Шапки долой, благородные доны! Ушла эпоха.

Main original

Печальные новости. Умер Борис Натанович Стругацкий, младший из братьев Стругацких, возможно, лучших научных фантастов России, авторов знаменитых «Понедельник начинается в субботу», «Обитаемый остров», «Трудно быть богом», «Пикник на обочине». Ему было 79 лет. В последние годы Борис писал под псевдонимом С. Витицкий и возглавлял свой писательский семинар.

Комментарии49
avatar

Упокой, Господи.

20 Ноябрь 2012, 12:20
avatar

«…На штурвале застыла рука,

Мачты срезал седой туман,

Тяжело на душе моряка,

Впереди только ветер и тьма…»

С. Витицкий /Б. Н. Стругацкий/. Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики

Грустно, товарищи. Грустно…

20 Ноябрь 2012, 12:35
avatar

20 Ноябрь 2012, 12:40
avatar

«Мне кажется, Борис Натанович на склоне лет стал грустным человеком, который совсем не верил в светлое будущее, однако не считал, что это освобождает его от необходимости участвовать в заведомо обреченном деле — сеять разумное, доброе, вечное, хоть из семян ни черта и не вырастет. Такое, во всяком случае, у меня сложилось впечатление по нескольким нашим телефонным разговорам и обмену письмами. Вживую я его никогда не видел.

Помню, как я попросил Бориса Стругацкого — чуть ли не первого — подписать письмо деятелей культуры в защиту Светланы Бахминой. Он сказал: „Ничего из этого не выйдет. Это государство челюстей не разжимает. Но подпишу, конечно, как не подписать?“ И переспросил: „Сколько-сколько вы рассчитываете собрать в интернете подписей? Двадцать тысяч? Никогда и ни за что. Уж поверьте мне, я прожил здесь всю жизнь. Здесь всем на всё наплевать“. А потом, когда собралось сто тысяч подписей, удивлялся и радовался.

Такая же история произошла, когда затевалась переписка писателей с Михаилом Ходорковским. Глубокий скепсис — и никаких сомнений, участвовать или нет. Я, как все в моем поколении, вырос на книжках Стругацких. Плюс к тому еще и учился мастерству на японских переводах Аркадия Натановича — он был лучшим в цехе.»

Борис Акунин

20 Ноябрь 2012, 12:50
avatar
Константин Старооскольский
Константин Старооскольский
0

Это, наверное, самое человечное чтоли, что было сказанно публично. Остальное — дежурные фразы. Да и что тут сказать-то…

20 Ноябрь 2012, 12:55
avatar

Это ссылка на Off-line интервью с Борисом Стругацким, где ещё недавно ему можно было задать любой вопрос (просто взять и спросить!). Теперь здесь пишут прощальные слова и соболезнования:http://www.rusf.ru/comment/abs/guestbk.htm

20 Ноябрь 2012, 13:14
avatar

Спасибо за ссылку, Майк.

20 Ноябрь 2012, 14:24
avatar

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

20 Ноябрь 2012, 14:26
avatar

Эпоха ушла… но из меня Стругацких уже не выковырять

20 Ноябрь 2012, 14:38
avatar

Светлая память.

Не нравилось мне, что он говорил и писал в последние годы, ну и ладно. Зато он был одним из тех, кто дал мне идеальную формулу: «Жизнь даёт человеку три радости: друга, любовь и работу. От любви, конечно, можно отказаться, но тогда одной радостью станет меньше, а их всего три». А еще АБС создали Мир, в котором мне хотелось бы жить, и ради создания которого стоит работать. И это уже навсегда, и спасибо им за это.

20 Ноябрь 2012, 15:00
avatar

Царство Небесное!

20 Ноябрь 2012, 15:59
avatar

В подростковом возрасте перечитала тонны фантастики. Сейчас перечитываю только Стругацких. Они лучшие. Прощай, эпоха…

20 Ноябрь 2012, 16:08
avatar

Правила жизни Бориса Стругацкого — Журнал Esquirehttp://vk.com/feed?section=articles&w=article850055706_1132492139

20 Ноябрь 2012, 16:10
avatar

Только хотела блог сделать, дай, думаю, посмотрю, наверняка уже есть…

Столько в этом году хороших людей ушло…. Печаль-печаль….

http://www.ntv.ru/video/novosti/377980/

20 Ноябрь 2012, 17:25
avatar

Царствие Небесное!

20 Ноябрь 2012, 17:36
avatar

Так же как, живя в Москве, так ни разу и не удосужился посетить мавзолей Ленина, так и, живя в России, не прочитала за всю жизнь ни одного фантастического романа Стругацких. Многим это кажется странным.

