Коммерческая иллюстрация в России не «про деньги»
Художник-иллюстратор Евгений Тонконгий поднял живпотрепещущую тему о ситуации рынка иллюстраций в России. Со всеми ли тезисами вы согласны?
Коммерческая иллюстрация в России не «про деньги» в крупном и приятном смысле этого выражения.
Коллеги по Цеху ушли в преподавание, дизайн, анимацию, живопись.
Я не нашел новой ниши для развития. Конечно, в свободное от работы время режу гравюры (но это было давно), мажу краской (редко) и придумываю комиксы (воображаемые).
Работаю именно коммерческим иллюстратором. Фриланс. Путь долгий и не самый простой.
В процессе которого накопилось много опыта и экспертизы. Многих людей приходящих в профессию или желающих стать иллюстратором манит независимость и возможность зарабатывать не выходя из дома (сидя под пальмой).
Зарабатывать можно, но есть нюансы и приметы.
Вот некоторые из них.
РАБОТА ЗА РЕСПЕКТ.
Попадается начинающим иллюстраторам.
В современном мире случай скорее экзотический (но это не точно).
«У вас в портфолио будет работа,
её увидят и оценят миллиарды наших клиентов» - говорит заказчик.
Это обесценивание времени автора и хамство.
Любой труд должен быть оплачиваем.
Даже в социальном секторе и в благотворительных
проектах работа художника оплачивается если это ЗАКАЗ.
Никакая работа для портфолио этого не оправдывает.
ЭСКИЗЫ «ЗАБЕСПЛАТНО».
Более распространенное явление, чем просто работа без оплаты. Надеюсь вымирающее.
«Нарисуйте нам, а мы посмотрим и решим» — примерно такой посыл.
Рассчитана на голодного иллюстратора, который готов рисовать за еду и полон веры в чудо.
Но чудо часто не происходит. К сожалению. Sometimes you eat the bear and sometimes the bear, well, he eats you.
Идея так же важна как и результат. А эскиз это идея.
Даже если это просто композиционное решение.
Часто на эскизы уходит половина от времени работы над заказом.
Если заказчик не уверен в результате, то это не значит, что размышления иллюстратора на тему заказа должны быть бесплатны.
Адекватно, когда, при необходимости, эскизы оцениваются и оплачиваются отдельно от финальной иллюстрации.
В конце концов по готовой идее и эскизам может спокойно работать другой автор.
Очень хорошо лечится предоплатой.
РАБОТА «ЗА КОПЕЙКИ».
Моя любимая примета.
Понимаю, что иногда нужно браться за любую работу. Бывают сложные времена.
Но вот моя примета — чем меньше готов платить заказчик, тем больше гемор.
По моему опыту исключения крайне редки.
Стоимость такой иллюстрации ниже прайса художника
и ниже условной «среднерыночной» оплаты схожей услуги.
Ты думаешь: «Как раз есть время и даже такая сумма мне сейчас не помешает.
Меня похвалили, ребята вроде хорошие. Почему бы и нет?»
Обычно это начало большой и изматывающей истории.
Признаки могут быть такие:
1. Заказчик сообщает, что он очень хороший и ему нравятся ваши работы. Но вот незадача: бюджет на иллюстрацию (дизайн, рекламу) совсем маленький. «Ну и вам порисовать не сложно для хорошего проекта?»
2. Заказчик говорит, что для вашего портфолио это очень удачный заказ.
3. Горящие дедлайны. Денег мало, но нужно срочно.
4. Тех задание отсутствует или очень размытое.
5. Нужно много общаться с заказчиком чтобы заказчик понял, чего же он в итоге хочет.
6. Некоторые не воспринимают эскизы и могут оценить только финал. Ну тогда рисуем много финалов за деньги)
7. Даже если утвержден эскиз, потребуются бесконечные правки, придирки, смена концепции.
8. Коллегиальное обсуждение эскизов и финальной иллюстрации со стороны заказчика . «Мы посовещались и коллегам кажется, что …»
В итоге обреченно все это делаешь, чтобы довести до конца проект и получить оплату.
Но и это иногда не просто, потому что а) постоплата б) договора нет в) заказчик не доволен результатом и вообще не хочет платить.
Сценарии и ситуации бывают разные, но суть одна - гемор.
Чтобы не попадать в такие ситуации нужно знать сколько стоит та или иная работа на рынке. Хотя бы ориентировочно.
Понимать сколько сколько стоит час твоей работы.
И не опускаться ниже разумных пределов.
Есть и обратная примета, позитивная — чем выше бюджет на работу тем больше заказчик доверяет исполнителю.
СКИДКА НА ОПТ
Заказчик предлагает снизить стоимость на одну иллюстрацию,
по причине того, что иллюстраций будет много. Типа скидки на оптовую закупку товара.
Только вот какое дело: у художника нет склада на котором лежит готовый товар. Создание иллюстрации это услуга.
Измеряется она потраченным на создание работы временем. «Человекочасы» — термин не мной придуман, но очень точный.
И если работы становится больше в количественном отношении, то это не означает что время иллюстратора должно стать дешевле.
Часто это вопрос терминологии. На самом деле заказчик говорит о том, что у него есть ограниченный бюджет в который нужно вписаться.
Если речь не о трех иллюстрациях, а, допустим, о нескольких десятках, то можно подойти системно и найти решения, например оптимизировать стилистические решения для ускорения работы. Пойти на компромис сделав небольшую скидку если бюджет в целом устраивает.
