Лекция на тему "Я — иллюстратор"
Коллеги, вероятно, многие уже видели (запись-то 2013-го года), но, полагаю, есть немало и таких, кто, как и я, увидит это впервые.
https://www.youtube.com/watch?v=v3U9GLsQuP0
Лекция на тему "Я — иллюстратор" в исполнении Натальи Климчук из иллюстраторского агентства "Bang! Bang!".
Несмотря на не очень зажигательный тон лектора, стоит посмотреть полностью, так как озвучиваются некоторые небезынтересные аспекты работы иллюстратором, в том числе и правовые.
А также становится понятным кое-что из устройства этого механизма (о чем я упомянул в комментариях к видео, например). Плюс, речь девушек местами можно растащить на цитаты.
* * *
Я, пожалуй, немного облегчу восприятие даваемой там информации и нанесу тем самым непоправимую пользу обществу и дам тут расшифровку самой важной, на мой взгляд, правовой части лекции. В видео это примерно начиная с 55-й минуты.
"В работе с клиентами иллюстратору следует делать следующее:
Обязательно заключать договор, потому что без договора, в принципе, и клиент не имеет права на картинку, нигде не сможет ее использовать, и вы, соответственно, не сможете потом никаких денег получить, потому что нет доказательства вашей работы. Поэтому всегда договор, как в Советские времена: договор-деньги-картинка.
Права передаются на картинку разные, бывают исключительные, бывают неисключительные. Исключительные — это когда вы все отдаете, все, кроме вашего авторства, которое всегда остается за вами, а неисключительные — это когда передается определенное количество прав на работу, на использование на определенной территории, на определенных носителях. И потом, спустя указанные сроки и территорию в договоре, вы можете где-то использовать это снова, продавать кому-то.
И, на самом деле, у нас западные иллюстраторы, поскольку мы с ними тесно общаемся, пытаемся как-то вот что-то полезное перенимать сюда на наш рынок, мы общались про права и выяснили, что права на Западе стоят зачастую дороже, чем сама картинка. То есть, рисуя картинку, там, за 2000 евро, права на нее можно продать за 10 000 евро. То есть, они потом сидят, ничего не делают и просто продают права на картинку), зарабатывая этим деньги.
Это, на самом деле, правильная политика.
Правильная, но в России она практически не приживается...
Хотя у нас уже существуют такие правила в роботе с журналами: мы всегда продаем картинку на одну публикацию. Больше - никогда. Одна публикация.
Постарайтесь делать то же самое.
Не забывайте в самом первом письме задать вопрос: "Какие вы у меня покупаете права?". Во всем мире ребята продают право на одну публикацию. Потом эту работу можно продават в каких-нибудь банках иллюстраций, перпродавать другим журналам и так далее. Либо, если этот же журнал потом через годы решит повторить материал, то он должен вам за это заплатить. Или, например, напечатать в журнале, который выходит на Украине, такое часто бывает, то это вот как раз возможность продать снова свою картинку.
Если вы продаете картинку для рекламы, то там, скорее всего, нужно ограничивать по времени и по терриротории, как правило, это территория стран СНГ и три года. Каждая дополнительная страна или дополнительный месяц, год это вам какие-то дополнительные деньги.
Рекламные агентства сейчас, в принципе, воспитаны и, когда они присылают запрос, они сами пишут, какое количество прав им нужно, поэтому сейчас немножко попроще стало в работе с рекламой. Журналы иногда нахальничают, но тоже, в принципе, одна публикация.
А все остальное, если вы напрямую с каким-то клиентом работаете, задавайте сразу вопросы про права."
Ох и тупая презентация... Это для африканцев, зараженных Эболой? Типа под эгидой Красного креста, чтоб поэфтаназнее было? Яб тут и ругнулся всласть, да воспитаньице не велит...
Да что мы, дети, что ли, тут? Я бы не стал себя сдерживать и ругнулся)
Не, не осилил((( 40 минут фоном за работой - заунывным голосом и ни о чём. Выключил. Пусть Утуб отдохнёт)
Вообще не очень понимаю подобные лекции - просто показать картинки? В чём смысл?
Но всё одно, спасибо за ссыль)
Там видно, что девочки не особо подготовленные пришли, а аудитория, мягко говоря, офуевала. Я тут выше то, что касается правового аспекта, дешифровал в текст, есть там пара интересных и полезных моментов, на мой взгляд.
