«Течения и направления в современном искусстве»

Main original

Неполный перечень течений и направлений в современном искусстве.

«Течения и направления в современном искусстве»

Dance-Show (от англ. show — зрелище, англ. Dance) — современный вид танцевального искусства,
сочетающий в себе основы классического танца, хореографии, гимнастики,
театрального искусства и самых разнообразных модерн-направлений.
Dance-Show — это красочное, яркое и зрелищное представление, в котором посредством музыки,
танца, пластики, актерского мастерства, декораций, светового оформления и костюмов передается
замысел автора. Dance-Show — это групповое представление, в котором может быть задействовано от
двух до нескольких сотен человек. Все участники обязательно должны предварительно пройти
хореографическую или гимнастическую подготовку.

Superflat («суперплоскость») — термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками.
Термин «superflat» создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык, активно применяемый
поколением молодых японских художников: «Я думал о реалиях японского рисунка и живописи и о том,
как они отличаются от западного искусства. Для Японии важно ощущение плоскости.
Наша культура не обладает 3D-формами. 2D-формы, утвержденные в исторической японской живописи,
сродни простому, плоскому визуальному языку современной анимации, комиксов и графического дизайна».

Апт-арт — «квартирное искусство», название происходит от английских слов «apartment» (квартира) и «art» (искусство).
Апт-арт — термин, изобретенный художником Никитой Алексеевым для домашней выставки, которая оформляется
в начале 80-х годов в качестве особого экспозиционного жанра, ставшего ярким художественным явлением
и оригинальным, чисто российским вкладом в развитие современного искусства.
Апт-арт — искусство созданное именно с расчетом на такой способ демонстрации.
Апт-арт принял форму устройства выставочных показов в частных квартирах и начался в 1982 году
экспозицией группы «Мухоморы» в квартире Никиты Алексеева. Участники не занимались чистой живописью.
Они собирали городской хлам и старые плакаты, создавали намерено китчевые ассамбляжи,
пародирующие грубое нутро позднесоветской жизни, убогих публичных пространств и тесного тусклого
квартирного быта. Апт-арт занимался чем-то вроде любительских самоделок по борьбе с загрязнением
окружающей среды. Саркастические и красочные, эти битком набитые инсталляции парадоксальным образом
подрывали различие между искусством и жизнью. В отличие от «Коллективных действий», апт-арт не был
ни камланием, ни шаманством. Напротив, объектом его внимания были скорее сферы общественного и политического.

Арт-феминизм (или феминистское искусство, англ. feminist art) — искусство, созданное сознательно в
контексте феминистской теории искусства. В начале семидесятых кризис доверия к культуре модернизма,
в которой доминировали мужчины, наиболее полно выразился в среде художниц, исповедовавших феминизм
или его тогдашние разновидности. Как движение арт-феминизм возник в конце 1960-х — начале 1970-х.
Он не был связан с каким-либо конкретным стилем или медиа, а характеризовался рядом усилий, направленных
на предоставление женщинам места в мире, особенно в мире искусства. Арт-феминизм является одним из самых
значительных преобразований в изобразительном искусстве второй половины двадцатого столетия.

Арте повера (итал. Arte Povera — бедное искусство) — термин, введённый в 1967 году искусствоведом
и куратором Джермано Челантом для определения художественного течения, объединившего художников из
Рима, Турина, Милана и Генуи во второй половине 1960-х — 1970. Художники арте повера визуализировали
диалог между природой и индустрией, используя промышленные или нехудожественные материалы, хотели
освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства,
а также играли с политическим измерением индустриальных материалов. Движение стало заметным явлением
на международной арт-сцене, находясь в противостоянии и диалоге с минимализмом в Америке, который
также использовал индустриальные материалы. С точки зрения художников арте повера, минимализм
занимался аспектами формы и не затрагивал поэтические, политические и исторические проблемы,
которые были важны для арте повера. Арте повера не было объединением художников, имеющим свой манифест.
Это было прежде всего движение, которое при помощи куратора и критика было признано и классифицировано
в своей совокупности. Некоторые из художников арте повера, которые принадлежали к разным поколениям,
были уже хорошо известны в арт-кругах Италии.

