Молодость-1.

Main original

В заглавной иллюстрации - Ф. Фомин "Синие воды"

 

Работая над книгой о  молодых геологах конца 70-х, перелистал много репродукций  советских художников. Тех репродукций, которые я оставил, не выбросил, которые меня когда-то зацепили чем-то. Словно эликсир молодости выпил. Думаю, надо поделится этим эликсиром. )))

Начать будет правильно с Предтечи соцреализма - с  Валентина Серова.  Он первый открывает эту тему такими работами, как "Девушка, освещенная солнцем" и "Девочка с персиками".

 

 

 

И конечно же - Александр Дейнека. "Раздолье".

 

Юрий Пименов.  "Сотворение мира".

 

Аркадий Пластов. "Солнышко".

 

 

Это была классика. Дальше покажу работы, которые тоже можно назвать классикой, только их немного забыли сегодня.

 

Одна из самых моих любимых работ. С. Краснов "Путешествие".

Мне кажется, этот художник рисовал на одной частоте с Яном Вермеером Дельфтским. Или один и тот же ангел посещал обоих.

 

 

А. Левитин.  "Теплый день".

 

 

В. Сорокина. "Молодость".

 

 

Я. Крыжевский. "Новый день".

 

 

 

Б. Кузнецов. "Ожидание".

 

 

 

С. Одайник. "В пути".

 

 

 

 

Д. Мочальский. "Новоселы".

 

 

 

А. Полозов. "Часовой. Песнь вагонных колес".

 

 

В. Миронов. "Свадьба. Перед зеркалом".

 

 

 

К. Финогенов. "На каникулах. Подруги".

 

 

Н. Кочетова. "Мой океан".

 

А. Орловский. "Молодость Москвы".

 

 

Ю. Боско. "Волжанка".

 

 

 

 

В. Горовых. "Вернулся сын на Родину".

 

 

 

В. Петров-Маслаков. "Заповедное Беломорье".

 

 

Е. Романова. "Дом, окнами в поле".

 

 

 

 

Е. Корнеев. "Черешня".

 

 

Вот такой "соцреализм", без гоблинов, эльфов, орков и хоббитов. Одни люди. )))

Комментарии37
avatar

Спасибо за подборку. наверное все эльфы гоблины и орки сидели в выстовкомах. Хотя выставки не смотря на внешнее однообразие были часто очень интересные и многогранные. Сейчас к сожалению часто техническое разнообразие оставляет ощущение какого то однообразия. Рамки соц. реализма, простите за сравнение, как канрн в иконописи, не мешали хорошему художнику, и не помогали плохому. Сразу было видно кто ис ху.

15 Август 2010, 18:13
avatar

Шевченко Алексей:На здоровье! )))Тема молодости, здоровья, красоты, семейного очага, влюбленности, грандиозных планов на будущее, материнства и отцовства мне кажется, хороша при любых канонах и режимах.

15 Август 2010, 18:40
avatar

Шевченко Алексей:На здоровье! )))Тема молодости, здоровья, красоты, семейного очага, влюбленности, грандиозных планов на будущее, материнства и отцовства мне кажется, хороша при любых канонах и режимах.

15 Август 2010, 18:42
avatar

Вячеслав Люлько:Ох не при любых, вот в чем беда. Собственно эта тема часто как лакмусовая бумажка режиму.

15 Август 2010, 19:02
avatar

Имеите ввиду Германию, СССР и Китай? Т.е.: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас».Заказ на прославление "счастливой жизни", действительно - беда.К счастью, художники пели песню молодости и без заказа. Тот же Рубенс и Валентин Серов

15 Август 2010, 19:26
avatar

Вячеслав Люлько:Для Германии 30-х это тоже выход. Экспрессионисты конечно верно показали прелести полного кризиса, но выживать то надо было. Американцы в 50-х годах тоже счастливые обывательские семьи прославляли творчеством, назвался Великой державой-заботься о здровом климате в семье и о перспективе для молодежи. Вывихи в искусстве как правило характерны в государствах в фазах надлома. А нормальному человеку близки и понятны нормальные сюжеты.

15 Август 2010, 20:28
avatar

Вячеслав Люлько:Для Германии 30-х это тоже выход. Экспрессионисты конечно верно показали прелести полного кризиса, но выживать то надо было. Американцы в 50-х годах тоже счастливые обывательские семьи прославляли творчеством, назвался Великой державой-заботься о здровом климате в семье и о перспективе для молодежи. Вывихи в искусстве как правило характерны в государствах в фазах надлома. А нормальному человеку близки и понятны нормальные сюжеты.

15 Август 2010, 20:32
avatar

Вячеслав Люлько:Для Германии 30-х это тоже выход. Экспрессионисты конечно верно показали прелести полного кризиса, но выживать то надо было. Американцы в 50-х годах тоже счастливые обывательские семьи прославляли творчеством, назвался Великой державой-заботься о здровом климате в семье и о перспективе для молодежи. Вывихи в искусстве как правило характерны в государствах в фазах надлома. А нормальному человеку близки и понятны нормальные сюжеты.

