Нейросеть и авторское право
Немного про Midjourney раз уж тема просит леща, а у меня все хорошо с юриспруденцией.
Стал регулярно натыкаться на странные заявления редакторов и художников, мол, авторские права на изображение, созданное нейросетью, принадлежит создателю запроса. Свадебные фотографы сейчас прям вздрогнули. Хорошо, вы воспринимаете нейросеть как инструмент, я понимаю. Почему вы создателя запроса воспринимаете при этом не как составителя техзадания, а как полноценного автора? В каком моменте усилия заказчика (а кто не в курсе - это подобрать слова и несколько раз ткнуть кнопочку) превращают его в обладателя прав на изображение?
Ладно, допустим, погорячились. Но последние пару недель у меня глаза лопаются от того количества творцов, которые годами рисовали жопой по бумаге, но внезапно превратились в лютых живописцев, подписывая сгенерированное искусство фразой "мои работы". Если это ваши работы, то не забудьте предъявить права на результаты всех тупых тестов в интернете, которые вы проходили.
Увы, в данном случае у работы не может быть авторских прав, потому что у работы отсутствует понятие автора как человека, чьи представления отражает произведение. Следовательно, все сгенерированное по закону принадлежит владельцам нефтяной вышки, зачеркнуто... нейросети. Читаем мелким текстом: "вы предоставляете Midjourney и ее правопреемникам бессрочную, всемирную, неисключительную, бесплатную, безвозмездную, безотзывную лицензию на авторское право на воспроизведение, подготовку работ, публичную демонстрацию, публичное исполнение, распространение и переуступку прав". Оригинал, чтобы лучше понимать нюансы: "By using the Services, you grant to Midjourney, its successors, and assigns a perpetual, worldwide, non-exclusive, sublicensable no-charge, royalty-free, irrevocable copyright license to reproduce, prepare Derivative Works of, publicly display, publicly perform, sublicense, and distribute text, and image prompts you input into the Services, or Assets produced by the service at your direction. This license survives termination of this Agreement by any party, for any reason". Неисключительность как бы намекает, что пользоваться вы тоже можете, но подписывайте, где взяли. И уж точно она не ваша.
Разумеется, если вы сгенерировали изображение, а затем у вас хватило таланта использовать его в своей работе со значительными правками-доработками, то авторские права ваши, тут все очевидно - в этом случае вы тот человек, который взял инструмент, и с его помощью сделал что-то свое.
Спасибо за внимание. Ваши вопросы?
(оригинал дискуссии в моем телеграм-канале t.me/maxolinart )
интересная тема, спасибо!
По закону есть четкий процент (который определяет суд) совпадения подделки с оригиналом, после которого это называется плагиатом и наступают последствия. Думаю, в случае "творчества" нейросетей, этот процент таки меньше, но забавно что проценты похожести будут надерганы с нескольких работ, что, возможно будет иначе толковаться, после пары громких прецедентов.
Ну скажем, как "злостный микро-плагиат" если 9 плагиатов с похожестью по 10% и еще 10 своего или не пойми чего).
А еще, подскажите, кто в курсе, на каких условиях используют в аудиотреках семплы из других треков? Как-то договариваются же, и кажется нет особых проблем.
Кажется, и в изобразительных работах будут те же правила
она, несомненно, использует большие массивы изображений для создания своих вариантов, но делает это примерно на том же уровне, на каком вы используете рефренсы, так что речь о плагиате в самой нейросети вряд ли имеет смысл поднимать.
ничего не поняла)
поняла только, что мир меняется, и это неизбежно и неотвратимо, если....
главное не паниковать))
как юрист со стажем я бы сказал, что нужно читать договор. Там же есть пользовательское соглашение?
Читаем мелким текстом - это как раз выдержка прямиком из договора. Я немало удивлен, что ребята из, например, Ридеро ее не прочитали и несут в массы странный бред про "авторское право у того, кто принес нейрокартинку из Миджурни в издательство"..
Нейросеть это инструмент и
хозяин "инструмента"
признает авторство пользователя и как следствие претендует на неисключительное право, а это не одно и тоже с исключительным авторским правом.
Не одно. Но у "неавтора" таким образом нет и права на исключительное право.
🤔 увы, "конечный потребитель" не в состоянии отличить компиляции роботов от Арта, сделанного живым автором, а с учётом того, насколько ИИ-шница продвинулась всего лишь за 1 минувший год, то скорее всего, что и (последние, оставшиеся в живых) профи - в ближайшем будущем - тоже не смогут "это" отличить ...
🔸кроме того, достаточно сообразительный "арт-оператор-ИИ-графики" уже СЕГОДНЯ может нагенерИть достаточное количество нужных или, хотябы гОдных фрагментов (по Тэ Zэ любой сложности) и за пару часов сооружать "поло́тнища" масштабами "Гибель Помпеи" - на какие угодно темы – из Толкина, игр престолов, звёздных войн и тэдэ...
