Репей на краю поля.
В жаркий полдень я писал этюд на краю ржаного поля.
Уже не раз мой холст уносило ветром, и этюдник переворачивался, вываливая на него краски и палитру. С досадой я водружал все на место, чистил работу и продолжал писать.
Ветер усиливался, облака постепенно заполняли небо, по платиновой глади поля пролетали лиловые тени, и дальний лес в легкой голубой дымке вдруг на несколько секунд мрачнел, набухал синевой и вновь освещался.
Мне хотелось передать и палящее солнце, и эти холодные освежающие взмахи, и особый оттенок колосьев, и пространство освещенного воздуха. Сочные зеленые бурьяны на переднем плане делали дали легкими, розоватыми. Среди голубых вспышек цикория, потоков полевого вьюнка и метелок полыни возвышалось несколько темных кустов цветущего репейника. Один из них я поместил в центр пейзажа, пытаясь уловить его чудный силуэт и тон колючих буровато-фиолетовых соцветий.
Настроение было поганое.
Весь наш пленэр с его дармовыми обедами в сельской столовой и бесплатным проездом в автобусе, в окружении порушенного хозяйства, заросших кустами коровников и пепелищ казался мне если не пляской на костях, то, по крайней мере, чем-то неуместным.
Я писал и думал о том, что художник, по сути дела, похож на этот репейник. Он так же стоит на краю людского поля, и глядит на него со стороны, не похожий на него, не понятый им сорняк, а дружные колосья, волнуемые ветрами, недоумевают, вероятно, зачем он здесь растет, такой странный и бесполезный уродец, недостойный ни соков этой земли, ни тепла этого солнца.
Сзади послышались шаги.
Подошел крестьянин и, пару секунд постояв, сказал:
- Репей-то как красив! А я хотел срубить его.
Я смутился: — Да уж пока не рубите.
Он усмехнулся и пошел дальше к своему дому, стоявшему неподалеку. Я понял, что это у него под навесом над трактором я вчера пережидал дождь.
Большое облако накрывало поле своей тенью до самого горизонта. Надо было собираться.
И я подумал, что если хотя бы один человек, посмотрев на мир твоими глазами, увидел, как он красив, значит, потрудился ты не зря. Простодушен или ироничен был тот комментарий — не так уж и важно. Думаю, что, даже придя к репейнику с топором, этот человек вспомнит о моем неказистом этюде, и, усмехнувшись, подумает: вот ведь чудак, в чем красоту увидал. А может, она и вправду есть, красота?..
Не зря, Виктор, не зря!
Однажды увидевший красоту будет её и после искать и найдёт)
уверен!
Замечательный рассказ, Виктор!
Вот доведись мне его прочитать без подписи автора — подумал бы, что Евгений Носов написал. Но у Вас — своё. Это, полагаю, не единственное Ваше литературное произведение? Публикуйте новые! Пишите и пишите — в обоих значениях:-)
Замечательно! И, конечно, не зря:)
После прочитанного, желание жить усиливается!
Спасибо, Ирина!
Я как-то подумал, что, может быть, кто то, видя мое отчаяние, просто послал ангела, как посылает же кто-то зимой прохожую женщину, что спрашивает вас, где баня, и задерживает на ту самую единственную секунду, в которую с крыши срывается огромная сосулька и разбивается у самых ваших ног).
очень позитивно и философски;))
поэтично…)
а я не ощущаю себя на краю… скорее в гуще, просто есть «разные степени погружения» — что-то плавает на поверхности, что-то притоплено, что-то в иле на дне, и т. д. а губка впитывает всё…
Советский художник просто обязан быть в гуще, Сергей!)
Но мне кажется, что в искусстве есть такая важная штука, как обобщение, а для него надо отойти чуть в сторону и, что называется, окинуть взглядом. А то «лицом к лицу лица не увидать».)
А во-вторых, профессия у нас с Вами уж очень специфичная…
Очень хорошая история. Спасибо!