Сначала думал, успею как-нибудь, потом понял, что уже никогда времени не выберу ни на первое, ни на второе.

20 Ноябрь 2012, 18:04
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Яровой Сергей
0

Я тоже, к стыду ни чего не читал Стругацких, только смотрел Тарковского экранизировавшего их произведения.

20 Ноябрь 2012, 19:44
avatar

Экранизации Тарковского довольно далеки от текста, хотя конечно талантливы. Это практически самостоятельные произведения.

20 Ноябрь 2012, 20:06
avatar
Тётьлюся
Константин Старооскольский
0

Я слышала, что сценарии писались с участием Стругацких

20 Ноябрь 2012, 22:05
avatar

Да, конечно. Только фильм «Сталкер» — это маленький эпизод из «Пикника на обочине», причем дополненный и с другой психологической окраской. Фильм «Чародеи» — это как бы ответвление сюжета «Понедельник начинается в субботу», имена всех действующих лиц изменены, хотя и созвучны (узнаются), вобщем заново написанное произведение.

20 Ноябрь 2012, 22:55
avatar
Алексеевская Оксана
Константин Старооскольский
0

и фильмы вообще про другое, не о том, о чем книги. Вот в"Пикнике» — это движения человека от незамысловатых личных желаний к чему-то большему, в «Понедельнике» — радость от творческого труда, а «Обитаемый остров»…фильм вообще лучше не видеть — текст многогранней и страшней, и глубже. «Трудно быть богом» Германа вообще боюсь — книга настолько глубока при внешней легковесности, что представить жутко, что выльется на экран…впрочем, посмотрю в любом случае, интересно, как это интерпретировали. Но «Чародеи» по-своему хороши, как всякая сказка)))

20 Ноябрь 2012, 23:11
avatar
Константин Старооскольский
Алексеевская Оксана
0

Ну не совсем о другом:) Разве «Сталкер» не о «движения человека от незамысловатых личных желаний к чему-то большему»? Вобщемто главная идея остается прежней, только подана по-другому, да и смысловая нагрузка иная, эмоционально сюжет фильма воспринимается иначе. Не значит, что это плохо, просто это другое — тут Вы правы, Оксана

20 Ноябрь 2012, 23:32
avatar
Алексеевская Оксана
Константин Старооскольский
0

мне кажется, Константин, что «Сталкер» — это о пути человека к богу, своего рода новое евангелие, и Сталкер там — проводник на этом пути. А в «Пикнике» Рэд Шухгард — уголовник, парень простой, желания его просты, как вопль, и поэтому и для героя книги, и для читателя концовка имеет такую остроту и неожиданность, хотя и закономерна.

Вы правы, это хорошо, что Тарковский заставил Стругацких написать фактически другую книгу (ну, сценарий), ему был нужен мессия, а не уголовник. Мы, как зрители и как читатели стали богаче. Но «Обитаемый остров» я Бондарчуку не прощу…

21 Ноябрь 2012, 00:19
avatar

Я читал, но не нашел в них ничего, что стоило бы такого шума))), а после «Отягощенных злом» они мне стали совершенно безынтересны…

То есть, понятно что как у любого взрослого и образованного человека, имеющего некий жизненный опыт, более-менее сформировавшиеся взгляды, философию, у них это как-то выражалось в литературе, хорошо ли, плохо ли — дело вкуса и критериев каждого. Но сама философия мне совершенно не близка. Если абстрагироваться, отморозиться, запереть на замок свое, то есть у Стругацких интересные моменты и все такое… но вроде всё имеет смысл не само по себе, а в общем контексте… а с ним как раз нестыковки.

Но хотя б зла не творили)).

21 Ноябрь 2012, 02:53
avatar
Константин Старооскольский
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Значит Вам не удалось до конца «абстрагироваться, отморозиться, запереть на замок свое» :) У Вас другое «своё» и в этом нет ничего плохого или хорошего — оно просто другое. Я думаю, Сергей, Вам и Бредбери не особо нравится — ведь правда? :)

21 Ноябрь 2012, 09:51
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Константин Старооскольский
0

Напротив)), Бредбери мне и тогда казался предпочтительнее, и сейчас. Я его даже иллюстрировал году в 1988-89-м, к сожалению, ничего не сохранилось кроме пары набросков. Кстати, Стругацких «Отель „У погибшего альпиниста“» тоже)).

А абстрагироваться и отмораживаться не считаю необходимым, скорее вредным))). Если автор не может преодолеть чье-то частное, быть более убедительным, зачем частному отказываться от себя?

