Техзадание во имя результата. Частный взгляд.
Продолжение по стопам предыдущего поста. Я не зря пометил это как частный взгляд, это про техзадание на иллюстрацию, которое я бы хотел получить для спокойствия моих и ваших нервов, а так же повышения качества результатов. Но, полагаю, во многом пожелания других иллюстраторов будут схожи.
В основном речь о ТЗ на иллюстрацию и около, но неизбежно затрону и другие сферы, с которыми работал.
1. Вы либо знаете, чего от меня хотите, либо отдаёте мне право решать, как сделать. То есть, либо вы собираете примеры того, как надо (по технике, стилю, духу), показываете, поясняете что нравится, что не нравится, почему, что должно присутствовать и почему, какова идея/сюжет, либо даёте конечную цель (нарисовать котика), указываете область применения (оформление бензоколонки в игре для мобилки), обозначаете конечного зрителя (дети ~35 лет, преимущественно мужского пола). Остальное я в состоянии додумать и предложить сам.
Худшее, что может услышать иллюстратор/дизайнер «вы делайте много вариантов, мы потом посмотрим». И даже если я правомерно захочу повременную оплату, это всё равно сработает хуже, чем работа с концентрацией на небольшом количестве предфинальных проб и одном варианте, который будет доведён до конца. Так что худше не только для иллюстратора, но и для заказчика.
Если вы предлагаете проиллюстрировать книгу, то либо указываете сцены на выбор и говорите, каково ваше прочтение, либо позволяете иллюстратору самому прочувствовать, представить и изложить своё виденье, не обламывая его потом фразой «я это не так себе представлял». Или делитесь представлениями или не мешаете.
1а. Заклинаю вас! Никогда не говорите «в стиле акварели» или «в стиле анимации». Да блин, даже «в стиле манги» не стоит говорить. Иллюстратору в этом слышится такая же абстракция, как «картинка в цветах еды» или «вещь в виде устройства». Акварель — тип краски с кучей техник, анимацию делали даже живописью, манга — жанр. Просто берёте пример и показываете.
Так же для иллюстрации не спешите указывать, что вам непременно нужно 3D / вектор / акварель. Покажите пример, специалисту виднее, как это сделано и как можно сделать ещё.
2. Если вы не рисователь, не давайте указаний кого, как и где разместить. Гораздо более важным является то, какой эмоциональный посыл вы хотели бы заложить в иллюстрацию, что, кому и каким тоном рассказать посредством оной, что главное.
Например «пусть у совушки будут на ушах кисточки» является ненужной рамкой, в то время как формула «наша совушка — мягкое и доброе существо» является прямой целью. Ведь в конечном итоге мы хотим создать у зрителя впечатление. Средства иллюстратор найдёт сам.
3. Впротивовес предыдущему. Обильные словесные излияния о тонкостях гастрономических предпочтениях героя уместны лишь в случае изображения его за обедом с детализацией этого обеда, и только тогда, когда эти тонкости как-то характеризуют героя в контексте повествования и иллюстрации. Но обычно это обоюдная трата времени.
4. Забудьте формулу «я всё придумал, вам только нарисовать». Катит только очень неопытным. Опытный иллюстратор сам поставит сцену лучше вас, это его профессия вообще-то, плюс он знаете свои слабости и обойдёт их. Вы же можете или зажать в рамках или выявить слабости, в итоге выйдет слабее, чем возможно было бы.
5. Укажите технические требования (размеры/пропорции сторон), или дайте ссылку на страницу типографии, где печатаетесь. И обязательно укажите, где и как будет применяться иллюстрация. По неопытности в технических вопросах многие заблуждаются и дают неточные и неверные требования, которые могут или сделать работу в разы дороже или обречь на доделки потомбегомплохо.
Пара примеров. Картинка для билборда должна быть всего лишь качественной для просмотра на мониторе или чуть лучше. Потому что монитор в вашем поле зрения занимает больше места, чем билборд в 30 метрах. (угловое разрешение глаза ограничено). А не 1600 lpi
Логотип не следует заказывать в растре. Это «жанр» требующий масштабирования, воспроизведения разными методами, потому или только вектор или иной формат без потерь. Пиксель-арт, например.
6. Договоритесь о рисках, сроках, штрафах, правах, количестве вариантов, этапах, отчётности, точке невозврата и моменте конца правок. Как говорится «на берегу». Чтобы потом не пришлось бодаться. Напомню, что по умолчанию все права принадлежат автору, пока он сам не заявил иное. И не просите передать авторские права. Вы же не хотите выглядеть юридически неграмотным?
7. Не спрашивайте о цене/сроках, если у вас заранее фиксированный вариант. Это ведь глупо звучит, право слово, когда диалог складывается примерно так: — За сколько успеете? — За месяц. — А за неделю можете (у нас больше нет)?