Прочитал с интересом и, если позволите, с аппетитом) Лирично и красиво.
Очень хорошо пишите Виктор Глебович, маленький, но объемный рассказ про аллегорический репейник, здорово.
Если позволите, Виктор, вот и моя попытка рассуждения о красоте и гармонии: http://www.proza.ru/2012/03/28/154
Спасибо, Дмитрий, что поделились! Грустная вещь и, по-моему, правильная.
+++++
Очень интересно!+
Как красиво… Вспомнила, как писала репей на практике в Керчи на фоне моря… Т
Сона,))) Точно. Его там все писали. И именно на фоне моря.))Брали огромные картоны и через скурпулезно выписанные колючки больше натуральной величины -морской простор и облака.
А про способность видеть красоту в обыденном, мне кажется надо учить с детства. Редко у кого это врожденное…….Ну разве что у людей, близких к природе……….
Ох, нет Екатерина… Увы! Именно в деревнях приходилось сталкиваться с таким абсолютным непониманием: «А чо тут такого-то??? Вот в городе — там, да. красота, дорожки, чистенько так…..»
очень впечатлил и рассказ и этюд!
+
Спасибо, порадовали рассказом!)) А то настроение было поганое…
+!
+++
Мужичок молодец, простые люди обычно наоборот. Художники же любят рисовать дома с историей полуразвалившиеся, а местные ходят вокруг и недоумевают: и чо они энту рухлядь кажный год рисують и рисують, у нас уже новые дома построили,… вот, что надо рисоватъ.
Такое слышала не раз.
Меня часто местные воспринимали за геодезиста и спрашивали: «Сносить нас будите?»)))
Вернулся на эту страницу, чтобы сказать, что после 20 лет засилья фентэзятины в моей практике иллюстратора, рассказы о жизни, как бальзам на душу. Работаю и думаю, чего так хорошо? А вот чего, с утра рассказ Виктора прочитал.
А еще, Коля Фомин обещал мне аудио версию рассказа В. Астафьва прислать по электронной почте.)))
А мне учитель ИЗО в школе рассказывал про то. как этюды писал в одной из Уральских деревень, и к нему один местный подошёл:
— ЗдырОво, мужик! (на Урале «ыкают»). Хырышо рисуешь. А кем рыботыешь?
— Художник я.
— Да я пынимаю, что художник. А рыботыешь-то кем?
Вы правы, Iren@, я тоже так подумал. Редко приходится слышать отзыв и лестный и тактичный одновременно. (Разумеется, если рассматривать его в комплиментарном аспекте))
Справедливости ради надо сказать, что отношение людей было очень доброжелательным. Не раз я слышал странное и непривычное для наших дней приветствие «Счастливо трудиться!» от прохожих, из чего заключил, что раскрашивание холста красками все же приравнивается сельчанами к труду. А мой товарищ рассказывал и вовсе невероятную историю, как одна крестьянка проследила за его спиной весь долгий процесс написания этюда и, в завершение, поблагодарила за доставленное удовольствие.
А мне взгрустнулось.
Потому что, Любовь, любви без грусти не бывает, как огня без света.
Любовь и жертва ради любви — суть одно.
http://www.moskva.fm/artist/%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC/song_703524
http://www.youtube.com/watch?v=Opj0fk67sNM&feature=player_embedded
Спасибо ещё раз:-)))
Легко читалось как.
Знакомое чувство репейника.
Надеюсь, что мужик видит красоту репейника, и говорит о нем простодушно. Есть такие мужики.
Как раз живу в таких местах. Заброшенный и разобранный завод, покинутые деревни с гниющими домами в бурьяне, поля зарастающие сорняком, пустые жд-станции с выбитыми окнами… Такое ощущение, что живем в послевоенное время.
Спасибо всем за отзывы, друзья!)
рассказ понравился — душЭвно
:)
Очень понравился Ваш рассказ) Спасибо!
Э…. а результат-то где???