Леонид Владимирский: Тайна Черного квадрата, или как разбираться в живописи.
Статья была опубликована в журнале "Студенческий меридиан", 2 номер 2006 года.
(Ссылку на статью предоставил Максим Митрофанов)
.
В одном из залов Третьяковской галереи висит картина, на которой изображен только большой черный квадрат. Зрители рассматривают его с недоумением.
- Эдак и я могу начертить, - убежденно заявляет вихрастый ученик первого класса.
- И это что? Искусство? - возмущается пожилая дама.
В чем же дело? Почему авторитетные искусствоведы поместили это странное произведение Казимира Малевича в музей? Наверняка для этого есть веские основания, подумал я, и мне стало неловко. Ведь я художник, а в чем ценность этого произведения - не знаю. И я решил разгадать тайну "Черного квадрата".
Обычно, когда хотят в чем-либо разобраться, говорят, что надо все разложить по полочкам. Я же вообразил себе одну длиннющую полку, на которой в определенном порядке умозрительно расставил картины выдающихся русских живописцев.
Как мы знаем, наука обращена к разуму человека, а искусство в основном к чувствам. Настоящие произведения искусства всегда вызывают у зрителя эмоции - радость, грусть, сострадание.
Конечно же, все художники всегда, во все времена хотели, чтобы их картины трогали сердца и души людей, но делали это по-разному. Одни - и их большинство - изображали окружающий мир правдиво. Место для картин таких художников-реалистов я определил на правой половине полки. Там поместил произведения И.Шишкина, И.Репина, В.Сурикова и многих других. Их замечательные работы не требуют разъяснений. Мы их понимаем, чувствуем и любим.
Другие экспериментировали, искали новые способы воздействия на зрителей. Место для картин этих художников, так называемых левых, я, естественно, определил на левой стороне.
Живопись - это изобразительное искусство, и, следовательно, первое ее свойство -изобразительность, то есть художник имеет возможность конкретно и достоверно изобразить на полотне все что видит. Но есть у нее и другое важнейшее свойство - выразительность: художник может выражать свои чувства через выдуманные форму, композицию и цвет. И чаще всего он использует оба эти свойства живописи одновременно, в зависимости от своих пристрастий, своего представления о красоте. Отсюда и мой порядок расстановки картин на воображаемой полке. Чем больше в картине выразительности, тем левее она стоит. В центре полки оказываются картины тех художников, которые используют обе возможности поровну.
Обратим внимание на две работы, написанные на один сюжет разными художниками: "Купание лошади" В.Серова и "Купание красного коня" К.Петрова-Водкина. Этюд В.Серова, выполненный в одночасье с натуры, полон морской свежести и солнца. Юноша и лошадь как живые!
На полотне К.Петрова-Водкина есть и мальчик, и конь, и вода. Но нарисованы они по-другому. В.Серов быстрой кистью запечатлел одно мгновение жизни, К.Петров-Водкин работал долго и вдумчиво. Мальчика он нарисовал натурально и тщательно, а коня - условно, да еще и красного цвета! Петров-Водкин задумал создать монументальное полотно, символ земного рая, символ красоты и единства человека, животного и природы. А для усиления у зрителя радостного ощущения он выкрасил коня в красный цвет. Ведь у нас на Руси именно красный цвет самый радостный, праздничный и прекрасный. Кроме того, яркое красное пятно в центре картины выделило фигурку мальчика и организовало композицию картины.
На нашей условной полке полотно К.Петрова-Водкина будет стоять левее, чем В.Серова. В ней меньше натурной достоверности и больше композиционной и цветовой выразительности.
Следующей рассмотрим картину "Василий Блаженный" Аристарха Лентулова.
Художник не стал копировать всем известный храм, вымерять пропорции его куполов, рисовать прямые линии стен. Взяв за основу его облик, он нафантазировал и в рисунке, и в цвете и создал запоминающийся яркий образ полувоздушного, по-восточному разноцветного, сказочного здания.
А теперь обратимся к работам Василия Кандинского. Сначала он рисовал как многие другие художники. Но однажды посмотрел на свою же картину, стоявшую на боку. В этом что-то есть, подумал он, а почему бы мне не написать такую картину, где не будет никаких узнаваемых предметов, а только "хор красок"? Он предположил, что цветные пятна и линии, расположенные на холсте в определенном ритмическом порядке, сами по себе вызовут у зрителей эмоции. И дал волю фантазии! Так появилась первая абстрактная (что означает «отвлеченная от реальности») картина.
