Подробно об офорте
Последовательное создание офорта.Начиная с эскиза и до оттиска
Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века.
Офорт можно делать на меди или на цинке.Но расскажу об форте на меди, потому что это более безопасно для здоровья, чем офорт на цинке.
Я напишу первую статью про офорт,посвященную травленному штриху.
Напечатанный результат травленного штриха очень похож на рисунок тушью, так
что при создании эскиза для офорта старайтесь качественно и тщательно всё прорисовать на бумаге(это нужно для упрощения работы уже на пластине).
Для первой пробы офорта я посоветую не делать очень большую работу. Лучше сделать пару пробников и разобраться с техникой штриха, травления, печати. Рекомендую сделать первым какой то натюрмортик, проработать складки, показать материальность предметов. Так же прошу заметить, что рисунок при печати будет зеркальный.
Так же графика печатная любит когда при печати вокруг изображения были белые поля бумаги. Тоесть брать бумагу не впритык к размеру пластины, а чуть больше.
Медь для травленного штриха не нужно покупать толстую. Достаточно 0,5 – 0,8 мм
Когда готов эскиз и есть нужный формат меди приступаем собственно говоря к созданию офорта.
Формат меди должен соответствовать формату рисунка, так что если вы купили медь больше по размеру, чем собрались делать работу, то ножницами по металлу можно её обрезать и подогнать до размера рисунка. Обрезать следует аккуратно, чтоб не повредить площадь меди, где будет работа. После того, как вырезали нужный формат, напильником стесаются углы пластины под углом 45 градусов. Это делается для того, чтобы при печати уже готовой работы не повредить станок и не порвать острыми углами пластины бумагу, на которой будете печатать. Чтоб выровнять пластину до идеального плоского состояния(при вырезании она может изогнутся где то),прокатайте её на офортном станке с нормальным давлением. После этого следует отшлифовать пластину от мелких царапин на ней. Для этого можно использовать или наждачную бумагу нулёвку или пасту гойя. Круговыми движениями не сильно нажимая шлифуете пластинку до гладкой поверхности.
Теперь нужно помыть пластину с мылом, чтобы обезжирить её. После этого кладёте мокрую её на специальную плитку, которая разогревается до высокой температуры. Когда пластинка высохла и нагрелась берёте офортный твёрдый лак (в Киеве продаётся в магазине «Азур») и наносите небольшое его количество на пластину. Твердым валиком раскатываете лак равномерно по пластине избегая попадения на пластину пыли, соринок и всякого мелкого мусора. В итоге должна получится равномерно закатанная пластина, но не большим слоем лака. Сейчас нельзя касаться пальцами или чем либо закатанной пластины. Держать можно или снизу или за края, но не касаясь закатанной части. Теперь нужно закоптить пластину. Для этого требуется банка жестяная из под кофе, к примеру. В неё кладёте куски ткани и поливаете керосином и поджигаете. Так же можно попробовать коптить над свечкой или над газовой плитой. Если делаете над банкой из под кофе, поджигая будьте осторожны , огонь резко вспалахивает. Держа пластинку за края на небольшом расстоянии от огня обкоптите её полностью до равномерно чёрного состояния. Идеально это когда она чуть блестит после копчения. Теперь она менее подвержена повреждениям , но всё равно держите её аккуратно, не роняйте, не кладите в местах, где что то может на неё упасть и повредить.
Наконец то можно перевести рисунок-эскиз на готовую пластинку. Если он сделанный карандашом, то простой способ его перевести это положить пластину на офортный станок, а сверху положить рисунок и прокатать на станке. Под давлением рисунок перебьётся на пластину. Ну или натереть кальку или обратную сторону рисунка графитом и вручную перебить рисунок.
Теперь офортной иглой рисуете по пластине следуя рисунку. Как и карандашом или ручкой прорабатываете форму предметов. То, что вы царапаете иглой будет после печататься самым тёмным , а нетронутые куски будут белыми. В первую очередь проработайте всё самое чёрное на работе и протравите.
Процесс травления:
Покупаете в хим.реактивах хлорное железо где то 1 кг. Берёте трёхлитровую банку насыпаете туда килограмм хлорного железа и заливаете 2 литрами воды, желательно тёплой. Перемешиваете чем то эту смесь до жидкого однородного состояния.(Не желательно попадание этой жидкости на одежду – кислота не отстирывается. Так же желательно работать в резиновых перчатках, халате, в респираторе и при вытяжке.) После берёте какую то форму – это может быть форма для проявки фотографий или кошачий тазик или что то подобное. Наливаете туда из банки хлорное железо. Перед тем как опустить пластинку в хлорное железо, заклейте с обратной стороны пластину скотчем, а спереди прикрепите на четыре угла комочки пластилина, чтоб пластина не касалась дна формы. Теперь можно опустить пластину в кислоту. Засеките время, когда положили.
