тому же надо видеть, как он разрабатывал систему орнаментов, да все клипарты нынче на этом держатся). Я только хотела сказать, что то, к чему он стремился всю жизнь, не дало того результата от зрителей, какой стоило ожидать. Рекламные плакаты были, можно сказать, подготовительной базой к Славянской эпопеи.
+++!
СПАСИБО!!!+++
Спасибо! Очень интересно, как раз собираюсь в Прагу)
Спасибо.
Я рада, что информация оказалась полезной) Обязательно посетите Пражскоу Национальноу галерею (или Ярмарочной дворц (Veletržní palác). Берите билет на все, там действительно есть что посмотреть, все эпохи и виды искусства. Там же Славянская эпопея находится
на разных этапах становления своего творчества - многие художники впечатлялись и были явно - под Мухой.
Так что - три - это хорошо! больше Мух - хороших и разных.
(в смысле - выставок автора)
я как минимум 2-3 этикетки "мухообразных" тоже имел удовольствие изобразить - в начале своей карьеры. К счастью - они были слишком студенческие по исполнению - по этому о том, что они сгинули где то в песках времени - нисколько не сожалею. Пусть Муха будет - МУХОЙ - сам по себе.
и всякое подражание таким узнаваемым авторам - всё равно - вторично. А то - нарисовал бы красиво - и щас бы мучился - выложить\не выложить. И выбросить было б уже жалко.
о, понимаю)
+++++
+++)