На выставках его работы привлекали внимание яркостью и непонятностью. Зритель не находил в них предметного изображения, не понимал, что это такое, и... сердился. Он думал, что его дурачат. А между тем художник работал над споим полотном долго и упорно. Он сравнивал себя с композитором и старался писать картины, похожие на музыкальные произведения. "Музыку можно увидеть в воображении и нарисовать", - утверждал он.
Как мы знаем, в симфониях мелодические темы взаимодействуют, соперничают и даже сражаются. В живописи В.Кандинского происходит нечто подобное, Цветные массы спорят, угрожают друг другу, сталкиваются, и от них во все стороны разлетаются осколки. А черные линии таранят цветные плоскости, ломаются или загибаются куда-то в сторону...
"Живопись есть грохочущее столкновение различных миров", - писал художник.
Как же надо рассматривать картины В.Кандинского?
Точно так, как слушать симфоническую музыку. Там - наслаждаться последовательным развитием музыкальных тем, здесь - перемещая взгляд по картине, наслаждаться взаимодействием всех ее замысловатых структур.
У В.Кандинского было немало последователей, в том числе плохих. К счастью, мода на абстрактные картины не могла отменить другое искусство.
В мировом изобразительном искусстве много течений, течений, школ, групп... И всем им найдется место на нашей чудо-полке, единой полке искусства. Ведь она воображаемая, а потому может раздвигаться беспредельно. Но у нее есть условно обозначенные нами участки: правый - "изобразительный" и левый - "выразительный". На краю справа должна стоять "суперизобразительная" картина, написанная художником, влюбленным в натуру.
.. .Несравненный певец русского леса Иван Шишкин тщательно вырисовывал каждую веточку. Его восторг перед красотой природы передается и нам, зрителям. И кажется, что мы стоим не перед работой художника, а перед окном, распахнутым в настоящий лес. Поэтому крайнее место в правом ряду картин может занять любой лесной этюд с натуры И.Шишкина. Он будет абсолютно достоверен (100%) и в нем не будет никаких фантазий (0%). Но следует подчеркнуть, что художник выбрал в лесу самое красивое место для этюда и предложил нам взглянуть на него своими влюбленными глазами. Ведь без чувств автора нет произведения искусства.
Дотошный читатель может не поверить, что мы дошли до края искусства, и спросит:
- А что все же будет еще правее?
Соблюдая наше правило полки: чем правее, тем натуральнее, - он найдет там работы не только правдоподобные, но документальные. Например, рисунки цветов, яблок, арбузов для таблиц по естествознанию или бабочек и пауков для атласа насекомых. Это уже не творческие работы художников, а труды ремесленников. Такую работу отлично может выполнить фотоаппарат с цветной пленкой.
Левую часть нашей полки должна замыкать картина с противоположными качествами: ноль сходства с натурой и стопроцентная лаконичная выразительность.
Это и есть пресловутый "Черный квадрат" Казимира Малевича. Автор очень гордился,
что в этой картине "свел к нулю" все формы, краски и структуры и создал "ничто". Такое до него никто не смог придумать. Парадоксально, но как раз из-за лаконичности эта работа очень выразительна, многозначительна и дает простор всяким домыслам. Посудите сами. Черная геометрическая фигура на белом фоне - монументальна, устойчива, молчалива, торжественна, таинственна... Может быть, это окно во Вселенную? Ведь недаром К.Малевич считал себя "председателем мирового пространства", ни больше, ни меньше. Или это знак нового учения или религии? Или символ вечности, или смерти? И вообще что это - искусство или изобразительная псевдофилософия? (Задал же художник задачу искусствоведам!)
Ободренный интересом к своему произведению, К.Малевич решил нарисовать еще более "левую" картину и, как он объявил, "шагнуть за нуль"! И он изобразил черный крут, видимо считая, что круг еще лаконичнее квадрата. Но человеческому глазу всегда кажется, что круг, как колесо, стремиться покатиться вправо. Но какое же это "ничто" или того менее, если оно чего-то хочет?
Тогда К.Малевич взял новое полотно и поместил круг не в центре, а в правом верхнем углу. При такой композиции круг уравновесился белым полем холста, успокоился и замер. Но тогда из-за асимметрии изображения пропала монументальность круга, его значительность, и он уже не годился для символа. Подумав, художник нарисовал крут побольше. Но опять неудача! Тогда К.Малевич снова начертил квадрат и выкрасил его теперь красной краской, Но этот цвет был слишком активным и к нулю никак не подходил. Оставалось только нарисовать белый квадрат на белом фоне или попросту выставить чистый холст... Такая "картина" была бы еще левее черного квадрата, но уже за пределами искусства, так как свидетельствовала бы только о качестве холста или мастерстве резчика рамы...
Из желания "шагнуть за нуль" ничего не вышло, да и не могло выйти. Художник вернулся к своему "Черному квадрату" и стал его копировать (надо думать, без особого труда) для музеев.