Смысл одинокий и в рваной рясе - Заработать хоть на чем...Отсюда и индульгенции?...)))
Европенька таки придумала зараннее отпуск грехов, а все приписывют Эйнштейну...Он только узаконил...)))
моя мечта нарисовать много картинок и продавать всю жизнь на них права, лёжа под пальмой)) Собственно нарисовала как-то несколько рисунков в свободное время, выставила на продажу. Желающие приобрести нашлись и достаточно много, но вот это поголовное " уже ж всё нарисовано, за что тут платить то?" повергло меня в уныние( за копейки, что предлагали, выгоднее на стоки загрузить. не готовы наши заказчики к такому...или мне просто не везло)
Спасибо огромное! Много для себя полезного узнала.
А Евгеньич, у меня лично, беспрецедентные приступы трудолюбия вызывает, как гляну комменты, так думаю свят, свят, и тянет прям работать и работать)))
размазанные часовые интервью - смотреть не хватает сил и времени, но "дешифрованные" текстовые дополнения к видео - однозначно полезные
:)
бабенки вялые, косноязычные, заторможенно формируют очередную фразу, не имеют четкого (поминутного) плана лекции, в результате размазано, зажевано, главные мысли не выделены интонационно... Если нечего сказать - не надо часовую лекцию проводить... слушать их невозможно, манера их речи вызывает внутреннее отторжение содержания, есть желание либо по заднице надавать, либо с позором из аудитории выгнать. еще раз убедился, что не должен пироги печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...
Забавно, наверное для того, чтобы на вопрос "каких русских иллюстраторов вы знаете" услышать что-то про Фаворского, Ю.Васнецова, Татьяну Маврину (да мало ли классиков прошлых и нынешних), надо попасть... в прошлый век (
За расшифровку +
Да, мне текст тоже понравился - очень полезно! Из комментов поняла, что смотреть не обязательно - расшифровки вполне достаточно. Всем спасибо!:)
т.е. по сути вся лекция это вечная мамина тема..."сынок,одень шапку"?:)))
Меня всегда удивляет когда люди дают как ценный совет,что то типа.....мойте руки перед едой:)
мне однажды так раскрывали секрет как сделать так чтобы боллончика с пеной для бритья хватало на дольше.Голосом полным тайн было суазано....перед упореблением надо встряхивать баллончик! От твоюж дивизию!А пацаны то не хнаёь!:))))
Ну, для меня лично было полезно то, что надо ещё и территорию указывать. Это значит, что если ограничиться Россией - на стоках западных запросто можно выкладывать потом?:) А так - конечно давно уже всё известно. Но для новичков, я думаю - полезно
посмотрел .Вот реально Эльдар...зачем такое называть полезным?что полезного?две откровенные дуры меламедщицы вещают как работают издательства! а ведь их могут услышать дети!!! что за ересь?
и вообще какой-то неприятный осадок оставила эта "лекция". и то что ведущим скучно, и то не слышно ни одного вопроса, и что не показывают обсуждаемые примеры, это ладно... но такое чувство, что они из какого-то параллельного не пересекающегося мира ну во всяком случае со мной. и мир этот с его приоритетами мне лично очень не близок(( наверное я консерватор просто..
По поводу договора. Года два я честно старалась со всеми своими клиентами заключать договор. Если это иллюстрации для книги или квартальник, то ок, дело серьезное и стоит потраченного времени. Но довольно часто просят сделать открыточку, афишку или пару иллюстраций на сайт. И каждый раз Договор, Приложение к Договору и потом по факту Счет и Акт.
Это все нужно составить, распечатать и пару раз смотаться в офис на подписание. Или на почту, если клиент в другом городе.
Легко рассуждать "обязательно заключайте договор". Но когда идет поток заказов и ты в промежутках пытаешься кое-как поделать свои домашние дела, а тут ещё вся эта бухгалтерия, которая художнику на самом деле просто пытка. Если бы агентства брали на себя всю эту муйню, а от художника требовалась бы только электронная подпись какая-нибудь, то цены бы им не было. Было бы понятно, зачем художнику работать с ними.
А они не берут? А зачем они тогда вообще??