Скажите сразу, меньше ненужных разговоров будет с опытным человеком и исключите попадос с неопытным, который скажет «могу и за неделю», боясь потерять заказ, который он по факту не высилит.
8. «Хороший парень — это не профессия». Хочется напомнить заказчику, что даже если вам иллюстратор очень симпатичен как человек и портфолио вам дичайше нравится, то это не значит, что исполнитель умеет всё на свете в любой технике. Лучше всего он умеет то, что уже делал и делал хорошо. Хотите от знакомого иллюстратора чего-то нового — готовьтесь к тратам времени и денег на его обучение в процессе, неясным срокам и неявным ошибкам.
—
Телепатии у человека не бывает. Да, мне приходится писать этот. Вот почему. Всё, что однозначно не указано в ТЗ, а только лишь предполагалось, подразумевалось и т.д. выльется в доработки и доплату или вовсе завал проекта. «Все остальные мыслят и представляют так же как и я» — часто встречающееся когнитивное искажение. Помните о нём.
Конец. Спасибо за внимание.
——————————————————————————————
Тёти и дяди, девочки и мальчики, пишите свои мысли и мнения по поводу. Это полезно, интересно, возможно ценно пополнит пост, заодно и пар спустите :D
А Вы думаете это реально подействует?
Пар? Можно и спустить....набрать только надо.
Похоже на контрнаступление под Арденами......
Я уверен, что некоторые заказчики, стремящиеся к качественному результату, такое читают. Даже удивлён бываю, когда (изредка) мне пишут мол «я у вас тут прочитал, это интересно, мне нужен человек с таким мышлением/подходом». Так что да, некоторые читают и мотают на ус.
Мне кажется все это выстрелы в воздух. Пусть и из благородных побуждений. Мало кто из заказчиков заморачивается на тему "как поудобней сделать для исполнителя и тем самым для своего проекта". Те, кто заморачивается, тому эта статья не нужны. Тот, кто предпочитает совершать максимально минимальное количество телодвижений - пройдет мимо или фыркнет "Поуказывай мне еще, холопье!" А возможную неудачу спишет на "вы - непрофессионал!". Всякие принцесски с волшебными сказками "я написала 200 штук пока сидела в декрете" и вовсе ничего не читают. Они могут только пальчиками тыкать и ножками топать.
Так-то статья полезная, читай ее кто-нибудь из целевой аудитории.
)))) не всё так печально. Заказчики тоже люди ))) И тоже заинтересованы в хорошем результате
Даже если не почитают заказчики, почитают исполнители. Возможно какие-то моменты для себя учтут и учтут, что спросить с заказчика, например в брифе. Часть заказчиков с одной стороны не умеет составить ТЗ самостоятельно, но с другой, когда конкретные вопросы предоставлены, охотно на них ответит. Особенно если уточнить, что это не формальность, это важно и результат от этого очень зависит.
По поводу сроков : вчера заказчик написал в ответ на названный нами срок в полторы-две недели, что сроки отрисовки хорошо бы сократить . Да я не против, я даже за..... но тогда это будет стоить других денег, а на увеличение размера оплаты заказчик не готов )))
Мне вообще просто текст прислали для изучения вместо т.З. На 94 страницы. Для рисования обложки… это как ? Нормально?
Это кому как... Не все удовлетворяются синопсисом. И тексты в 200+ страниц художники запрашивают для рисования одной обложки)) Мне было бы нормально, особенно, если обложку дают на разгуляться без особых ограничений. По синопсисам только для дамских романов рисовала обложки, там такая пурга, что читать все равно нереально.
В целом, лично я бы, запрашивал оглавление, аннотацию, краткое изложение и полный текст.
Полный текст для того, чтобы иметь возможность справиться о какой-то особенности, пролистать случайные моменты, проникнуться, так сказать. В общем как дополнительный материал, а не как единственный.
эх, поздновато)))
перегорела уже.
а то бы - пометала искры.)
Очень много и путано написано, прошу прощения. Читать сложно. Вот такие многословные заказчики - это и есть зло)))
ТЗ надо формулировать четко по 2 направлениям - стилистика и техника. А, чтобы не приходилось много объяснять, надо точно знать, что хочешь получить и под каждый проект подбирать исполнителя индивидуально с учетом всех особенностей и возможностей художника, с детальным изучением портфолио. Собственно ТЗ выдается уже после того, как все технические вопросы по срокам, объемам, правам, эскизам, возможным правкам и т.д. уже согласованы.
Для меня помимо стилистики и техники очень важен посыл. Смысловой и эмоциональный.
А с другой стороны, хотите вы порисовать, а вас автор отсылает на 2 поста другого, скажем, Вячеслава, где он (другой) на много страниц объясняет, какими словами с автором можно говорить, а какими нельзя, как правильно показывать обложку и такое прочее. Захочется продолжать?