И все же значение этой картины в истории живописи неоспоримо. Казимир Малевич поставил последнюю точку (и себе памятник) на пути движения изобразительного искусства "влево". Ему удалось создать самую абстрактную картину. И уже, похоже, никто никогда не сможет придумать что-либо подобное или превзойти его. Он писал: "...я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем".
Поэтому-то и висит "Черный квадрат" в музее. Впрочем, это мое мнение.
Леонид Владимирский, художник, заслуженный деятель искусств России
Все-таки, художник пусть рисует :))). Молча.
Да, Сергей, если Малевич рисовал, а не рубил иконы топором. (((
Пошел рисовать, потому как моя точка зрения о "Черном квадрате" НЕтолерантна.
Тем не менее, точку зрения Леонида Владимирского, считаю самой интересной из всего мною прочитанного о "Черном квадрате".
Почитаю вечером)))
Спасибо, Вячеслав)))
Спасибо, Вячеслав, за этот пост и стать о чёрном квадрате. Сегодня среднему сыну дам почитать, а то он меня замучил вопросами о чёрном квадрате и почему эта картина висит в музее , ведь по его мнению, это не искусство, а профанация....
и тема хороша и разжевана владимирским толково - без истерик и неприятия... спасибо за блог
Ирина, Оксана и Ольга - пожалуйста! ))
Ольга, я вот эту гипотезу от Леонида Викторовича слышал еще конце 90-х от него самого и мне казажется, что рассказывал он о своей статье для "Юного художника". Так что для вашего сына, мне кажется, будет интересно.
++--
хорошая статья.
Помню, у Малевича были еще белые фигуры на белом фоне.
Хорошая статья! Только не написано,что первый "Квадрат"-супрематическая композиция ,
написанная чёрным по чёрному,с белым полем.
А для объяснения вопрошающим - самый удачный вариант!
Все верно - сие один пиксель (битый) :)
Майк, браво! Отлично сказано! )))
Друзья, пожалуйста всем!
Как-то я ещё в институтские времена разговорился с приятелем студентом насчёт Малевича.
- А если сейчас написать картину "Жёлтый квадрат", будет это плагиатом или нет? - спросил я.
- Конечно будет, - ответил приятель.
- А теперь вспомни японский флаг, не сплагиатил ли его Малевич, просто поменяв цвет?
Сергей, а красное одеяло в белом пододеяльнике, с ромбовидным вырезом? ))) На даче соседка вывесила такое одело сушиться, как будто флаг.)))
▪
Очередная попытка оправдать психические отклонения стремлением к абсолюту, но написано как-то по детски.
Статья писалась для "Юного художника".
а художники все немного "с приветом"....))))
+
хорошо и доходчиво ( про полочки совпало с моим пониманием)
сгоняют... читать опять потом.... эх!
Хе-хе. Владимирский сам того не зная и написал что Малевч "0" :)) Хороший был аферист и бизнесмен :))) Наштамповал этого го....вна как пирожки :)
Удачная аллегория с полочкой ))
Но мне кажется удивительным сам факт дискуссии на эту тему.
Искусство может быть фигуративное, не фигуративное - выбирай свой путь и работай.
А если считаешь, что можешь как Малевич - ок, создай картину, вокруг которой целое столетие будут спорить с пеной у рта.
Современные художники, кстати, давно уже перешагнули за "ноль", выйдя за пределы холста, подрамника и красок.
Да и Шишкина за пояс заткнут нынешние гиперреалисты.
Черный квадрат растрескался от старости и пошел кракелюром а народ все ни как не успокоится, споря и навешивая ярлыки.
Неужели не надоело?
Не , Лиза, эти "плевки" бесконечны)))))
тайна чёрного квадрата или как разбираться в ДИЗАЙНЕ!
дизайн, дизайн, дизайн и ещё раз дизайн.
Все молчат, никто и не хочет дискутировать. Одни Сона с Лизой пытаются согреться :)) Из искры не возгорается пламя чё-то? :)))
А Евгений всю ночь прождал пока оно разгорится? ))))))
сорри, некогда, всё дела,.. дела ...
04:47 "Все молчат, никто и не хочет дискутировать". )))))
Женя, в это время все на Заутренней.
Если все картины, что нарисованы за всю историю, наложить матрицами друг на друга, то получится чёрный квадрат. Следовательно, "чёрный квадрат" - картина картин.
В ней есть всё, что есть в любой картине.1) Есть поля, 2) изображение 3) состояние 4) зрителя колбасит /от восторга до ненависти/
"Чёрный квадрат" - символ картины или всего навсего её промышленный дизайн :-)
Не?