Что я для себя еще полезного почерпнул из этого видео и, пожалуй, это было самым первым (просто по хронологии):
Я несколько раз рассылал предложения о сотрудничестве различным журналам, крупным и не очень. Из них откликнулись (просто ответили, мол, спасибо, будем иметь ввиду) буквально два-три, остальные же даже не удостоили. И я все думал "Почему? Портфолио же у меня, хм, неплохое!". И вот теперь, благодаря этому видео я-таки допёр, друзья.
Оказывается, далеко не все журналы имеют нормальных, профессиональных и настоящих арт-директоров. Потому что настоящий арт-директор всегда знает, что его работу лучше него никто не сделает, поэтому он никогда не поручит какому-то левому посреднику в виде агентства делать для своего журнала иллюстрацию внутреннюю или уж, тем более, на обложку. Плюс — грамотный арт-директор знает и находит иллюстраторов сам, сам ведет с ними переоговоры и контролирует процесс. Ему просто не нужны нахлебники-посредники. Да и зачем, казалось бы, платить каким-то левым людям, когда можно заплатить непосредственно иллюстратору.
И что же, неужели в большинстве журналов сидят либо совсем тупые арт-диры, либо есть какая-то система взаимных откатов с иллюстраторским агентством, делающая для них невыгодным сотрудничество с иллюстратором напрямую?
Предположу, что в большинстве случаев, один человек выполняет сразу несколько функций, он и арт-директор и редактор, и дизайнер в одном лице. Поэтому постоянные нестыковки, что он просто не поспевает все и сразу.
Или просто убивает, когда на тебя выходит некое контактное лицо, редактор, ставит задачу, договаривается об условиях. Вы работаете, он вносит правки, дополнения. Наконец работа готова, но... после некоторой заминки вдруг приходит сообщение, что, генеральному директору не понравилось и надо делать по другому, как он сказал. То есть директор нанимает специалиста, платит ему зарплату и при этом мнение этого самого специалиста не значит ровным счетом ничего, все решает босс единолично. Просто ппц, как люди работают.
а лекция, да, вот Екатерина точно охарактеризовала, неприятная
каким-то холодком от нее веет, никакой любви к профессии она не прививает.
суммы там мелькают, которые как бы обязаны мотивировать молодёжь, потом всякие истории про Бали. Типа чтоб "вау!"
Может действительно, потому что менеджер рассказывает, а не иллюстратор
Их задача объяснить как страшно без них, и как круто с ними.))) Я было даже поверила, но после комментария с суммой возможной неустойки, чет загрустила.)
Посмотрел урывками.
Вопрос осилившим видюху целиком: девчонки хоть обмолвились чем и как они, как агентство, помогают/защищают "аутистов, питающихся из "Утконоса", кроме шуршания по клиентской базе -?
Вряд ли как-то особо там кто-то кого-то защищает, они посредники и заинтересованы лишь, по большому счету в том, чтобы срезать себе проценты.
С самим этим агентством "Bang!Bang!" у меня как-то не складывается (но складывается с двумя другими помоложе, поэтому дело не в принципе). Bang либо предлагает мне фигачаить бестолковые раскадровки (причем, это вовсе не те сториборды, что делаются во всем мире, скажем, для кино — не быстрые динамичные рисунки от руки или цветовые пробы отдельных кадров, а какое-то ненужное никому занятие, где кадр вырисовывается сразу в цвете и близко к финальному изображению с использованием фотографий), от чего я сразу отказываюсь, либо было (правда, года три назад) так: звонят или пишут, дают тему заказа. Я начинаю работать, через полчаса-час снова звонок или письмо "алло, Эльдар, клиент отменил заказ, отбой". И так было раза три-четыре.
Это ошень кошерно..............AXTUNG а не лекция.....
Музыка вообще.........TUNDRA
уфф... сколько тут всего понаписали - едва хватило времени прочитать.
как то всё не просто на нивах подлюстровых полей.
но - особенно впечатлила хИстори про "неустойку в размере 10000 долларов" и рабские кандалы в студии Лебедева... последний раз что то подобное в реале - мне попадалось в самый разгул - начало 90х гг. когда вааще чёрти што творилось и упакованных бИзов в их шикарных тачках - прямо на улице из калаша дырявили... как то не ожидал, что в 2005 кто то добровольно готов посидеть "в будке на цепи" - и это "посреди Москвы"...!!! ... где можно устроиться вааще на любую работу и всяким "карабасам-барабасам" попу под семихвостую плётку не подставлять.