Масло в иллюстрации
Не только водорастворимые краски применяются иллюстраторами, но и благословенное масло тоже гоже. В нём есть всё, что нужно и тонкость, и прозрачность и, где нужно, укрывистость. Не нужно пугаться запаха и сложностей.
Первый вопрос: на чём красить?
На бумаге, меловой. В СССРе для этого дела замечательно шли вожди. Как возмёшь всю пачку политбюро и возблагодаришь Бога, что их немало. Бумага хорошая плотная. На сегодня вождей печтных поубавилось, но зато есть прошлогодние календари, тоже подходящая меловая бумага. Масло на ней сохнет довольно быстро, поэтому работа должна вестись без суеты, но не мешкая и не откладывая доработок на потом.
Как?
Работать можно легко, а можно и сложно. Сложно, это когда рисунок на бумагу предварительно наносится скальпелем, процарапывая её. Затем, после того как на бумагу ляжет тонкий слой масла эти «царапки» станут тёмными линиями, таким образом получается эффект офорта, и линии могут быть очень тонки. Толщина и глубина их регулируется нажатием скальпиля. Но на этм не заканчивается. Лишнюю краску снимаете пальцем, что-то тряпкой, что-то можно ластиком, но тонкие места, блики—этим же скальпелем.
Чем?
Попробуйте для начала поработать с одной краской. Она должна быть лессировочной, то есть прозрачной. Рекомендую умбру натуральную (лучше российскую—она гораздо темнее и глубже, например, итальянской). Хорошо идёт сиена жжёная, сиена натуральная, тиоиндиго черная (богатая палитра оттенков холодного почти синего). Пока масло свежее, можно поработать по нему простым карандашом. Графит смешивается с маслом даёт интересный эффект. На рисунке представленном сверху тени у глаз пройдены графитом.
Подробности и рекомендации:
Как я уже сказал выше, краску берите прозрачную; под палитру рекомендую взять кафельную плитку или тарелку: важно чтоб краска была однородна и в ней не было «ошалушек»--кусочков и сгустков засохшей краски. Растворителем я пользуюсь N°52 это масло с уайтспиритом (кажется так), лак там не нужен—даст вязкость с которой ничего сделать нельзя. Концентрация—по-вкусу, сами учитесь и пробуйте. Нанесите масло на бумагу; тут можно поиграть с движением и качеством кисти. Можно уже задать какие-то движения и фактуры. Масло всасывается в бумагу, но не слишком. Важно чтоб краска оставалась слегка сухой. Когда вы попробуете, вы поймёте о чём речь. Сиена натуральная, например, несколько «глиниста» и с ней приятно работать по бумаге. Лишнее масло можно убирать ладонью, тогда лучше втирается краска в царапины; если краска будет слишком жидкая, она всосётся и даст неприятный эффект-- растечётся в линиях.
Можно и просто красить без нанесения предварительного царапанного рисунка, просто отсекайте всё лишнее )).
Вышеописанная техника, как бы «аля прима», а можно работать и сложнее, то есть наносить повторные слои, кроющие или лессировки.
Примеры я выложил на моей странице.
спасибо за информацию
очень познавательно
бумагу грунтовать не нужно?
Гаврилова Наташа:Нет, грунтовать не нужно. Важно чтобы бумага была меловая
Отличная тема, стоп люсов. Маслом ни разу не работал по бумаге, тем более с процарапыванием. в акварели да рабоал иглой по линиям а вот с маслом такого ен вытворял. Спасибо, обязательно попробую. В другом разделе я читал ваши рассуждения о скорости высыхания краски. Раньше не сравнивал как быстро высыхают холсты с разным грунтом и в помещениях с разными климатическими условиями но теперь буду. Интересно.
огромное спасибо!
Спасибо!!! Хочется попробовать)Про офорт точно - я сначала про него и подумал, глянув на картинку!
здорово! спасибо за такой подробный рассказ
Спасибо большое, очень интересно. Когда смотрела на ваши работы – низачто не верила, что это масло. Склонялась к тому, что использовалась скорее акварель и карандаш. А теперь примерно представляется как.