Я думаю квадрат надо было нарисовать очень большого размера и стоя рядом с ним зритель не ощущал бы границ произведения, вот точно тогда можно было выйти за границы)))
хорошая статья - надо этот текст озвучивать школьникам - для правильного понимания вопроса - классе эдак в 4ом-5ом.
а для взрослых - самое точное и лаконичное определение, что мне тут в блоге понравилось -
черный квадрат -
в Искусстве
это битый пиксел
)))
"Мне нравятся очень многие абстрактные работы. Но я никак не согласен с расхожим убеждением многих художников, критиков, да и публики, что абстракция как бы отменяет изобразительное искусство. Это не так. Изобразительность как таковую еще можно отме нить, но образ отменить нельзя. Мне кажется, что это очень глубокий вопрос, касающийся христианской культуры. Христианство дало возможность видеть высокий образ. Ведь никакие другие религии лица Бога не видели, а христианство давало возможность увидеть Образ.
А этим освящен и вообще всякий образ. Мне кажется, что отказ от образного искусства может означать вообще отказ от христианской культуры как таковой." Д.М. Шаховской, скульптор
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4605/%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97
http://www.portal-slovo.ru/art/35882.php
В конце 00 гг. у меня был небольшой плоский телевизор с серебристой панелью. Представили? )))
И вот однажды сидел я на диване и смотрел на выключенный этот телевизор и меня осенило - Малевич нарисовал телевизор! Ошибся только с пропорциями.))) Именно телевизор будут ставить в "красный угол", где когда-то ставили иконы. И без телевизора уже не смогут жить, так засосет их. Телезрители - это секта. Через ТВ, можно гражданам зачистить мозги и на эту "табуля раса" насаждать какие угодно идеи, от рекламы до выборов президента.
Вот такая гипотеза.)))
Вячеслав, тв сегодня многие - физически выкинули из квартир. Заменили монитором и интернетом... так что - развивая Вашу мысль:
черный квадрат - это "отключили свет и интернет"
)
Все современное искусство (конформизм, авангард и т.д.) созданы
людьми определенной национальности. Ведь это очевидный факт.
Это следствие революционных настроений масс.
а... то есть - во всём виноваты поедатели мацы с кровью убийЕнных младенчиков?
из блога:
http://illustrators.ru/posts/a-razvodit-srach-v-blogah-nynche-modno
Для "сказочников" - "ЧК"- это геометрическая фигура (реализм) - правильно (с позиции живописной грамоты) изображенная на плоскости!
[b]Конец злоключений «Черного квадрата»[/b](фрагмент)
"ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
«Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук – оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы.
Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устанавливается сферическая и хроматическая аберрация, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется высококачественное стереоскопическое изображение и т.д.
В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии».
Лауреаты Нобелевской премии 1981 года. Давид Хьюбл и Торстен Вайзел, «Астрофилософия».
«До сего дня не решена проблема преодоления границы между физическими закономерностями, организующими работу физического аппарата восприятия, и возникновением психического феномена: «Ни теория Юнга-Гельмгольца, ни теория Геринга не могут полностью объяснить, как сигналы преобразуются в мыслительный образ объекта»».
Тонквист, 1983г.
[b]Человек не может реально увидеть «плоский», «чёрный», «квадрат».[/b]
1. Вместо геометрически правильного квадрата человеческое зрение воспринимает (видит) горизонтально вытянутый прямоугольник.
2. Вместо плоского квадрата человек увидит двояковыпуклый объёмный прямоугольник с прямой или обратной перспективой.
3. Вместо чёрного цвета - человеческое зрение воспримет неравномерно закрашенную плоскость.
До Малевича, художники, знали проблемы связанные с несовершенством человеческого зрения:
«Особенно интенсивно цветоведческие научные дисциплины начали развиваться в ХХ в., что связанно с развитием промышленного производства анилиновых красителей, цветной фотографии и телевидения. У истоков современных представителей о восприятии цвета стоят поистине знаменитые имена:
М.В.Ломоносов (1711-1765),
Т.Юнг (1773-1829),
Г.Фехнер (1801-1887),
Г.Гельмгольц (1821-1849),
Дж.Максвелл (1831-1879),
Э.Геринг (1834-1918).
Однако теоретические основы большинства этих дисциплин были заложены ещё в начале восемнадцатого века».
Доктор психологических наук, П.В.Яньшин, «Психология и психосемантика цвета».
... Используя эти знания в своем творчестве, художники не задумывались над тем, что проблема самого зрения, восприятия, может стать объектом основной творческой цели.
