Монотипия
Сегодня я бы хотела поговорить об одном из моих любимых методов печатной графики, надеюсь, что вам эта техника откликнется и если вы ещё не пробовали-захотите попробовать для себя что-то новое и интересное :)
Монотипия
дословно - «один отпечаток»
— техника печатной графики, которую в 17 веке изобрел итальянский художник Джованни Кастильоне. Суть ее в том, что на гладкую поверхность (обычно это стекло, но некоторые используют пленку или глянцевый пластик) наносится краска, а после прикладывается бумага и делается оттиск изображения. Оттиск всегда получается единственным, уникальным.
Многие, я думаю, слышали об этой технике, ей можно работать маслом тушью и акварелью.
Стоит отметить, что масло, к примеру, не требует особой обработки поверхности, а акварель лучше использовать вместе с мылом, у которого в составе есть бычья желчь, чтобы краска не скатывалась на поверхности стекла и оттиск получился более четким и фактурным.
Помимо общеизвестного метода монотипии (когда на стекле мы рисуем будущее изображение и на бумаге получаем готовый оттиск) существует способ при котором масло раскатывается по всей поверхности стекла тонким слоем, а далее накладывается лист, на который предварительно наносится эскиз так, чтобы при наложении листа можно было по линиям эскиза продавливать места рисунка к поверхности с краской (обратной стороной кисти, карандашом, пальцами или боковой частью ладони - так получается широкий и менее плотный мазок).
Таким образом, получается совсем иная текстура изображения, нежели при привычном методе, также результат более непредсказуем из-за вероятности случайных отпечатков краски в некоторых местах, именно в этом мне видится некий шарм работ, результат которых нельзя знать на все сто процентов.
Расскажите, какие методы печатной графики пробовали вы и какие впечатления у вас остались?
Желаю всем творческих успехов!
Думаю, вы на верном пути! Тему, конечно, раскрыть бы поподробнее, с примерами и картинками. Мне лично, как человеку-рукожопу в плане традиционных техник, было интересно, но мало подробностей. Хотелось бы, чтобы вопрос был освещен лучше.
Но, в любом случае, это уже что-то отличное от вала "простотворьчиства" в Блогах. Надеюсь, это не был случайный выстрел и вы продолжите радовать сообщество интересными и полезными постами! Спасибо.
А какой смысл в подобной печати, если можно напечатать только один оттиск? Не проще ли сразу нарисовать на бумаге тот самый единственный и неповторимый рисунок? Для чего нужен этот промежуточный этап - рисование на стекле?
Ведь и Гутенберг, и наш Иван Фёдоров изобретали печатное дело именно для серийной печати, дабы произвести быстро и много одинаковых экземпляров. А здесь что? Не понимаю, честно говоря...
Люди вон из песка скульптуры лепят. Тоже можно спросить. а какой прок? У искусства часто нет цели, есть только путь. Возможно, есть какие-либо характерные нюансы, которые проявляют себя только в данной технике. если бы вопрос был освещен более развернуто, то мы могли бы это узнать и понять. но... чего нет, того нет...
думаю смысл в поиске возможностей, недоступных просто рисованию на бумаге рукой с помощью традиционных инструментов для рисования...
художники любят покорпеть в поисках новых фактур и приемов, некоторые находят какие-то закономерности и удачные решения, а потом широко используют свои собственные наработки
Интересная тема. Я пробовала еще в художке и монотипию и диатипию ( это вот как раз вариант с маслом по стеклу тонким слоем). Чем интересны эти техники - именно непредсказуемостью и случайностью результата. И - интересными эффектами от растеканий краски под листом. Монотипия ведет себя гораздо более непредсказуемо, чем диатипия)) - акварель иногда так течет и разляпывается... При диатипии можно получить и 2 и 3 отпечатка с одной закатки, каждый следующий бледнее другого и все немного оличаются по рисунку - рука-то не железная)). Недостатком этих техник конкретно для иллюстрации считаю невозможность полностью проконтролировать процесс. Заказчик на правках всю плешь проест)) Если только использовать частично, в основном фактуры и потом конкретно так дорабатывать в цифре... Но это получается довольно замороченный способ. Хотя и интересный.