РОДНЫЕ и ЗНАКОМЫЕ КРОЛИКА
Просьбы «помочь» и запросы типа «Нарисуй мне барашка...».
Обычно от хороших друзей, родственников, знакомых и приятелей.
От тех, кто далек от дизайна и иллюстрации и работает в другой сфере.
Некоторым людям кажется, что художнику просто «по приколу» рисовать и много свободного времени.
Друзьям/приятелям неудобно отказать и тем более назвать полную стоимость работы.
Даже просто сказать что «картинка» или «логотип» это «работа» и она стоит «денег» бывает неудобно.
Думаешь: «Ну и что что есть другие проекты в работе? Сделаю быстро и круто.»
Когда чувствую что приятельский проект пошел по сценарию «работа за копейки»,
то отказываюсь даже если уже много сделал без оплаты.
Важнее сохранить отношения, чем мучаться дальше и завязнуть в болоте окончательно.
Лучше быть честным и называть полную стоимость работы. И уметь говорить «нет» вовремя.
Друзьям рисовать безвозмездно и по собственному желанию, а не по запросу.
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.
Тут все зависит от интереса и времени. Большой пользы и продвижения ждать на всякий случай не стоит.
Зато можно получить удовольствие, если тема интересная, хорошая компания и есть немного времени.
Рисовать в таких случаях можно дико и свободно, без оглядки на чужое мнение, пробовать новые техники.
И в портфолио можно пригодится)
Сталкивались с такими вещами?
Лайк если лайк.
Про что еще написать?
https://www.facebook.com/tonkonogy/posts/10225979140974467
Вот ещё на эту тему, только короче и точнее:
https://illustrators.ru/posts/ne-zaplatyat-yumor
Ситуация уже не трепещущая, перестала уже трепыхаться, оттрепыхалась сердешная.... Покойся с миром.
"Коммерческая иллюстрация в России не «про деньги» в крупном и приятном смысле этого выражения"...Хм,по моему как раз про деньги,про то,как не лохонуться перед заказчиком и не упасть мордой в грязь перед коллегами:)) Ничего нового не услышала. Чувак озабочен(как и все мы)это вполне понятно и объяснимо.Но это не значит,что так живут и работают все коммерческие иллюстраторы в России. Есть и такие,которых государство обеспечивает отдельным ,кабинетом ,зарплатой и пенсией(что не мало важно в жизни) и под пальмой они обычно загарают в то время,как многие пытаются заработать.
Да нормальная ситуация на рынке, чо так переживать? А все указанные тезисы из разряда тех с которыми сталкивается начинающий фрилансер, "детские болезни" комнатного художника, которые люди перерастают в первые несколько лет. И это "лайк если лайк" как раз и выдает молодого художника с еще не отвердевшими копытцами. Все хорошо будет, раз художник уже видит где разбросаны грабли, то, со временем, и обходить их научится. Но свою дозу граблей каждый должен получить, это обязательно))
Согласен с коллегами: статья - всего лишь картинка страха школьников перед реалиями жизни взрослых... (не ходите дети в "Африку" гулять) 😊
к счастью, лет через 5-10 приходит опыт:
🔸"троллей бояться - в ВЭБ не ходить"
🔸"не продавай жのпочасы по цене жのпоминут - обнищАешь"
😉
Ну, а вот так, по честному, отработав два десятка лет в коммерческой иллюстрации много вы, камрад Станислав, видели на этой стезе дипломированных художников, с дипломами отличными от британки? По моим вот наблюдениям - где то треть. Остальные все кто угодно, вот буквально на днях , арт лид - бывший агроном. Коммерческая иллюстрация.:) Я думаю, именно в этом месте , собака и порылась :))
вроде всё так, да только сколько уж переговорено про всё это...
Учитывая, сколько художников до сих пор рисуют скетчи до предоплаты, то повторять такую информацию надо и почаще. Новичкам тоже будет полезно.
"Я не нашел новой ниши для развития". Зачем тогда вам деньги, Киса, у вас ведь нет никакой фантазии.
😄))) [+]✓
+++
Слова правильные. Только причем тут Россия? В каждой стране те же самые проблемы.
Я бы подняла отдельно тему некоммерческих арт-проектов, потому что некоторые из них такие "некоммерческие", что уши отваливаются от количества навешанной на них лапши. Не далее как вчера слушала охренительную историю, как НЕКОММЕРЧЕСКИЙ артбучок напечатали тысячными тиражами даже не уведомив художников участников (которые думали что это самиздатский междусобойчик ради книжки на полке), а потом начали банчить в гик-магазинах. Часть художников получила авторский экз с царского плеча, часть пошли на хутор бабочек ловить причем в атрибутировании промо постов их имена были преданы забвению ибо что такое АП для простого русского наебизнеса? Звук пустой. Самое смешное что организовывала эту чудо-делюгу... (пам-пам) ХУДОЖНИЦА.
Обожаю цеховую солидарность.
К слову сама пару лет уже занимаюсь подобными проектами стараясь никого не обмануть и не обидеть ибо... это же коллеги блин, но вижу что творится вокруг и каков уровень отношения к иллюстраторам и глаза на лоб лезут. Каждый норовит на*бать и проехаться.
➡️ некоммерческие арт-проекты можно делать только те, где организатор - ТЫ САМ... в остальных случаях - печальная стаСИсьтика гласИт про одно́ сплошное наиб∆лово 😎