Малевичу повезло, он увидел цель творческого выражения в решении проблем связанных с особенностями человеческого восприятия. Малевич, решая проблему несовершенства визуального восприятия, и восприятие произведения изобразительного искусства через ощущения, решил наиболее сложную проблему – проблему творчества.
Для решения поставленной задачи необходимо учесть все, что наработано временем, научным и практическим путем, в данном направлении.
Теперь, поставив цель - ответим на вопрос «Как?» Малевич создавал «Черный квадрат».
[b]Задача 1. [/b]
Изобразить квадрат на плоскости.
В процессе работы художник столкнулся со сложностью, которая требует энциклопедических знаний и индивидуального профессионализма. В геометрически правильном квадрате изображенном на плоскости человек видит горизонтально вытянутый прямоугольник. Это обусловлено несовершенством (особенностями), человеческого зрения.
Так как человек не имеет возможности воспринять прямоугольник, с равными сторонами как квадрат, Малевичу пришлось изменить пропорции геометрически правильного квадрата так, чтобы визуально воспринимаемый квадрат выглядел как «квадрат».
Заслуга Малевича заключается в том, что путем визуального обмана, увеличив вертикальные стороны квадрат и изобразив их вогнутыми, заставил зрителя видеть в прямоугольнике – квадрат, а не горизонтально вытянутую «бочку». Сложность заключается в том, что эти изменения ничем кроме индивидуального ощущения не определяется.
Основной поток очевидцев, кому повезло видеть это произведение, утверждают, что видели квадрат. Для большей убедительности, на этот образ, срабатывает название картины - "Черный квадрат". В психологическом плане Малевич не позволяет усомниться в элементарных математических возможностях автора, и заставляет зрителя видеть в прямоугольнике, геометрически правильный квадрат.
Вывод - 1: Малевич заставил зрителя, прямоугольник воспринимать квадратом. Тем не менее, с этой задачей он справился.
[b]Задача 2.[/b]
В искомый "квадрат" (белый холст), нужно вписать другой квадрат - черный.
Для решения этой задачи автор проделал всю туже манипуляцию, которая была проделана ранее, только цвет прямоугольника – черный. Сложность - в выборе пропорционального отношения между «квадратом-холстом» и вписанным в него чёрным квадратом. Воспользовавшись знаниями математического значения пропорций "Золотого сечения", высчитать эти отношения несложно.
Вывод - 2: Малевич владел знаниями «Закона красоты» и умел его применять.
[b]Задача 3.[/b]
Привести в соответствие энциклопедические знания и несовершенство визуального восприятия человеком.
Мы знаем, что человек воспринимает белый и черные цвета не однозначно.
Проведем эксперимент:- возьмем два геометрически равных квадрата, - один из них покроем черной краской. При одновременном взгляде на них, мы увидим, что черный квадрат будет казаться меньше белого. Этот эффект несовершенства зрения, Малевич должен был учесть при определении пропорций двух "квадратов". Решить эту задачу, художник может экспериментальным путем, осознанно искажая значения «золотого сечения», используя при этом знания, талант и харизму, добиваясь гармоничного, идеального взаимоотношения между заданными прямоугольниками. Как правильно заметил один из исследователей творчества художника – «не материальная сторона создания живописного произведения, а рафинированный этап духовного процесса при этом, являлся идеей работы Малевича над «Черным квадратом»».
Вывод - 3: Применив знания и талант - Малевичу это удалось. Экспериментальным путем были найдены те гармоничные отношения между прямоугольниками, которые можно назвать «идеальными». Размышляя над решением этой задачи, читатель может определиться с возникающим вопросом, - Почему? «Чёрный квадрат» художник не переписывал, не копировал, а повторял на протяжении всей жизни.
[b]Задача 4.[/b]
Вписать в центр искомого " квадрата" (холст) - вписываемый.
Если провести диагонали у обоих "квадратов" и совместить центры, мы увидим, что вписанный прямоугольник будет восприниматься ниже геометрического центра. Для решения этой задачи Малевич должен был сместить по вертикальной оси геометрический центр вписываемого "квадрата", расположив его над геометрическим центром холста, так чтобы вписанный чёрный квадрат визуально воспринимался в центре холста. Расстояние между центрами - это тоже предмет сложного творческого, эмоционального поиска.
Этими знаниями пользуется большинство художников – портретистов при выборе вариантов композиционного решения портрета.
Вывод - 4: И с этой задачей Малевич справился.
[b]Задача 5.[/b]
Изобразить квадрат относительно «Закона перспективы».
Картина называется «Чёрный квадрат» не случайно. Автор не назвал её черный квадрат в белом квадрате. Одну из первых картин Малевич назвал «Четырёхугольник».