К тому же, я понимаю что двигало человеком, почему то так то, а это так то, понимаю выбор и предлагаемые пути, пусть косвенно, но предлагаемые, альтернативу. То есть, все по законам жанра — есть тезис, обязан быть антитезис, белое-черное, и т. д. Понимаю)).

И вот именно то что диктует даже не действия, ибо они еще дальше в цепочке следствий, а мотивы — я понимаю, но не разделяю. Слишком политизировано, слишком по-человечески.

21 Ноябрь 2012, 15:46
avatar
Константин Старооскольский
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Сюрприз:) (это о Бредбери). Вы Евгения Лукина читали?

21 Ноябрь 2012, 16:43
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Константин Старооскольский
0

Почему же сюрприз)). Как раз всё очень просто. И именно на том уровне, о котором идет речь. Брэдбери не надо было «стараться быть человеком», в определенном смысле)), — он и был человек. Его творчество — не продукт, отягощенный идеологией, политикой, религиозностью и т. д., хотя, всё это присутствует разумеется, но присутствует в силу того, что это есть в мире, а не как фундаментальная составляющая личности автора. И мне достаточно этого в нем, этой наивной простоты, не отягощенной «мутью сознания». Достаточно, чтобы не желать направить его туда, где всё приобрело бы для него реальный смысл иного качества))) — Господь ему дал, он взял. Слава Богу. Брэдбери очень лиричен, очень человечен и не боец, в том смысле, что ставя во главу угла личный поступок, волю в приложение к желанию (а это сила, но не борьба с кем-то), он не зовет на баррикады, он предпочитает «быть» «бороться за» — это очень по-Евангельски и мне это близко. В отличие от тяжеловесного совдеповского сарказма Стругацких, насквозь пропитанного идеологией, в которой, по-моему мнению, не изменившемуся за годы, они сами «плавали», «не имея куда приткнуться». Зачем мне «слепые вожди слепых»? В этом фундаментальная разница Брэдбери и Стругацких. Сравнить хотя бы «451 градус», я уж молчу про «Вино из одуванчиков», с «Отягощенными злом» — квинтэссенцией философии авторов. Земля и небо.

«Лайт протестантизм» Рэя мне ближе, при всей личной отдаленности от оного)), чем «дессидентское „Царство Небесное“ на земле и без Царя».

Лукина не читал)), я не читаю книг уже 15 лет минимум.

21 Ноябрь 2012, 18:04
avatar
Тётьлюся
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Решусь-таки спросить, вы Бредбери в оригинале читали или в переводе на русский(украинский)?

21 Ноябрь 2012, 18:26
avatar

Читал на русском, читал на украинском)), оригиналом не владею настолько, чтобы свободно прочесть и оценить)). Это имеет принципиальное значение? Перевод, даже плохой, не меняет сути, он влияет на художественное, эстетическое восприятие. Есть два типа переводов — один следует букве, что зачастую приводит к сухости, иногда несуразности, другой адаптирует в аналоговом культурном и лексическом пространстве — он может не «слово в слово» следовать авторскому тексту, но стремиться передать адекватно суть, настроение. Поэзия, например, невозможна в переводе без второго)).

21 Ноябрь 2012, 18:31
avatar
Тётьлюся
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Думаю, что имеет принципиальное значение, именно. Сомневаюсь, что при Советах переводы были адекватными. Я, собственно, о политизированности той самой сути…

21 Ноябрь 2012, 18:44
avatar

Вполне адекватные))). У меня есть знакомые профессиональные переводчики которым не по 20 лет)), есть знакомые, которые читали оригинал в силу свободного владения языком. Есть знакомые, «поведенные» на Артюре Рэмбо например, которые годами бились чтобы «воспроизвести на русском» всю сложную игру слов автора, оттенки смыслов, аллюзии и метафоры, символику и т. д., поскольку существующие переводы не считали достаточными)). При том, что люди и владели французским, и сами состоявшиеся поэты)), далеко не графоманского толка. И я наблюдал все эти «борения», поскольку меня пытались часами грузить всем этим))). Я к тому, что имею некое представление о том «как есть», чтобы не домысливать из пальца.

Брэдбери был «мил» Совдепам как раз в силу того, что не давал злу имени режима)), всё зло в самом человеке — конкретном и любом, а не в режиме. Личная воля каждого определяет кто он есть, а не внешние обстоятельства — в них, одинаковых для всех, эти все не одинаковы.

И в этом вполне сходился «режим» и «автор» — идеология и литература. Воннегут тоже был мил)).