Балуюсь периодически) Использую, как фоны и текстуры под последующую доработку. Некоторое время делала новогодние открытки на основе монотипии и они не плохо продавались. Форзацы для книг делала когда-то.
Как Ольга верно заметила, результат практически не предсказуем... поэтому бОльшая часть отпечатков летит в мусорную корзину. Если есть время, то можно использовать эту технику. Но для меня это главное "если", ибо времени хронически нет.
Также баловалась сухой иглой, линогравюрой, литографией и классическим офортом(ужас ужасный) по молодости лет. В наше время эти трудоемкие техники не актуальны. Печатный станок вроде у мужа в мастерской еще ржавеет, если он его не выбросил.
Тоже интересно было бы увидеть фото в процессе и результат.
Иллюстрация, которую я прикрепила и есть результат в этой технике)
Если вы имеете в виду, что примеров мало, то я постараюсь в следующем посте более подробно раскрыть эту тему с большим количеством иллюстраций)
Так то процесс давно оцифровизован. На гамроаде продаются полноразмерные текстуры камня для "монотопии". :)
Бывают оч эффектные оттиски (особенно акварелью), а некоторые дорабатывают вручную. А теперь сделав оттиск можно пофантазировать в цифре. Это для примера:))
вот - хоть нашёлся человек, правильные примеры вы́ложил, а то, судя по кОментам - людям не понятно, для чего советуют заморо́читься - и какие-то оттиски делать
😊
смысл –
1️⃣🔹в шикарных текстурах, 2️⃣🔹сам Арт на 95% бывает "нарисован" САМ собой, 3️⃣🔹плюс:
если с утра нет вдохновения, то почти готовый Арт - подсказывает, чево можно соорудить из готовой "вЫкраски" - лишь слехка́ дорисовав недостающие элементы будущей иллюстрации (или картины)
Во фреске или паинтере отличные "водные" краски :)
ООО! красиво!
собачка классная)
ну и, просто для полноты образования,
старая добрая классика:
монотипия в иллюстрациях – авторы • Иржи Трнка и
Ludek Manašek
В универе был курс печатной графики ... помню, делали офорты, акватинты, линогравюры ... занятный процесс ... особенно этап прокатки на станке нравился))) .
Но в современном мире все это уже не актуально и бессмысленно.
Хотя монотипия это, конечно, другое... Подруга работает в театре бутафором ... так иногда использует монотипию для каких-то там целей.
Почему-же:)) Художники разные. Моя однокурсница зарабатывает рекламой, а для души офорты и не она одна, истинные ценители по прежнему покупают:))
про Искусство и стабильный доход:
- т.к. авторы, которых "буржуи" назначают в миллионеры - это скорее лотерея, чем что-то объективное, связанное с реальными талантами "этих" авторов...
по этому, если кто умудряется более-менее стабильно зарабатывать на различных выставках и галереях (в ВЭБе и вне его),
то и это - тоже своеобразная лотерея и от наличия Таланта - так же не шыпко зависит...
по этому - надёжнее иметь стабильный доход на чём то более "простом и приземлённом", а "тОчечные" успехи в среде Арт-коллекционеров воспринимать, как приятный бонус.
😉
чаще всего - "рукАстые" коллеги - где-то в студиях (на зарплате) фотошопят тупую рекла́мку, а для полного кайфа, положив бОлт на все ненормальности рынка, отрываются по полной и Творят, кому что для душевной радости доставляет наиБОльшую порцию позитива
☝️😊
👍👍👍 Бывает пол жизни работаешь "в стол" и только ближе к пенсии эти работы начинают работать на тебя:)))
Интересное совпадение. На днях в музее Достоевского закрылась выставка монотипии Валерия Бабанова. А мне посчастливилось вчера посетить его мастерскую и попробовать эту технику. Хоть у нас в институте были все виды печатных техник, но монотипию я никогда не пробовала. Интересно.
Затягивает!:)))