Шесть вопросов Николаю Фомину
И снова здравствуйте, друзья! Мы продолжаем знакомиться с жителями нашего сайта!
Сегодня в нашей рубрике новый гость - Фомин Николай.
1) Пару слов о себе. Как Вы пришли в сферу творчества?
Ну, парой слов здесь не ограничиться. Никакого художественного образования я не имею – ни высшего, ни занятий в детской художественной школе. Однако, сколько себя помню, всё время рисовал. В школе рисование приобрело тематическую направленность – воюющие солдатики или быт сказочных героев. Далее возникло желание подражать любимым иллюстраторам, работами которых в книжках подолгу засматривался. Постепенно сложилось предпочтение любимым темам: природе и её обитателям (чему поспособствовал мой отец, с малых лет вытаскивающий меня на нашу прекрасную дикую уральскую и западносибирскую природу), историческим сюжетам.
О будущей профессии не задумывался, хотя одно время в начальных классах помышлял быть художником-мультипликатором. Окончательный выбор профессии пришёлся на седьмой класс, когда тётя подарила мне шикарную книгу Всеволода Сысоева «Золотая Ригма» с иллюстрациями Геннадия Дмитриевича Павлишина – я решил выучиться на биолога-охотоведа в сельхозинституте и попасть на работу непременно в дальневосточные края. В итоге высшее охотоведческое образование я получил, хотя и не довелось оказаться на Дальнем Востоке, я работал в Сосновском лесоохотничьем хозяйстве на Карельском перешейке, возле Ладожского озера, а рисованию отводилось свободное от работы время. Положительно сказалась и близость к Санкт-Петербургу, куда я наведывался в выходные и часто проводил время в галереях, зоологическом и этнографическом музеях. Посчастливилось познакомиться и с преподавателем кафедры станковой и книжной графики Мухинского училища Александром Трофимовичем Пожвановым, которому я показывал свои работы, получая ценные советы и замечания. Первый иллюстраторский заказ я получил в тот же «Ладожский период» - это была шведская книга по природоведению для детей, которую решили издать на русском языке для местного филиала детской лесной школы. Это было в 1998 году. Затем я сменил несколько мест работы (уже не по специальности) и жительства, не прекращая рисовать на досуге.
Небольшой по объёму сбыт своим акварелям нашёл опять же у шведов, когда ездил в их королевство на периодическую «шабашку» в сельской местности. А когда жил и работал в Москве, то волею случая вышло так, что первая выставка моих работ состоялась в посольстве Великобритании в России на праздновании 300–летия русско-английских отношений, хотя тематика самих работ (природа, этнические девушки) совсем не соответствовала теме дня. Собственно, это ни на что не повлияло – просто обозначилось, как некая веха. А далее я освоился с интернетом и стал пополнять свои виртуальные галереи, в том числе и здесь на сайте. Так появились и заказы. В 2005 году по результатам тестовых заданий был зачислен на курсы аниматоров при студии «Пилот», но Александр Татарский (светлая ему память) предупредил всех иногородних (включая и меня), а по сути – справедливо отговорил от учёбы, которую невозможно было бы совмещать с какой-либо работой, обеспечивающей стол и угол в столице. Собственно, уже во время процесса зачисления и общения с профессионалами анимации, развеялось моё несколько наивное представление об этой сложной профессии. И я не стал испытывать судьбу и свои возможности, вернулся на Урал.
Со временем заказы на иллюстрации приобрели характер более-менее постоянных, но я не оставляю других своих занятий по добыванию дополнительных средств для семьи – продолжаю подрабатывать в таксидермической мастерской, где изготавливают чучела животных и оформляют прочие охотничьи трофеи,
и дежурю ночным пожарным сторожем при мебельном цехе – там в сторожке удобно и спокойно работать над иллюстрациями. И, естественно, жду хороших заказов.
2) Опишите в нескольких словах свой художественный почерк.
Мой почерк – в сущности, результат не вполне умелого подражания стилю и технике любимых с детства иллюстраторов – Геннадия Павлишина и Вадима Горбатова. В более зрелые годы к ним добавился ещё и Карл Ларссон. В итоге полного копирования не получилось, и этот пародийный почерк застыл в какой-то неопределённой фазе, после чего начал самостоятельную жизнь и претерпел некоторое развитие. Я люблю чёткий контур (которым часто злоупотребляю), люблю лёгкие тона и боюсь экспериментировать с тенями и контрастом. Сказывается нехватка базового художественного образования, она видна в любой из моих работ – это касается и композиции, и тоновой перспективы, и пластической анатомии, и прочих нюансов.
3) Могли бы Вы выбрать работу, который Вы гордитесь больше всего и рассказать её историю?