21 Ноябрь 2012, 18:54
avatar
Константин Старооскольский
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Сюрприз, потому, что я считаю Брэдбери и Стругацких похожими в чем-то. Не спрашивайте в чем, врядли сумею объяснить:) Разные социальные условия естественно породили эту «фундаментальную разницу». Неизвестно что написал бы Брэдбери родись он в СССР:) А про Лукина спросил потому, что такого сплава политики и лирики я еще не встречал:)

21 Ноябрь 2012, 18:30
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Константин Старооскольский
0

Не согласен с обязательным влиянием «социальных условий» в том, о чем я пытаюсь сказать — почитайте Блока, Пастернака, Цветаеву, Ахматову — есть всё — и глобальный катаклизм, который нам, кстати, невозможно даже примерно понять и почувствовать)), настолько это далеко от опыта большинства из нас; есть личная драма и трагедия — всё есть. Но никакой социум не перевешивает, не отягощает, не ставит в зависимость, не становится фундаментальным, властвующим, из чего всё исходит — всегда есть большее, действительно главное, непреходящее, не зависящее от социальной среды. А любая среда несовершенна в мире, всегда есть что хочется поменять)).

Нет смысла предполагать что было бы, если бы))). Сослагательное наклонение — это утопия)).

21 Ноябрь 2012, 18:43
avatar
Константин Старооскольский
MasterWind (Сергей Логинов)
0

«Сослагательное наклонение — это утопия» — ничего подобного! Это неопределенная аналитика:))

21 Ноябрь 2012, 18:49
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Константин Старооскольский
0

я и говорю — утопия))

21 Ноябрь 2012, 18:58
avatar
Тётьлюся
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Мне с вами, таким эрудированным и красноречивым, спорить ну, никак не возможно, расчехвостите в пух и прах:)) Однако ж за любимого писателя (ничего, что я о Стругацких, как об одном целом?) обидно, как-то вы его эдак, мимоходом. А дам-ка я вам ссылочку на статью о БНС, по-моему, интересно. http://www.snob.ru/magazine/entry/18595

21 Ноябрь 2012, 20:51
avatar

Почему же мимоходом)) — мы говорим в теме о них, говорим о них)), даже говоря о других — говорим о них. А Вы говорите — мимоходом…

Почитал Вашу ссылку… могу только подтвердить всё выше сказанное (и текст там как раз о том же:)).

Хорошо, я уточню… поскольку вижу непонимание)).

Вот пишут — «… не только потому, что было хорошо,

а потому, что Стругацкие транслировали атмосферу тревоги, в которой мы жили. Советский Союз был довольно напряженным местом, в нем все время чего-то боялись, война витала в воздухе. Потом из теплицы выпустили воздух — а может, впустили, не знаю, но атмосфера утратилась. А тогда этой атмосфере соответствовали немногие — в первую очередь Стругацкие, у которых непрерывно воевали, или вспоминали войну, или ждали ее.»

Я выше именно об этом)).

Прочтите Новый Завет — человек ВСЕГДА живет в состоянии тревоги)), если он хотя бы отчасти приближен к человеческому состоянию. Что предлагает Спаситель? Любовь. Любовь, милосердие, сочувствие не по национальному, родовому, партийному, гендерному или любому иному признаку. Что предлагают Стругацкие? Войну. Противостояние. Там же по тексту ссылка на них — воспитание порядочного человека пусть и через насилие над ним. В то время как Христос «льна курящего не потушит и трости преломленой не сломает» — Он сам идет на Крест…

Это есть у того же Брэдбери. У Стругацких, Христос — некто блаженный, который «залез на крест, чтобы собрать побольше народу и оттуда вещать. Но на кресте оказалось так больно, что вещать не получилось» ©«Отягощенные злом».

Я об этом везде выше.

Вы хотите чтобы я «абстрагировался» и принял? Мне не нужен такой мир и такая война. Мне не нужны такие «мироносцы». Мне не нужен идеальный утопичный мир без Христа.

21 Ноябрь 2012, 23:33
avatar
Константин Старооскольский
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Хотя и не мне, но я свои пять копеек…:)

Процитирую себя же: «У Вас другое „своё“ и в этом нет ничего плохого или хорошего — оно просто другое»

О чем спорить то? :)

22 Ноябрь 2012, 00:23
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Константин Старооскольский
0

Да вроде никто и не спорит))). Меня спросили — я ответил. Спора здесь нет, есть раскрытие мысли)).