15 Август 2010, 20:34
avatar

Да, Америку забыл. А мне такие сюжеты и кажутся нормальными. В Третьяковку на Октябрьской как-то пришел на выставку тоталитарной Германии и СССР - и так все понравилось. )))

15 Август 2010, 20:43
avatar

Вячеслав Люлько:Для Германии 30-х это тоже выход. Экспрессионисты конечно верно показали прелести полного кризиса, но выживать то надо было. Американцы в 50-х годах тоже счастливые обывательские семьи прославляли творчеством, назвался Великой державой-заботься о здровом климате в семье и о перспективе для молодежи. Вывихи в искусстве как правило характерны в государствах в фазах надлома. А нормальному человеку близки и понятны нормальные сюжеты.

15 Август 2010, 21:07
avatar

Владимир ЗВЯГИН:Мне кажется, что я единственный обладатель коллекции репродукций из журнала "Огонек" с 50-х гг. по 1990 г. Чего-то сам собирал. А года работал в Ульяновском музее, там одна искусствовед выбросила два мешка таких репродукций. Я их подобрал, принес домой. Вдохновляюсь до сих пор.

16 Август 2010, 09:40
avatar

Сорокин очень понравился!Спасибо!

16 Август 2010, 12:36
avatar

ArtBashev:Я все "Юные художники" переплел в тканевым переплетом с золотым тесненным.Зато в Москве лето круче Турции с Египтом. )))ArtBashev:Мне тоже работа В. Сорокиной "Молодость" очень нравится. Даже хотел именно ее заглавной сделать.

16 Август 2010, 13:33
avatar

Курбатова Маша:Я все "Юные художники" переплел в тканевым переплетом с золотым тесненным.Зато в Москве лето круче Турции с Египтом. )))ArtBashev:Мне тоже работа В. Сорокиной "Молодость" очень нравится. Даже хотел именно ее заглавной сделать.

16 Август 2010, 13:39
avatar

Тема действительно неисчерпаемая . Еще вспомнился Ракша и конечно Жилинский.

16 Август 2010, 16:08
avatar

Спасибо, Вячеслав, хорошая подборка. "Молодость" В. Сорокина - просто восхитительна.

16 Август 2010, 17:58
avatar

Спасибо, Вячеслав, за приятную подборку!
Впрочем, было бы ошибкой отождествлять лирическое направление в искусстве с соцреализмом. Куда мощней была струя всевозможных передовиков производства, героев труда и раскулачивания, разнообразных партийных сюжетов и т.п.! Вот это - истинный соцреализм! Но вклад лириков в Советский Миф не менее огромен: жизнеутверждение и оптимизм помноженные на легкость и красоту молодости!

16 Август 2010, 19:48
avatar

всё просто велеколепно...но дедушка русского флота у Горовых просто порадовал своей реалистичностью и точностью элементов:)))))

16 Август 2010, 21:10
avatar

Всем - пожалуйста.Виктор, хорошо сказали!Я как не зайду, обнаруживаю слетевшие картинки. Снова их выставляю. Хочу спросить, вы видите имя художника и название работы без картины?

16 Август 2010, 22:36
avatar

Я сейчас не вижу половину выставленных работ.Продолжение темы здесь.http://illustrators.ru/post/935

17 Август 2010, 02:05
avatar

G.Bedarev:
о да, Ракша и Жилинский - просто удивительные мастера. У меня даже нынешняя действительность часто воспринимается, визуально трансформируется в голове под их стили. Причем идёт обратная отсылка к литературе. Случайно наткнулся на повести и рассказы вдовы Юрия Ракши - писательницы Ирины Ракши. Читал взахлёб. Настолько приятную художественную и психологическую атмосферу она создаёт, будто и не пишет, а рисует. Хочется обратно в 80-е.
Вячеслав Люлько:
Большое спасибо за подборку! Отдельное - за картину Елены Романовой, которую я ещё не встречал у этой замечательной художницы.

17 Август 2010, 12:43
avatar

Фомин Николай:Сумераги Субару:Пожалуйста!Надеюсь, что обида на СССР у детей и внуков "врагов народа" уйдет, и эти работы вновь откроют, как в 19 веке открыли вновь Рембрандта и Вермеера.Потому что эти работы о хороших людях и для хороших людей. А хороших людей больше. Прибавьте тех, кто хочет стать хорошим. С нами Бог! )))

18 Август 2010, 15:21
avatar

Вячеслав Люлько:В 20-е годы в Эрмитаже переименовали залы согласно политике, к примегу голландцев в "Живопись раннего победившего капитализма", вот такой Рембрант с Хальсом. Многие наши искусствоеды до сих пор этим болеют. Соцреализм не соцреализм и пр. К созданию художественного образа это никакого значения не имеет. Да и не было никакого политического диктата. Заказ определенный был, но это "желательно, но необезательно". Я вот выставлял на "СОВЕТСКОЙ России" в Манеже, не буденовцев и не стахановцев, а серию илл к сказкам, и ничего. И в СХ тогда же вступал с серией Английских сказок про великанов. А друг у меня даже комсомольцем в 70-е не был и это никого не щекотало. а когда он напечатался в "Советском художнике". Вот этого ему многие даже старшие товарищи по цеху не простили. Даже в рекомендации в СХ отказывали.В любое время можно уметь или не уметь. А на обиженных воду возят.