Откровенно скажу, что у меня нет работ, которыми я гордился бы, поскольку ни одна из них не соответствует изначальному замыслу. Причины тому - и упомянутое выше банальное незнание изобразительных законов, и экономия времени, и большое различие между пространственными подвижными образом и композицией в воображении и его воплощением на ограниченном бумажном прямоугольнике, и многое другое. Могу лишь сказать, что есть некоторые работы, в которых я ближе всего подошёл к своей изначальной цели, и в создании которых я проявил особый интерес к предмету и нетягостное усердие и хотел бы, чтобы последующие выходили не хуже и при этом я испытывал такое же удовольствие от творчества. Это, прежде всего, акварели «Якутия», «Сибирские глаза», иллюстрации к «Сказкам североамериканских индейцев», серия работ «Священные животные», иллюстрации к «Сибирской книге» Михаила Кречмара. При этом только «Якутию» и «Сибирские глаза» я написал из собственных порывов. «Якутию» - в качестве подарка знакомому, которому нравились восточноазиатские девушки. При этом сразу возник образ якутской барышни на лошади на фоне зимнего восточносибирского пейзажа.
На «Сибирские глаза» подвигнул образ одной знакомой девушки из Ульяновска. Подспудно с детства (когда каждый знал биографию Ленина) отложилось, что Ульяновск раньше назывался Симбирском. Возникла по созвучию ассоциация «симбирского» с «сибирским» - и воображение снова заработало в любимом географическом направлении. Добавил к девушке лайку (это единственный тип собак, которых я люблю с детства), ввёл их в пейзаж – так всё и получилось. А остальные иллюстраторские проекты были результатом обращения заказчиков.
Добавлю немного по двум из них. Большим подспорьем в иллюстрировании «Сибирской книги» явилось то, что сам её автор, М.А. Кречмар, снабжал меня как приблизительными набросками своего видения композиции, так и фотоматериалом для некоторых ландшафтов. Что же касается серии «Священные животные», изначально мне предложили изобразить просто самих животных, с минимумом заднего плана. Но самому захотелось чего-то более интересного – так и возникла идея совместить три вещи – само животное, одно из его традиционных изображений в той или иной древней культуре, и конкретную природно-историко-культурную среду.
4) Фраза или цитата, которая Вас вдохновляет.
«…Быть таким, какой ты есть – в этом мужество и честь…» (А.Градский, «Южная прощальная»).«Наполни смыслом каждое мгновение, часов и дней неуловимый бег…» (Р. Киплинг «Заповедь»)."Как всё-таки часто кажется нам, что главное - впереди, а то, чем мы живы сейчас, сегодня, не важно и не значительно. Оно буднично течёт мимо - непримеченное, неоцененное. Но вдруг с годами это сегодняшнее оказывается большим, а может быть самым главным, что было у нас в этой быстротекущей жизни. Тем, чего мы вовремя не оценили, не поняли, пропустили." (Ирина Ракша, «Далеко ли до Чукотки?»)
5) Книга, кино, музыка, с которой должен быть знаком каждый.
Понимая, что у каждого свои вкусы и симпатии, не имею права подавать свои предпочтения как некий обязательный набор для каждого. Просто перечислю то, что лично мне нравится.Литература: обожаю русскую классику – прозу Бунина, Толстого (особенно «Война и мир», «Воскресение»), Астафьева («Царь-рыба», «Последний поклон», «Затеси»), Горького (трилогия о его детстве и юности, роман «Жизнь Клима Самгина»), Шолохова («Тихий Дон»), поэзию Фета, Рубцова, Заболоцкого, опять же Бунина. Из современных нравятся произведения Олега Куваева, Андрея Скалона, Михаила Тарковского, Ирины Ракши. Из зарубежных классиков люблю Киплинга, Олдингтона, О’Генри, Джека Лондона. Кстати, сообществу иллюстраторов, всё же, порекомендовал бы прочитать два произведения (одновременно трагических и саркастических), герои которых – художники – «Смерть героя» Олдингтона и «Свет погас» Киплинга.
Кино: пожалуй, любимые фильмы – «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова, «Тихий Дон» Герасимова, цикл фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Масленникова, «Амели» и «Долгая помолвка» Жан-Пьера Жёне, кинокартины Марка Захарова и оба фильма «Дерсу Узала» - Куросавы и Бабаяна. Также, люблю советские фильмы об учёных – например, «Михайло Ломоносов» и «Иван Павлов: поиски истины». Да, очень люблю научно-популярные фильмы по астрономии. Стоит сказать ещё и о мультфильмах. – люблю нашу советскую классику 50-х годов – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Сердце храбреца» и др.