22 Ноябрь 2012, 00:32
avatar
Тётьлюся
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Ну хорошо, не «мимоходом». Простите. :)

По поводу этой цитаты: «У Стругацких, Христос — некто блаженный, который «залез на крест, чтобы собрать побольше народу и оттуда вещать. Но на кресте оказалось так больно, что вещать не получилось» ©«Отягощенные злом»." К сожалению, не читала это произведение и, надеюсь, что высказывание принадлежит какому-нибудь персонажу, потому что даже мне, человеку нерелигиозному, совершенно очевидно, что «вещать» как раз получилось, хотя и молча…, «смертию смерть поправ» ©…P. S. Призыва к войне у Стругацких не почувствовала, а что у них увидел Быков, так вольному — воля…

22 Ноябрь 2012, 11:24
avatar

а я как-то наткнулась на распродажу… трехтомник по-моему… были бы юани — взяла б не задумываясь… как раз — многое читала

для меня Стругацкие входят в двадцатку любимых

20 Ноябрь 2012, 19:54
avatar

Я тоже не читал.

Любому покойнику — упокой и добрая память.

Мне к сожалению эта тема не близка.

По мне, так «Чародеи» самое чудесное кино из всего. Но тут ещё и талант Режиссёра.

Ну посмотрим что там ещё Герман за 10 лет наснимал….

Я вот о чём думаю….

Захаяли вот советское время, а посмотрите сколько необыкновенных талантов оно нам дало!

Сегодня пиши чего хошь, снимай, рисуй, пой чего вздумается… И???????????

20 Ноябрь 2012, 20:11
avatar

Жаль. Мало его читала, но то, что читала оставило серьёзное впечатление.

20 Ноябрь 2012, 21:17
avatar

Мне вчера перед сном сообщили. Всю ночь спать не могла. Сильно расстроилась. Светлая память

20 Ноябрь 2012, 22:55
avatar

Эпоха закончилась уже некоторое время назад. Но мы всё ещё её повожаем. Ушёл один из сильных художников эпохи, художник по имени Стругацкие, ныне — последний из них.

Алексей Герман (с Кармелитой разумеется), фильма которого честно говоря уже заждались (да Алексей Юрьевич, как-то уже и неприлично всё тянуть и тянуть!) объяснял затяжку тем, что мол не решили ещё какой конец сделать опти-или-песси. То им вдруг покажется, что в обществе-государствекак-то получше стало и концовку стоит сделать посветлее, то наоборот всё плохо некуда и закончить фильм надо так, чтобы всем нам мало не показалось.

Как дети, ну честное слово! Ну чего вам ещё надо, какого пинка под задницу, чтобы самого в воронке покатали что ли? Неужели классик настолько зависим от настроения? Достойной причиной задержки для художника может быть только (!) его стремление к совершенству.

Написал это потому, что «Трудно быть богом» это лучшая вещь Стругацких, их главный и безусловный шедевр. Не хотелось бы, чтобы его экранизация зависела от колебаний «линии партии».

Наследие Стругацких (кстати как и любого другого художника) очень неровно/неравно, есть шедевры, есть неудачные вещи, много простой (рядовой) фантастики. Но они были «властители дум» и мы любим и уважаем их не только за литературу, но и за пример.

21 Ноябрь 2012, 00:45
avatar

Светлая память достойному человеку. Уходит эпоха фантастов — интеллектуалов. романтиков. философов и наивных мечтателей. Братья Стругацкие — это всегда встреча с необычным, загадочным, ёрническим. Междустрочно прочитанной жизнью советских людей.

Я вырос на их произведениях. Одни из любимейших. И сейчас ныряю время от времени в

этот мир, созданный братьями АБС. Не говоря уже о том, что книги вышедшие в советский период почти все в моей коллекции, начиная со сборника «Шесть спичек»

Земля пухом, Борис Натанович!

А Константину отдельный поклон за память о Мастере.

21 Ноябрь 2012, 00:50
avatar

с удовольствием читал — в школьном возрасте. всё было понятно.

интересно — как оно будет восприниматься сегодня, если найти свободный денёчек, и перечесть что-нибудь из (когда-то) любимого.

… при таком скорбном поводе…

===========

братья А. Б. — в стране, где не всё можно было сказать вслух — имели свой голос и своё лицо.

главное, чтоб их не включили в школьную программу, чтоб не замЫлить имена и чтоб прочесть могли только те — кто достаточно созрел для этого.

21 Ноябрь 2012, 01:37
avatar

«- Было лишь одно: поворот от демократической революции девяностых к «стабильности и равновесию» нулевых. Фактически — отказ от курса политических и экономических реформ в пользу курса на державность и застой. Итог «путинского десятилетия» и есть возвращение к стабильности и застою брежневского типа. По сути — «возвращение в совок».

Интересные интервью разных лет: http://old.novayagazeta.ru/data/2012/132/21.html

22 Ноябрь 2012, 15:28