Спасибо большое, про такой способ еще не слышала! Надо будет при случае попробовать, благо старых календарей дома навалом :)))
Я видел шикарные иллюстрации, автора не запомнил, нарисованные маслом на фотобумаге. Гордеев Денис пишет маслом иллюстрации на холсте. Я на картон клею акварельную бумагу. Два раза покрываю клеем ПВА и пишу.
Люлько Вячеслав:может вы имеете ввиду Кирилла Чёлушкина?
Супер! Спасибо! И ново и сразу же захотелось попробовать!
Спасибо, Александр! Очень интересный и познавательный материал! Думаю, все прочитавшие взяли на вооружение.
Спасибо за статью!
Очень интересно
Замечательно использует эту технику Олейников. Его илл. долгое время украшали "Трамвай". Но то что он делает к книгам, просто поразительно. К Успенскому или к Усачеву. К сожалению наша полиграфия у него в долгу. Но вот корейцы отпечатали его "Соловья" с душой и передовыми технологиями.
Шевченко Алексей:Да, мне очень нравится как он работает. Я собрал отличную подборку из интернета, может выложу у себя на сайте как гостя. Мне показалось, что он работает не на бумаге, а на пластике, уж очень долго не сохнет краска--это видно по рисунку. Так быстро не нарисуешь, а краска просохнет и не даст так вольно работать.Ещё есть замечательный мастер Кирилл Челушкин. Я носом разглядывал как он работает. Там есть и просто рисунок тушью по меловой бумаге и потом расцвечено маслом; в некоторых местах тронуто белилами и кроющим цветом. Очень эффектно.
Alexander Daniloff:Увидев один раз работы Чёлушкина, был очарован навсегда его творчеством. Купил себе на полку все книги с его иллюстрациями. Слышал что некоторые европейские деятели ,,ковырятели холстов,, фукают при упоминании его Фамилии и называют его творчество декоративным кичем. Четыре года назад когда приходилось неоднократно появляться в московской ,,Дрофа,, надеялся застать его там, побщаться лично. Но увы, неполучилось.
Alexander Daniloff:Мне повезло параллельно работать с Олейниковым в паре проектов, поэтому я его работы хорошо помню "В живую". Работает он на бумаге. Многие его книги сделанные для Кореи и США к сожалению нашему читателю неизвестны. да и полигрофия зарубежных изданий отменная.
Спасибо, очень интересно о процарапывании.
Я сталкивалась со свойством масла оставлять жирные (конечно же масляные) пятна вокруг себя. И такое происходит не только с негрунтованной бумагой, но даже с мелованной. Особенно если слой толстый. С фотобумагой, конечно, такого не будет. Вы когда-нибудь с этим сталкивались?
А ещё здорово маслом получается монотипия. Рисунок делается на оргстекле. и чем больше будет всяких "неровностей", тем лучше. Можно оставлять следы щёткой, пальцем, ножом - чем угодно. После завершения рисунка сверху наклвдывается лист бумаги. Желательно, тонкой. И сверху прокатывается валиком. Можно и рукой, но будет не так равномерно. Заранее учитывайте. что отпечатается зеркально.
Стоит сделать несколько вариантов. И каждый раз будет получаться по-разному! Эффекты невероятные!
А ещё очен
А Олейников,действительно, это здорово! Я все "Трамваи" только из-за его иллюстраций храню.
Поделитесь хорошими ссылками с его работами. Заранее спасибо!
Наталья Грофпель:А ведь можно монотипию и, например, акрилом делать и многими другими красками, разведенными до полужидкого состояния. Это еще, по-моему, называется декалькоманией. Так работал Макс Эрнст, Тим Вайт и некоторые другие художники, связанные с фантастикой, сюрреализмом, применяя ее как один из приемов. Ветвистые отпечатки, полученные после прижимания полужидкой краски стеклом или пленкой к поверхности работы, они потом дорабатывают вручную кистью, получая причудливые ландшафты и поверхности. И я тоже так пробовал.
Vitali Konstantinov / Виталий Константинов:Еллюстрации к Лескову оченно душевные, я их абажаю, про масло, scusate великодушно, я просто не понял. Каюс ;-))
Спасибо большое!
Захотелось сделать серию графических листов в этой технике.Вспомнила про Ваш пост в 2 часа ночи.Спасибо огромное!!!!:)
varvariys:ГЫ!!