Музыка: нравится звучание русских народных инструментов, в особенности струнных - гуслей, балалайки, домры. Из русской классики люблю всё в духе «Метели» Свиридова, из зарубежной – Грига. Нравится слушать регтайм и джаз в духе фильма «Ва-банк». Что касается современных исполнителей, то мои кумиры с юности – a-ha, Midnight Oil, «Пикник». Позже к этому списку добавились «Мельница», «Несчастный случай» и Evanescense. Очень нравится мистика и духовная философия песен Андрея Мисина. Люблю финно-угорские фолк-группы Värttinä, Noid, Mordens, «Зарни Ань». Из авторской песни в последнее время нравится Тимур Шаов. Очень часто во время работы над иллюстрациями слушаю любимую музыку или аудиокниги на плейере – это повышает усидчивость.
6) Профессиональный совет, начинающим иллюстраторам.
Будьте искренними в творчестве и любознательными, вплоть до дотошности, досконально изучайте предмет и тему, которые собираетесь изобразить, и среду, которой они принадлежат. И всегда старайтесь делать чуть больше и лучше того, что, по вашему мнению, ограничено суммой гонорара.
Николай, спасибо за такое подробное интервью.
У вас отличные работы, желаю много много замечательных заказов!!
Давно подписан, все новинки рассматриваю.
!!!!!!!!!!!!!!+++++++!
СпасиБо!
Предлагаю в профиле отмечать медалью "За храброе знакомство" )
Николай, спасибо за искренность ваших ответов и ваших работ! Видно когда художник рисует честно и с любовью.
Прекрасно написано!!
Замечательное интервью!
Интересные работы, зверюшек надеюсь не стреляешь )) ?
Спасибо. Отчего же - иногда, очень редко, стреляю. Сугубо по той причине, что у меня, как и у всех, есть пищеварительная система:-)
очень понравилось! желаю неускользающего вдохновения и огромной УДАЧИ!!!
Прекрасное интервью! Спасибо!
Толково!
Коля - ты гремучая смесь из таланта , трудолюбия и скромности))) Очень люблю твои работы , они как "Девушки без макияжа" настоящие не поддельные. Удачи тебе!
Вообще- отличная и давно назревшая рубрика ! )))
С удовольствием пересмотрел многие иллюстрации. Молодец.
Николай, редкий ты зверь - краснокнижный! Удачи!!!
Думаю, стоит сказать спасибо Валерию за эту удачную рубрику на сайте .
Хорошее интервью! Спасибо!
А можно фото вашего рабочего места?
Я позже выложу.
Ирина, по Вашей просьбе: http://illustrators.ru/posts/moi-rabochie-mesta
Искренне и с душой.
Не, ну правда - надо давать орден с желудями и дубовыми ветками в профиль и ссылку на интервью ! Не у каждого попросят ответить на вопросы и не каждый из вопрошаемых храбро решится на ответы... Этот орден покруче других цяцек, почти как "За наглость на пожаре при утопстве корабля"...) Рубрика нужная, героев нужно знать в лицо, и поэтому герои обязаны иметь особые отметки...Они достойны.
...Вот только, чтобы не было административных манипуляций, то жаловать орден нужно при "100+" в вопросах....Ато мало ли что Высокой обер-Администрации в вечернюю пятницу перед Восьмимартием взбредет...А вдруг она расстрогаится подвыпимши и интервьюироет группово Светлану Бехор, или иже с ними...)))
И желательно очередь на интервью не продавать за платные аккаунты...
Офтоп...А когда ожидается интервью у Есаулова, Бэтмэнши и Дроздовых? Огласите список очередности, ато изошелся нервенно в ожиданиях...)
Тю! А яб Дроздовых даже видео купил бы с ответами...)))
Дайошь скрипачей Дьявола! )))
https://www.youtube.com/watch?v=W0pUfWjS4V8
очень интересно!
Спасибо за интервью с талантливым иллюстратором!
Прекрасная рубрика!
Николай большое спасибо за добрый и очень интересный рассказ о себе! БОЛЬШОЙ УДАЧИ ВАМ!!!!!! Валерий,респект за интересное интервью!
Очень интересное интервью, а иллюстрации просто прекрасные! Спасибо!
Благодарю коллег за добрые слова!
Отдельное большое спасибо Валерию и Анастасии за публикацию.
Николай, огромное спасибо за рассказ о себе и о творчестве!
Предметный и откровенный разговор по существу и без позёрства очень дополняет позитивные впечатления от иллюстраций. А уж о художнике-то всегда интересно узнать побольше. Большое спасибо, Николай. Удачи вам!
Спасибо за интервью.Очень было увлекательно читать и смотреть.Николай,творчества ,заказчиков,семейного счастья,здоровья:-)
Спасибо за интервью. "Сибирскую книгу" уже давно приобрел не в последнюю очередь из-за шикарных иллюстраций)
Спасибо всем за добрые слова:-)