Итого, редкий заказчик решит с вами иметь дело, посланный читать полезный, в общем то, ликбез.
Потому что почти любой частник имеет полное право употреблять фразу "в стиле векторной акварели", только потому, что на заказчиков нигде не учат. А вынимать из него ТЗ это наша задача, и без вариантов. В лучшем случае, при правильном подходе, со 2-3й работы зак начнет понимать как строить разговор с художником
А где ж тут оправдание, что не учат? Не учат - учись сам, но вообще вроде это менеджмент с определенным уклоном а на менеджмент у нас факультетов как блох у дворовой собаки. Если я скажу, что на UX дизайнеров в области геймдева нигде не учат, поэтому берите что я делаю, меня пошлют лесом и будут работать с тем, кто как-то это преодолел, а для клиентов надо делать исключения, получается? Да и не всем важно, где кого куда учат. Меня вот приглашали на работу в другой город. На вопрос, что мне может предложить компания, доблестный HR ответила, что я могу сдать квартиру в Москве, снять у них и прекрасно жить на эти деньги. И все. На HR вроде нормально с образованием все, а по факту берут всех подряд.
Очень верное замечание. Но я лично посылаю почитать что-то такое (конкретный отрывок, пункт) уже по факту сотрудничества.
Ровно так, как заказчик может просить в стиле акварели, так и исполнитель может на это ругаться или делать как ему представилось.
И, разумеется, сия писанина для постоянных заказчиков. Разовым проще объяснить на месте и по пунктам.
И да, данный пост можно воспринимать не как «пункты, которые ты (заказчик) мне должен», а как «пункты, которые мне (исполнителю) нужно не забыть спросить»
*на заказчиков нигде не учат* - под каждым словом подпишусь. Умение работать с заказчиком в свою пользу - часть профессии и показатель профессионализма.
вот согласна... надо уметь выбить из заказчика информацию.
и всё-таки поделюсь немного наболевшим (уже отболевшим)))
с одним - мне дали карт-бланш. я показала эскизы, цвет и мне практически сказали "делай, что хочешь". Ну по эскизам советовалась. Но даже не всё показывала.
А вот с другиииммм... Не буду утомлять вас подробностями, но мне так и не удалось добиться каким он хочет видеть главного героя.
Вернее, я знаю какой стиль ему нравится, но в таком не работаю. И немного не попала вообще в стиль... Ну - это уже мои собственные проколы.
А вот - что не смогла добиться определённости в ТЗ - это меня огорчает.
а может... что ни делается - всё к лучшему)))
Веселый пост получился:) Честно сказать, на месте заказчика, я бы подумала, что с Вами тяжело будет работать. Будете навязывать свое мнение и уговаривать, почему иллюстрация хорошая, хотя заказчику может что-то не нравится. Антиреклама. ИМХО
Отчасти правильно бы подумали.
Порой я могу навязывать. На то я и специалист, больше чем заказчик, чтобы моё мнение имело приоритет.
И да, со мной нужно договариваться. Но именно на этапе договаривания со мной может быть сложновато. При том что болтать — не мешки ворочать, это в целом не грузанёт. На
этапе работы обычно комфортно всем, с кем я согласился работать.
-
Если заказчику что-то не нравится и он в состоянии подкрепить аргументами надобность переделки, то я переделаю.
Например, если это подарок себе или одному человеку, тут есть конкретный человек, на чей вкус это делается.
Когда картинка для большой аудитории, то критерии меняются: много людей, с разными вкусами. И заранее известно, что грубо идти против этих вкусов будет вредно для бизнеса. Именно против и вразрез. При этом ничто не мешает сделать такое новое, которое взлетит.
Во многом верно, но уж кисточки-то на ушках у совушки потребовать не зазорно. Чем точнее тз, тем лучше, если оно выполнимо. А уж кисточки-то. У совушки-то.
А вот и нет. Если кисточки не являются каким-то сакральным символом, то «требовать» их не нужно. Пожелать можно, но оставить возможность выбора. И если уж кисточки будут играть больше в минус, чем в плюс, отказаться от них.
а мне понравились Ваши пункты... я по большинству узнала даже некоторых заказчиков. Улыбнуло)
зак-ки читать эти манифесты (длиннее СМСки) - не любят...
по этому инструкции, как рисовать руками художника, сидя у него на захребетном посадочном месте - всякий зак-к осуществляет по одним и тем же банальным сценариям. и тут уж - кто как х0ш - бейся рыбой об лёд, а все истории сотрудничества - сливаются под одну копирку
Полезный пост. Начинающими бывают не только иллюстраторы, но и заказчики. Конфликты и ошибки, которые случаются в процессе работы с непрофессиональным заказчиком всё равно приходится в итоге решать вместе с иллюстратором. Даже если заказчики не захотят читать всё это, то уж иллюстратору поможет составить свой "бриф защиты от дурака"