В одном из Витебских писем Малевич писал: - « На выходе ещё одна тема о супрематическом четырёхугольнике…»
А. Бенуа, современник Малевича, художник, критик искусства, писал:- «Черный квадрат в белом окладе»
Форма белой основы не может быть квадратной, так как согласно Законам перспективы, две параллельные, боковые стороны холста, чтобы казаться прямыми вертикальными сторонами, должны иметь вогнутую форму. Изменение формы холста - это механический процесс не имеющий отношения к живописи.
Малевич, двигаясь к достижению цели, максимально упрощал возможность возникновения посторонних, побочных задач, отвлекающих от решения основной – изобразить плоский, чёрный, квадрат, в идеальных пропорциях, на белом фоне. Причем площадь холста и площадь чёрного квадрата, должны находиться в идеальных отношениях друг к другу и в идеальных возможностях восприятия человеком. Поэтому площадь холста мы не можем считать квадратом и цель доведения ее до визуального восприятия как квадрат не ставилась. Что же касается восприятия чёрного квадрата – это вопрос основной цели. Так как любая точка, удаляющаяся от оси Х, вверх или вниз приобретает свойства перспективного сокращения, а стороны квадрата Ае - Сm и eВ – mD относительно точки зрения 0, удаляясь от оси Х, при визуальном восприятии стремится сойтись в одной точке на линии горизонта, Малевич изменил форму линии АеВ на AsB, а СmD на CnD . Убирает эффект перспективы, искажающий форму квадрата.
Определение расстояний еs и nm – творческий процесс, строящийся на ощущениях.
Вывод - 5: Художник заставляет зрителя воспринимать стороны АВ и СD – прямыми, а фигуру АСDB – квадратом.
[b]Задача 6.[/b]
С помощью знаний «Законов живописи» убрать воздушную, прямую и обратную перспективы.
Известно, что на границе двух контрастных цветов существует эффект при котором светлый цвет, визуально воспринимается ещё светлее, а темный - темнее. Чтобы убрать этот эффект, художник должен воспользоваться мастерством художника-живописца. Путем смешения различных красок списать границы контрастных цветов таким образом, чтобы у зрителя не было сомнения в однородности цвета - белого и черного. Во время написания «Чёрного квадрата», представления о компьютерном разрешении и фильтрах, не существовало, но на практике, чтобы придать плоскости однородность цвета художники применяют различные приемы:
- меняют размер и форму кисти;
- изменяют форму и размер мазка кисти;
- в различных комбинациях, изменяют тональность цвета;
- применяют «фильтры» - лисеровки (письмо полупрозрачными красками
разных оттенков, поверх основного цвета, придавая цвету благородство в восприятии);
- и т.д.
Такое посильно только очень хорошему живописцу. Этими качествами обладали многие Великие художники. Виртуозом таких приемов был Леонардо да Винчи.
В импрессионизме этот прием является основой метода.
Вывод - 6: Малевич с этой задачей тоже справился.
[b]Задача 7.[/b]
Убрать перспективу возникающую при демонстрации картины.
В процессе рассматривания художественного произведения обязательно возникают вопросы, связанные с пространственным восприятием.
С законом восприятия, мы сталкиваемся ежедневно:
- рассматривая экспонаты в музеях;
- подбирая удобное место для просмотра телепередач;
- покупая билеты с местами в театр или на стадион и т.д.
Расстраиваемся, если они неудобные для полного восприятия зрелища. Оптимально удобным расстоянием для восприятия человеком, считается расстояние, равное примерно трём диагоналям объекта, который мы рассматриваем:
- телевизор;
- компьютер;
- книгу;
- картину
и примерно равно значению максимально благоприятного восприятия усредненным человеком, приближаясь к идеальным характеристикам. Эти знания привели автора к «Золотым пропорциям». Художники решают эту задачу каждый раз, когда они начинают новую работу с натуры. Студенты «дерутся», желая занять наиболее удобное место в аудитории, перед постановкой.
Малевич, зная какую работу он проделал, работая над созданием «Чёрного квадрата» понимал, что по законам создания выставочных экспозиций, произведения подобного рода должны вывешиваться немного выше уровня горизонта, то есть выше линии, проходящей параллельно пола, через центры зрачков зрителя. Значит если бы, таким образом, повесили его картину, центр квадрата, находился бы выше линии зрения (даже незначительно), и зрителю пришлось бы для просмотра картины немного задирать голову. При этом по закону перспективы, параллельные, боковые линии квадрата приобрели бы свойство параллельных линий и стремились сойтись в одной точке на линии горизонта, расположенной выше уровня зрения.
Таким образом, зритель снова не увидел бы квадрат, не увидел бы «Чудо».