Виженари арт (англ. Visionary art) — художественный стиль, имеющий в своей основе спонтанное
изображение увиденного в изменённом состоянии сознания, религиозного, медитативного созерцания,
транса, а также флешбэков, возникающих после так называемых «трипов».

Гиперманьеризм (другое название — анахронизм) — одно из течений постмодернистской живописи,
предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого.

Гиперреализм — термин, который используется для обозначения: а) течения в современном искусстве (живописи и скульптуре)
1990–2000-х годов, б) творчества европейских фотореалистов 1970-х годов.
Корни гиперреализма можно найти в философии Жана Бодрийяра: «симуляция чего то, что никогда
в действительности не существовало» («the simulation of something which never really existed»).
Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию. Как фотореализм симулировал
аналоговую фотографию, так гиперреализм использует цифровые изображения.

Граффитизм (англ. graffiti art) — течение в современном искусстве 1970-80-х годов,
возникшее в Америке. Характеризуется переносом приёмов и образов граффити в станковую живопись и графику.

Живопись жёстких контуров (Hard-edge painting) — живопись, которая содержит фигуры (часто, но не
обязательно, геометрические) с резкими, чёткими контурами. Этот стиль связан с геометрической абстракцией,
постживописной абстракцией и живописью цветового поля. Термин был предложен писателем, куратором и арт-критиком
«Лос-Анджелес Таймс» Жюлем Лангснером (англ.) в 1958 году. Хотя это определение можно было бы применить
и к таким направлениям как пуризм, чаще под живописью жёстких контуров подразумевают тип живописи,
который возник как реакция на спонтанность и живописную технику абстрактного экспрессионизма.
Крупнейшими представителями данного направления являются Эльсуорт Келли и Кеннет Ноланд.
Также к живописи жёстких контуров относят ранние работы Йозефа Альберса и Пита Мондриана.

Живопись цветового поля (англ. Color Field) — род абстрактной живописи, в основе которой лежит
использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных.
Термин принадлежит американскому историку и теоретику авангардного искусства Клементу Гринбергу.
Живопись цветового поля развивалась в США в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Ведущими
представителями стиля были Барнетт Ньюман и Марк Ротко. Это направление можно рассматривать
как разновидность абстрактного экспрессионизма, хотя иногда его классифицируют как род минимализма.
Начиная с 1952 г. стилистику живописи цветового поля использовала Элен Франкенталер:
грубый незагрунтованный холст пропитывался или покрывался очень тонким слоем краски,
так что краска скорее впитывалась в поверхность, нежели окрашивала её.

Имп-арт (англ. imp-art от impossible — невозможный и art — искусство) — самостоятельное направление
в оп-арте, нацеленное на изображение невозможных фигур.
Наиболее яркими представителями данного направления являются художники М. К. Эшер (Голландия),
Оскар Реутерсвард (Швеция), Сандро дель Пре (Швейцария), Жос де Мей (Бельгия).

Кинетическое искусство, Кинетизм (греч. kinetikos — движение, приводящий в движение) —
направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения
или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света
и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки,
производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно
сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые
с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей»

Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. conceptus — мысль, представление) — литературно-художественное направление постмодернизма,
оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе.
В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты
могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов.
Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство
представляет собой чистый художественный жест.
Один из основоположников течения, американский художник Джозеф Кошут, видел значение концептуализма
в «коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства — или как функционирует
сама культура … искусство — это сила идеи, а не материала». Классическим образцом концептуализма стала его
композиция «Один и три стула» (1965), включающую стул, его фотографию и описание предмета из словаря.
Концептуальное искусство обращается не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного.