воппчим, это технически доступно уже СЕЙЧАС ⚠️
... а в "завтрашних издательствах" больше не нужны авторы, рисующие рУчками цЭлыми неделями и месяцами
- тупо НЕ ВЫГОДНО
🔸та же мУлька с робото мУзычкой и литературой - нужны будут только "операторы", имеющие достаточный вкус, чтоб в необъятных кучах звуков и текстов, которые роботы могут генерИть за секунды - выбирать гОдные фрагменты, дошлифовать их (с помощью тех же ИИ), соединить в единое целое, согласно хотЕлкам начальства - и вуаля́, полный рынок, забитый до краёв всевозможной ВЭБ развлекаловкой...
🔸но... только кто это всё будет покупать-???!!!
... ибо, кроме безработных худОжнегоф, композиторов, музыкантов, пейса́телей и актёров-миллионЭров - ровно так же завтра будут безработными:
шоферА, пило́ты, докторА, инженеры, блатные крутые айтИшники, ВСЕ учителЯ, фЕрмеры, портнЫе и тэдэ
🔸в этом случае - капуталИзму капУт 😄
ожидается некий "дивный новый мир", который нам в гавливУцкой жувАчке презентУется во всех ракурсах
🔸ждЁМм$, надЕемся и не хнЫчем
😎
Не про права на контент, а про результаты работы ИИ.
Вкраце — не восхищает.
У человечества уже была (почти) подобная история, в 19м веке, во время промышленной революции, когда изделия, до того времени производившиеся вручную, стали штамповать машины. Современный пример, который каждый мог видеть — это какой-то будильничек отлитый из розовой блестящей пластмассы в виде домика с кукушкой... Было бы это все вырезано из дерева, как минимум привлекло бы взгляд, а так даже и не поймешь, кто это может купить.
Так вот, кроме дикой безработицы, с последующими революциями и расцветом коммунистических идей, это еще и закончилось тем, что промышленные штамповки "под ручное" выглядели стрёмно, и их покупали не так активно, как их производили. (А еще, как часть протеста, образовались разные арт-объединнения, повилявшие на весь предметный мир впоследствии, но это отдельная история).
Началась работа над ошибками, и промышленные изделия начали существенно отличаться от ручной работы, форма не копировалась, а создавался новый их вид, где форма была связана с технологией производства и с функцией. Вобщем начался промдизайн, в той или иной мере. При том ручное производство осталось в своей нише, промышленное в своей.
как говорил "голос" в кинЕ про Штирлица -
инфОшычко для размышления:
нейрОнка Stable Diffusion
–> изображения можно генерировать
⚠️бесплатно⚠️
и три случайных картинки в пример...
- много ли авторов-коллег, а так же "конечных потребителей" смогут определить - есть ли в арте "душа"-? кто рисовал - робот или чЕл-? отличается ли "это" от кривого китайского будильника из дешового пластика и позолОты-?
кудЫ ползтИ безработным авторам-бомжам, подыхАть-? подзабОром, или где на природе-?
PS: 15 лет назад - такие картинки занимали не менее, чем полторы-две недели... сейчас - это секунды + 1рабочий день, чтобы подшлифовать косякИ, которые я тут лично вижу по анатОмке и мелкие деталЮшки, отличающие робота от "автора" - на сегодняшний момент...
итого секунды работы + 1 день на ретушь - это лехкотнЯ
😊
вопрос в том, чево будет с "рЫночком Арт заказов" при тако́м раскладе-?
Хорошо что я непохоже рисую) и меня мрачными девками не испугать). Зато кто игрули делает, особенно рядовой состав, думаю скоро поедут на целину с такими успехами ИИ.
Посмотрим, чем все закончится, может Терминатором с Матрицей в одном флаконе.
На наших глазах, можно сказать, компьютерная графика выросла. По началу с ней баловались программисты выдавая "шедевры", но потом инструмент освоили художники и уже было что с чем сравнивать. Так и здесь, когда нейросеть освоят художники, то при сравнени много чего будет бросаться в глаза.
Хотя, можно и сейчас сравнить первую картинку с шедевром Крамского "Неизвестная" и увидеть разницу живого и не живого.
Все заказчики, которые хотят подешевле и за бесплатно, наконец получат свои картинки без участия "жадных и бездуховных" художников :)
С одной стороны, ради бога, пусть экономят.
Но с другой, в недалеком будущем заказов средне-дешевого сегмента вообще не будет, как и какой-либо работы для начинающих. Уже сейчас нейросеть может выдать результат, который после допила в фотошопе выглядит вполне прилично. И в коммерции это тоже будут использовать, конечно, вопрос времени.