19 Август 2010, 12:52
avatar

Я недавно перебирал книги и заново пересмотрел альбом Дмитрия Мора. От его иллюстраций к журналу "Безбожник у станка" у меня волосы дыбом встали. Бросил альбом в мешок для строительного мусора. Знакомому священнику-иконописцу написал. А тот мне отвечает, а ты посмотри, что Мор рисовал в конце жизни - иллюстрации к сказкам Пушкина, Ершова, к "Слову о полку Игореве". Прислал мне воспоминания карикатуриста Бориса Ефимова. И тот пишет много хороших слов о Дмитрии Море, как о человеке. И на вопрос журналиста о журнале "Безбожник у станка" - пожимает плечами и сам немного недоумевает. Никто Мора не заставлял это делать Сам, по собственному почину создал этот журнал. Кто знает, какое покаяние он принес, прежде, чем уйти в мир иной? Альбом Дмитрия Мора из мешка достал обратно.

19 Август 2010, 14:17
avatar

Не знаю известен ли такой факт.Я ездил как то на рыбалку с крокодильцем Львом Самойловым и он рассказал мне что Дмитрий Стахеевич Моор обучался рисованию за границей вместе с Гитлером. У Моора был рисунок подаренный ему Адольфом с дарственной надписью на обороте" Милому другу Дмитрию на добрую итд. ..." Рисунок этот Моор показывал
К.Ротову. И просто удивительно как этот факт обошелся без последствий.

19 Август 2010, 15:40
avatar

Я не знал. Обалдеть!!! Знаю, что Александр Дайнка в 30-е дружил с Муссолини, отдыхал на его даче, писал там этюды и был любимым художником великого Дульчо. Об этом в его биографии написано.Сейчас прочитал биографию Орлова Дмитрия Стахиевича в албоме, он же Дор, он же Мор и он же Моор. (От псевдонима веет смертью, как на славянском, так и а латинском языках).Родился в Новочеркасске. Поступил в Московский университет. Готовит восстание 1905 года. Про учебу в Германии - ни слова.

19 Август 2010, 18:16
avatar

ДайнЕка - буква не пропечаталась.

19 Август 2010, 18:18
avatar

Вячеслав Люлько:Моор это из Шиллера

19 Август 2010, 18:25
avatar

G.Bedarev:Хороший факт. Художники все таки не писатели, не писали со знанием дела куда надо!!!!

19 Август 2010, 18:27
avatar

Художники ближе к монахам отшельника, принявшим обед молчания. Слово - это Бог. Инструмент писателей опасный. Потому, наверное, среди художников меньше было стукачей. У нас в институте даже в 1995 году вербовали в стукачи. Мне мой друг, с простой рожей матроса Железняка, рассказал, как его пытались привлечь к этому делу. Мол, у вас умное лицо, сразу видно свой, надежный человек. А лицо деревенское, узкий лоб, маленькие голубенькие глазки. ))) Хороший был парень, в стукачи пошел.

19 Август 2010, 18:58
avatar

Да что такое, буквы слетают!!! Последняя фраза "в стукачи НЕ пошел".

19 Август 2010, 19:00
avatar

По памяти, получается рисовал. )))

19 Август 2010, 20:52
avatar

Они вместе в Вене учились в мастерской у австрийского мастера.

25 Август 2010, 14:41
avatar

Видел оригинальный документальный фильм про Вену. Экскурсовод - Смерть. Гитлер снимал комнату у еврея и тот у него работы покупал из жалости к бедности Адольфа. Пропал потом тот еврей в лагере.Может, Моор и комнату снимал там же.Ведь даже Валентин Серов после Россиской Аккадемии и "Девочки с персиками" учился во Франции в знаменитой тогда студии.

25 Август 2010, 18:56
avatar

Спасибо за подборку! Я как будто в детство окунулась. В те образы, теплые, глубоко теперь внутри запрятанные.
И комментарии интересно почитать. Такой диалог теперь редко где услышишь - как встреча старых друзей на кухне.
:-) Храню тоже подборку Юного художника, и вырезки, выдирки из каких-то журналов, с репродукциями... И не выброшу - это точно! )

30 Август 2010, 23:45
avatar

terra1100:Пожалуйста! )))Восемь работ слетело в этом блоге, к сожалению. Модераторы молчат пока. Не знаю, можно снова их выставить, или пустой номер.

31 Август 2010, 09:44
avatar

Восхитительная подборка! (хотя многого уже не видно)

Спасибо! Так приятно разглядывать!

У меня на даче на стене висит подобного рода репродукция.

Называется «Юные». Не помню художника. Из какого журнала вырвала тоже не помню.

Изображены девушка с парнем на пригорке, у их ног радиоприемник, а внизу под горой новостройки вот-вот возводить будут.

2 Март 2012, 19:32