Эффект ЧУДА может возникнуть только у того, у кого угол зрения будет перпендикулярен центру картины и расстояние до картины будет соответствовать « Золотым пропорциям» по отношению к размеру холста. «Чёрный квадрат» имеет только одну единственную точку, с которой зритель может воспринять его как «чудо».
К.Малевич решая эту проблему. Сам составляет экспозицию своих работ и вешает «Черный квадрат» в углу под наклоном к зрителю, как икону, тем - самым убирает эффект образования не нужной для просмотра перспективы.
Поэтому картину называют иконой!
Сам Малевич охарактеризовал картину как - « голая без рамы икона моего времени ». Зритель, ограниченный возможностью маневра перед картиной расположенной в углу выставочного зала, находит ту оптимальную точку, откуда «Чёрный квадрат», в сочетании с другими чувствами людей, воспринимается как «Чудо».
Вывод: - может возникнуть эффект восприятия ЧУДА. В обычных условиях, человек этого видеть не может. Искажённый объект не повлияет на чувства восприятия, это обыденно, этого много кругом.
Исходя из выше сказанного, можно сделать ещё один вывод:- никто со времен Малевича, в картине под названием «Чёрный квадрат» чудо не видел. Слышать – слышал, но не видел. И сейчас демонстрируя её как обычную картину, зрители лишены возможности восприятия «ЧУДА».
28. 01.2008г. В январе-феврале 2008 года, представив картину, на выставке в Париже – обманули французов. Демонстрируя «Черный квадрат», как обыкновенную картину – все равно, что подвести к чуду и завязать глаза, не дав на него посмотреть. Все равно, что завести туристов в долину Гизе и рассказывать о пирамидах - рассматривая картинки в альбоме.
Зачем тогда вывозить её?
Малевич, на выставке 1915 года «0,10» и в экспозициях на знаковой выставке 2004 года а варшавской галерее «Захента», «Варшава – Москва, 1900 – 2000», «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом вывешен в «Красном углу».
Не понятно представление организаторов выставки и хозяев картины:
- либо это формальное подражание Малевичу?
- или пришло осознание важности особой демонстрации картины?
С 8 ноября по 4 декабря 2005 года, в Третьяковской галерее, на выставке графики современных художников из стран Центральной и Восточной Европы, - «Смысл жизни – смысл искусства», «Чёрный квадрат» также был выставлен в «красном углу». Так как она должна рассматриваться зрителем:
- в углу, ограничив обзор восприятия глазом;
- под наклоном, убрав перспективу, полученную, если центр квадрата находится выше линии горизонта.
Тогда снова становится непонятно - Почему?! на выставке 28 января 2008 года, «Чёрный квадрат», представлен как обычная картина. Это хорошо видно на фотографиях.
Вывод - 7: - у творческой элиты нет обоснованного, точного понимания заслуги К. Малевича и особой значимости картины под названием «Чёрный квадрат», в мировом искусстве.
Мы закончили рассматривать процессы создания картины, создания «Чуда» и оценку её достоинства. Возникает вопрос, «если чудо создано, зачем нужно его дублировать?».
[b]Задача 8. [/b]
Самая важная – сенсационная задача, исходящая из выше – описанного! Собрать все варианты картины Малевича, «Чёрный квадрат» вместе. При демонстрации картины учесть все то, о чем шла речь выше и наиболее обоснованно определиться и в заслугах художника, и в достоинстве картины.
Известно, что Малевич создал четыре или семь «Чёрных квадратов».
Отчетливо осознавая процесс создания картины, становится понятно, что раз основные творческие проблемы, с которыми сталкивается автор, решаются на ощущениях, художник не может в целях самоконтроля переписать уже созданный квадрат. Он вынужден пробовать новые варианты. Находясь в процессе творческого поиска, проверять те самые ощущения, которые ничем не измерить кроме эксперимента и таланта. Один из последних выводов, который можно сделать, чтобы более глубоко оценить достоинство данного произведения нужно все квадраты выставить вместе, в одной выставочной экспозиции.
1 2 3 4 5 6 7 8
1913г. 1915г. 1919-1920гг. 1923г. 1927г. 1929г. 1932г. 1935г.
«Живописных квадратов нам известно несколько, сколько - мы не можем окончательно сказать, так как, возможно, выплывут еще пока нам неизвестные квадраты. Отличаются они от самого первого, как правило, большей аккуратностью исполнения, материалом, и, что важно, пропорциями. Пока нет исследования этих пропорций, по которым, в сущности, иногда только и можно установить, какой именно из известных нам Квадратов запечатлен на той или иной фотографии».
Отсюда следует вывод, что тот «Чёрный квадрат», который художник сам выбрал для демонстрации, является самым удачным по отношению к реализации творческой мысли.