Ерунда это все. Тут люди людям толком объяснить не могут что им нужно, в чужую голову то не залезешь. Профессиональные концепт-художники, которые между прочим умеют "переводить с людского языка", сотнями скетчи в корзину отправляют пока найдут "то самое" изображение в тематике, духе проекте да еще и всем условиям удовлетворяющее. А вы говорите машина. Десятками тысяч что ли она будет их генерить? Кому надо копаться во всем этом дерьме, а потом еще адаптировать? Намалевать абстракцию или пейзажик без проблем. Но есть же конкретные задачи под конкретные запросы. И тут набором ТЗ в строке задач не обойдешься
А еще помню (но давно не сталкивался), существуют редакторы, которые "выносят мозг" художникам правками и т.д. Думаю их первых по профнепригодности поставят извлекать шедевры из нейросетки, и тут сойдутся два безумных алгоритма. ИИ не выдержит требований и правок, а редакторы пожмут плечами и пойдут пить кофе)
на этот вариант "хэпи энда" можно надеяться СЕГОДНЯ...
т.к. НАС этому (если чё) - тоже обучили ...
– детскими сказками и голливудскими кино́шками,
а во что это выльется в итоге - вот "завтра" и узнаем
Не думаю, что художникам-прикладникам нейросеть угрожает. Просто ещё один инструмент для быстрых набросков. И клиенты теперь вместо "Ну вам же компьютер всё рисует" будут говорить "Ну вам же нейросеть всё рисует" . 😅
😊))) пока - ДА, инструмент, и чтобы мы его не забро́сили через пол часа́ за шифоньер - с каждым месяцем - к инструменту будут прикручивать разные заня́тные "фИчи", и так же, как и с фильтрами Ф.Ш. ниразу не было такого, чтобы придумали дюжину фильтров и узбагОились...
(навсегда)
все "приблуды" к Ф.Ш. постоянно изменялись и расширялись, пока не внедрили ваащЕ новую паипЕндрию – ИИ-шку...
соответственно - лехкО предположить, что дальше сценарий пойдёт по тем же - нака́танным надёжным рельсам.
🔸по ходу пьЕсски - как развернётся сюжет - всё увидим во всей красе.
СÅМИ
кстати, за ради торжества справедливости, можно отметить и плюсы:
заменив "оч. дорогих худОжнегоф" на бесплатный нейроАрт, неадекватные закАзчеги, может хоть TэZэ формулировать научатся по конкретнее, т.к. с ро́ботами не прока́тят фразочки, навроде: ну, нарисуйте мне ТАК, штобэ пикселя́ж на рекламе - ажно бурлил от креатИву...
😄
Хорошо бы в стройке сделать так, чтобы ИИ делало отделку, а то строители задалбывают.
Кажись у Ефремова было о будущем талантливых и не очень творцов. Похоже на происходящее сейчас весьма.
И еще информация. Пришло письмо-рассылка от Айстока, смысл примерно такой:
"Начиная с этого момента, Getty Images прекратит принимать все материалы, созданные с использованием генеративных моделей искусственного интеллекта, А предыдущие материалы, использующие такие модели, будут удалены.
Существуют открытые вопросы в отношении авторских прав на выходные данные этих моделей, а также нерешенные проблемы с правами в отношении базовых изображений и метаданных, используемых для обучения этих моделей."
Что получается.
Первое, я не в курсе нюансов, что за модели. Но суть вопроса. На стоки перестают принимать что-то, в создании чего участвовал ИИ, из-за неопределенности с авторскими правами.
Так что дешевизна нейро-продуктов, еще до совершенствования технологии, уперлась в правовые проблемы.
То есть добавляется вопрос, сможет ли ИИ, а можно ли это потом использовать.
😊👍
не праздный вопрос, однако...
а, пока, да - под шумок - никто не сможет отследить, если фотошОперные шабашники - будут тратить пару часов на халя́вные удОи с нейро-рисовалок + 2-3 дня, чтоб "зашпаклевАть" разницу между рисунком
🤖vs🦸
(которую пока ещё можно определить на глаз, или путём "проГУгливания" архивов всех сделанных артов, генерированных всеми ИИ)
НО-!!!
когда ИИ заматерЕет до такой степени, что никто больше не даст (живому художнику) за рисунок - больше 500₽ - на площади уже ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ, то у авторов останется последний кОзырь в рукаве: если ИИ - лишило работы ВСЕХ авторов - ПОГОЛОВНО-!!!
то пусть (все причастные лица) выплачивают "неустойку", т.к. ИИ научились "рисовать" на работах авторов, чьи произведения опубликованы в ВЭБе на данный момент, соответственно - ВСЕ проекты, сделанные с помощью ИИ, имеющие прибыль - должны
ПОДЕЛИТЬСЯ ПРИБЫЛЬЮ, которая
УКРАДЕНА У НАС-!!!
или мы подожжÖм ...
всё, до чего дотя́немся
🎃👹😈