В принципе нужно предварительно ещё сделать маленький пробничек - шкалу травления, чтобы знать на сколько нужно класть пластину в кислоту и какой тон штриха и ширина его получится. Примерно самое чёрное при правильных пропорциях кислоты к воде травится около 45 минут – часа. Но так как мы делаем постепенное наращивание тона,то рассчитайте сколько у вас будет травлений и доштриховок. Сейчас к примеру вы сделали только самое чёрное (тени на предметах,чёрные драпировки..)Так что можно положить пластину на минут 25-30 в кислоту. Через минут 30 после того как положили пластину, достаньте её и промойте под напором воды. Шкрябать и портить зону с рисунком нельзя. Дождитесь когда пластина подсохнет и теперь сделайте полутона на пластине. Опустите ещё минут на 10-15 в кислоту. Потом снова промойте пластину под водой и доделайте самые светлые места ( тени на белой драпировке и т.д.)
И опустите пластину ещё на минут 5…Теперь получается что самое тёмное у вас травилось минут 45-50,среднее минут 20 и самое светлое 5 минут . Но всё же настоятельно советую перед тем как травить основную работу сделать шкалу травления. Там вы для себя поймёте на сколько вам необходимо положить пластину для получения нужного вам результата.
Когда пластина протравлена , смойте керосином или скипидаром твёрдый лак. На меди вы увидите протравленные вглубь штришки, которые рисовали.
Теперь можно приступать к печати работы.
В ванной, наполненную водой замочите листы бумаги, на которой будете печатать.
Офорт печатается или специальными офортными красками, но они довольно дорогие ,так что первое время можно печатать смесью типографской краски с масляными или чисто масляными красками.Из масляных красок нужно извести жир масла. Возьмите газетку, выдавите на неё масло из тюбика, размажьте по ней и придавите другой частью газетки. Потрите, чтоб жир масла остался на газетке. После сошкрябайте краску с газетки на кусок пластика или стекла. Из масляных красок я посоветую мастер класс. Не берите полупрозрачные краски. Идеально печатать виноградной чёрной или индиго.
Перемешайте с типографской краской. Ну или печатайте чисто маслом.
Положите вашу пластинку рядом со стеклом с красками. Пластиковой карточкой (это может быть старый проездной) нанесите краску на пластинку не очень большим слоем. Потом кусочками газеты Стирайте лишнюю краску с пластины. В итоге она должна получится чистой, а штрихи рисунка наполненные краской. Стирать краску нужно аккуратно, чтоб не выбить из штрихов. Вытрите края пластины. Теперь достаньте из ванной лист бумаги и положите на развернутый газетный лист а сверху накройте другим газетным листом. И повпитывайте таким образом лишнюю воду с белого листа, на котором вы будете печатать. В итоге лист не должен блестеть от воды.
Приготовьте офортный станок – проверьте давление, положите фетр (ткань, под которой будет печататься офорт),положите лист бумаги или картона на офортный станок, чтобы не пачкать его .
На этот лист положите вашу пластинку с работой и сверху опустите подсохший лист бумаги, на котором вы будете печатать. Сверху накройте фетром. Медленно прокручивайте колесо офортного станка. Когда напечатали, откиньте наверх станка фетр ,и медленно и аккуратно за один угол снимайте бумагу с полученным оттиском. Если оттиск вас устраивает (нормально по рисунку, всё пропечаталось), наклейте его на планшет, чтобы он когда высох был ровным.
Если вас что то не устраивает в полученном оттиске, то нужно или заново закатать пластинку твёрдым лаком, обкоптить и доштриховать и протравить или если дело в давлении станка –увеличить его. Или вы не правильно выбили краску с пластинки.
Когда вы напечатаете нужное количество оттисков, пластину нужно помыть керосином или скипидаром, а потом мылом.
Для ознакомления с мастерами офорта советую посмотреть офорты таких художников как :
Альбрехт Дюрер, Рембрандт Харменс ван Рейн,Гойя,Пикассо,Якутович.
Из современных художников посмотрите офорты Олега Денисенко, Оксаны Стратийчук, Сергея Шулимы.
Я описывала поэтапность изготовления офорта по своему опыту. Прошу художников-графиков, если кто хочет внести какие то коррективы, то отписывайтесь.
Анастасия Мельникова ноябрь 2009 г.
было бы правильнее назвать статью "Подробненько об офортике"
Почему?
А парней ему не жалко было?))Действительно, хлорное железо в реакции с медью не очень то позитивно влияет на организм.Ну делать то нечего.Офортом заниматься хочется.))
Для меня офорт был самым сложным из материалов в институте.
Очень интересно!