Квадрат сопровождал Малевича и в его последний путь. Исследователи творчества Малевиче отмечают, что художник написал картины:
- «Красный квадрат» (в двух экземплярах);
- «Белый квадрат» (Супрематическая композиция);
- «Белое на белом» - один;
- «Чёрного квадрата» (несколько копий),- не поимая, что копий
«Чёрного квадрата» не может быть.
Они пишут:
« Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал: четыре копии «Чёрного квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом.
«Образующая квадрат плоскость означает начало супрематизма, нового цветного реализма как беспредметного творчества».
«Супрематизм делится на три стадии, по числу квадратов - черного, красного и белого: черный период. Цветной и белый. Все три периода развивались с 1913 по 1918 год. Основанием их становления было: передать силу статики через экономическую сущность плоскости или образовать видимый динамический покой. В чисто плоскостной форме это было достигнуто».
[b]Обобщенный вывод.[/b]
Создание данного произведения является исторической вехой в развитии всего искусства, в том числе и изобразительного. Малевич говорил ученикам: «нужно вас вырастить, чтобы можно было из вас вырастить дубки, чтобы сеять по всему свету семена, а не слова ». По мнению учеников, из Квадрата вырос новый мир, живой, радостный.
Вначале ХХ века Квадрат собрал вокруг К.С. Малевича новых людей, поколение будущего, о котором они мечтали. Он дал возможность следующему поколению Художников всего мира осознать достижения предыдущих тысячелетий. Оттолкнувшись от «Черного квадрата», как от стартовой площадки продвинуть творческую мысль вперед, учитывая достижения предыдущих поколений, как пройденный этап.
В наши дни многие из тех, кто мастерски освоил и подражает историческому наследию, по большому счету называя себя «Художниками», на самом деле таковыми не являются. Их можно назвать хорошими мастерами, не более. Художник с большой буквы, это тот, кто учитывая достижения предшественников привносит в искусство что-то новое, свое.
Очень должно быть обидно, что до сих пор в среде так называемой «творческой интеллигенции» не нашлось достаточно понимающего, подготовленного специалиста, который популярно объяснил бы достоинство этого произведения.
Доказав и объяснив, что К.Малевич создал произведение, с точки зрения творческих законов не имеющего изъян, то есть идеальное произведение или максимально приближенного к идеальному произведению, по сравнению ко всем, которые были созданы художниками, можем сказать, что оно прекрасно, так - как «идеальное» – не может быть не прекрасно.
Все другие произведения, в том числе разных жанров, дают возможность, позволяют исследователям, критикам, «знатокам», профессионалам художникам, обывателям – рассуждать, сомневаться, спорить. «Чёрный квадрат» лишает эту публику возможности «словоблудствовать», что их и раздражает.
Любой кто, увидев эту картину, при обмене впечатлениями утверждая, что ничего особенного кроме плоского, чёрного квадрата он не видел, не понимает, что он видел рукотворное «чудо». То чего человек, в силу своего физического несовершенства видеть не может.
Это та цель, та задача, к решению которой стремился художник. Картина «Черный квадрат» является достоянием всего народа, которому она принадлежит и поэтому в силу ее значимости пора прекратить периодически возникающую корпоративную спекуляцию о желании продажи картины, в целях сиюминутной финансовой выгоды.
© [i]Интеллектуальная собственность защищена авторским правом.[/i]
"«Чёрный квадрат» лишает публику возможности «словоблудствовать», это её и раздражает".
"Рассуждения о «Чёрном квадрате» без аргументов - это подчёркивание собственного невежества."
Уважаемые теоретики! Малевич за всю свою жизнь создал одну единственную картину. Все остальные его работы, творческие поиски, процессы познания (учеба), подражание, копирование, преподавательская деятельность, литературные увлечения, общение – все это является подручным материалом, лабораторным сырьём для реализации своей творческой мысли. Сколь угодно вы можете строить своё словоблудье вокруг "ЧК", пытаться придать своим словам многозначительность, но все ваши выводы не дают представления о заслугах Малевича. Каждый из упомянутых вами доводов решает одну из тех задач, которую в конечном итоге художник, через сознание, реализовал в «Чёрном квадрате». Вам не нужны знания истины, вам больше нужна возможность поболтать и развешать как можно больше «лапши».
не забудь воду спустить
Браво. Согласна на 300 процентов.
https://www.youtube.com/watch?v=re0wsNVUXQA&list=PLjAqs9pck_Lk7QFHT0ma-ILmVDFmjYcFy
Паола Волкова. МОСТ НАД БЕЗДНОЙ - Малевич Черный квадрат. Стоит посмотреть.
Вы как всегда, Виктория, на страже)))