Лирическая абстракция — одно из течений абстрактного искусства, для которого характерны стремление
к прямому выражению эмоциональных и психических состояний художника и импровизационность исполнения.
Произведения лирического абстракционизма — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий
художника, поток его сознания, запечатленный в цвете. Принято считать, что
основоположником лирической абстракции был Ланской, Андрей Михайлович.

Лэнд-арт (от англ. land art — ландшафт-искусство), направление в искусстве, возникшее в США
в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано
с природным ландшафтом. Работы лэнд-арта не были по отношению к ландшафту внешними или привнесёнными,
последний использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись
на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались
предоставленными самим себе и действию природных сил.

Минимал арт (англ. Minimal art), также Минимали́зм (англ. Minimalism), Искусство ABC (англ. ABC Art) —
художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. В теории искусства
обычно рассматривается как реакция на художественные формы абстрактного экспрессионизма,
а также на связанные с ним дискурс, институции и идеологии[1]. Искусство минимал-арта обычно
включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и метафоричности,
повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

Моско́вский концептуали́зм — направление в неофициальном искусстве СССР. Термин возник в 1979
году благодаря статье Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм», опубликованной в
журнале «А — Я». Также это направление иногда именуют «Московской концептуальной школой».

Наивное искусство (англ. naive art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв.,
включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру,
архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Неоэкспрессионизм (Neo-expressionism) — направление в современной живописи,
которое возникло в конце 1970-х и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х.
Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х.
Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам.

Оптическое искусство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) —
художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии,
основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Поп-а́рт (англ. pop-art, сокращение от popular art, этимологию также связывают
с англ. рор — отрывистый удар, хлопок) — направление в изобразительном искусстве
1950–1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.
Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:
изменяются масштаб и материал;
обнажается приём или технический метод;
выявляются информационные помехи и др.

Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах
в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.
Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры
в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта.
Поп-арт являлся рефлексией на товарное перепроизводство и изобилие западного мира, а объектом соц-арта
становится перепроизводство идеологии в СССР. Также определённое влияние на соц-арт оказал концептуализм.

Флуксус (лат. fluxus — «поток жизни») — европейское арт-движение 50-х-60-х годов,
значительное явление в искусстве второй половины ХХ столетия. В движении Флуксус принимали участие
такие художники как Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джордж Мациюнас, Терри Райли, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен,
Йонас Мекас, Йоко Оно и другие. Фестивали Флуксус проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке.



Комментарии8
avatar

Спасибо, интересно. про некоторые даже не слышала)

10 Ноябрь 2011, 23:00
avatar

Спасибо! Познавательно!

11 Ноябрь 2011, 10:18
avatar

Спасибо! Скопировала. Если выучу — буду блистать познаниями:)))))

11 Ноябрь 2011, 13:40
avatar

Немного офтоп. Вспомнился момент из фильма «О чем говорят мужчины», когда они по выставке ходили…«толи это экспонат так называется, толи действительно туалет не работает»)))

11 Ноябрь 2011, 13:45
avatar
G.Bedarevpro
azazElla
0

Я показал артобъект с выставки концептуального искусства

11 Ноябрь 2011, 18:12
avatar

Вспомнился случай. Преподаватель по истории искусства, очень интеллигентная женщина, читала лекцию при течения и направления в искусстве 19–20 века, записывали определения модерна, постмодерна и ДАДАИЗМА.Когда мы попросили привести пример дадаизма она как-то застеснялась, опустила глаза и сказала: «Ну это, когда на заборе нехорошее рисуют.»

И хотя считается что дадаизм умер в 1922 году.смотря по телевизору новомодные выставки современного искусства, у меня в голове все время крутится «дадаизм»

11 Ноябрь 2011, 15:29
avatar
G.Bedarevpro
Татьяна Митрушова
0

)))

11 Ноябрь 2011, 16:06
avatar

Плакат выставки Дадаистов

11 Ноябрь 2011, 16:20