Прошу заранее извинить за дилетантский вопрос- в чем принципиально офорт будет визуально отличаться от рисунка тушью, сделанного, скажем, тонким рапидографом. Поясню вопрос- старые мастера были вынуждены так работать в том числе для создания иллюстраций (тогда типографии так работали). А сейчас для издания это не нужно, зачем множество отпечатков?
Спасибо за статью. Мне нравился больше цинк, его травить быстрее и шлифовать проще.У офорта штрих как бы поднимается над бумагой, есть эффекты (иногда получаются случайно), которые не добиться рапидографом. офортом к сожалению уже не занимаюсь(появилась аллергия на какой то компонент)
все бы замечательно,если б не одно "но"-медь,цинк ,впрочем и камень сейчас достать непросто.ту Завьялов Александрпринципиально отличается тем, что это готовый продукт с определенным циклом труда и определенной стойкостью. огромного множества отпечатков высшего качества там нет,тем более что тираж можно нормировать.уничтожив формы. тушью так не сделать,максимум комбинацией -акварель+тушь.
Спасибо Анастасия за ликбез, многим эти знания основанные на опыте пригодятся.Иронию некоторых коллег считаю неуместной,
т.к. лишние знания совсем не лишни.
Я покупала медь предназначенную для кровли.Обычно в мастерских знают где достать материал.Весь процесс конечно не дешовый
материал уже принято считать цветметом)но камень,еще дефицитнее.и если говорить о профформатах от 70см и бумаге ручной работы(она без клея и более фактурная), то более чем недешевый + вредный.а краску для нанесения (масленую) можно для проб использовать и эскизную.она сама по себе обезжиренная.
"par défi"
К слову о "ликбезе". Думаю, что не я один, был бы безмерно признателен, если бы на этом форуме опубликовали список учебников и другой рекомендуемой литературы на тему "книжная иллюстрация"
P.S. ведь существуют жеж учебники для студентов МГУП ( к примеру). Что это за учебники?
;)
Я помню только Фаворского «Теория композиции»
Спасибо тем, кому было интересно почитать!Написала статью,потому что просто самой хотелось поделиться.Раньше искала подобное что то про офорт и не находила нигде.Уважаемый "доброжелатель" agin bum, для начала - на сайте это называется "блог".Блог - место,где пишут все свои мысли,какие то находки, вообщем всё своё.Это площадь автора блога высказаться.Если Вам уж тааак не интересно и тому подобное, то просто не заходите и не читайте. Написала я для тех, кто поймёт и кому интересно. С Уважением,Анастасия!)
Светлана:
:) спасибо! Видимо это единственная книга, по которой у нас в стране готовят художников-иллюстраторов.
P.S. она у меня есть.
Анастасия:
Ну почему же не интересно? Интересно :)
С волнением буду ждать новых статей.
в темуhttp://eau-forte.blogspot.com/По советской книжной графике , втч и гравюре что-то издавалось от Ю.Герчук с 84 года, но у самого руки не доходили.Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. — М.: Искусство, 1977Павлов И. Н. Жизнь русского гравёра М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963.Фаворский В. А. Литературно−теоретическое наследие М.: Сов. художник, 1988. — ISBN 5-269-00094-6+ его же «Об искусстве, о книге, о гравюре», М., 1986;+Небольшие статьи и издания Воинова и Митрохина,типо переизданных Митрохин Д. И. Заметки об офорте.-Л.: Художник РСФСР, 1986.или более редких Заметки об офорте. — в книге П. А. Шилинговского «Русские гравёры». Казань 1926Воинов Всеволод. Книжные знаки Д. И. Митрохина. Петербург. 1921М. Кузмин, Воинов Всеволод. Д. И. Митрохин. Москва. 1922+Дмитрий Митрохин. Л.: Аврора. 1977.Дмитрий Митрохин. — Русаков Ю. А. Избранные искусствоведческие труды. — Санкт-Петербург.: Алетейя. 2000. С. 221 ISBN 5-89329-205-7
Спасибо большое за ссылочку!
Человек и параход:
Спасибо! :)
Уверен, что сейчас десятки (а может быть и сотни)начинающих иллюстраторов, в моем лице, с благодарностью жмут Вашу руку.
главное чтоб не отдавили)
Kонстантин.Novosadov:а наш мастер по офорту травит пластины для первокурсников тоже сам, чуть не всю руку по локоть засовывает не то что в хлорное железо- в кислоту для цинка! короче офорт - это дело для закаленных)
а чтоб не покрывать обратную сторону кузбасслаком можно просто по краю прилепить пластилиновые бортики. получается кюветка с дном-доской.
Дубовик Катерина:На заметку! Спасибо)
!
можно травить лимонной кислотой с перекисью, безвредно и так же увлекательно)