Коммерческая иллюстрация  в России не «про деньги»

Художник-иллюстратор Евгений Тонконгий поднял живпотрепещущую тему о ситуации рынка иллюстраций в России. Со всеми ли тезисами вы согласны?
 

Коммерческая иллюстрация  в России не «про деньги» в крупном и приятном смысле этого выражения. 

Коллеги по Цеху ушли в преподавание, дизайн, анимацию, живопись. 

Я не нашел новой ниши для развития. Конечно, в свободное от работы время режу гравюры (но это было давно), мажу краской (редко) и придумываю комиксы (воображаемые). 

Работаю именно коммерческим иллюстратором. Фриланс. Путь долгий и не самый простой. 

В процессе которого накопилось много опыта и экспертизы. Многих людей приходящих в профессию или желающих стать иллюстратором манит независимость и возможность зарабатывать не выходя из дома (сидя под пальмой). 

Зарабатывать можно, но есть нюансы и приметы.

Вот некоторые из них. 

 

РАБОТА ЗА РЕСПЕКТ. 

 

Попадается начинающим иллюстраторам. 

В современном мире случай скорее экзотический (но это не точно).

«У вас в портфолио будет работа, 

её увидят и оценят миллиарды наших клиентов» - говорит заказчик.

Это обесценивание времени автора и хамство. 

Любой труд должен быть оплачиваем. 

Даже в социальном секторе и в благотворительных 

проектах работа художника оплачивается если это ЗАКАЗ. 

Никакая работа для портфолио этого не оправдывает.

 

ЭСКИЗЫ «ЗАБЕСПЛАТНО». 

 

Более распространенное явление, чем просто работа без оплаты. Надеюсь вымирающее.

«Нарисуйте нам, а мы посмотрим и решим» — примерно такой посыл.

Рассчитана на голодного иллюстратора, который готов рисовать за еду и полон веры в чудо.

Но чудо часто не происходит. К сожалению. Sometimes you eat the bear and sometimes the bear, well, he eats you. 

Идея так же важна как и результат. А эскиз это идея. 

Даже если это просто композиционное решение. 

Часто на эскизы уходит половина от времени работы над заказом. 

Если заказчик не уверен в результате, то это не значит, что размышления иллюстратора на тему заказа должны быть бесплатны.

Адекватно, когда, при необходимости, эскизы оцениваются и оплачиваются отдельно от финальной иллюстрации.

В конце концов по готовой идее и эскизам может спокойно работать другой автор.

Очень хорошо лечится предоплатой. 

 

РАБОТА «ЗА КОПЕЙКИ».

 

Моя любимая примета. 

Понимаю, что иногда нужно браться за любую работу. Бывают сложные времена.

Но вот моя примета  —  чем меньше готов платить заказчик, тем больше гемор.

По моему опыту исключения крайне редки.

Стоимость такой иллюстрации ниже прайса художника 

и ниже условной «среднерыночной» оплаты схожей услуги. 

Ты думаешь: «Как раз есть время и даже такая сумма мне сейчас не помешает. 

Меня похвалили, ребята вроде хорошие. Почему бы и нет?» 

Обычно это начало большой и изматывающей истории. 

Признаки могут быть такие:

1. Заказчик сообщает, что он очень хороший и ему нравятся ваши работы. Но вот незадача: бюджет на иллюстрацию (дизайн, рекламу)  совсем маленький. «Ну и вам порисовать не сложно для хорошего проекта?» 

2. Заказчик говорит, что для вашего портфолио это очень удачный заказ.

3. Горящие дедлайны. Денег мало, но нужно срочно. 

4. Тех задание отсутствует или очень размытое. 

5. Нужно много общаться с заказчиком чтобы заказчик понял, чего же он в итоге хочет. 

6. Некоторые не воспринимают эскизы и могут оценить только финал. Ну тогда рисуем много финалов за деньги) 

7. Даже если утвержден эскиз, потребуются бесконечные правки, придирки, смена концепции.

8. Коллегиальное обсуждение эскизов и финальной иллюстрации со стороны заказчика . «Мы посовещались и коллегам кажется, что …» 

В итоге обреченно все это делаешь, чтобы довести до конца проект и получить оплату.

Но и это иногда не просто, потому что а) постоплата б) договора нет в) заказчик не доволен результатом и вообще не хочет платить. 

Сценарии и ситуации бывают разные, но суть одна - гемор. 

Чтобы не попадать в такие ситуации нужно знать сколько стоит та или иная работа на рынке. Хотя бы ориентировочно.

Понимать сколько сколько стоит час твоей работы.   

И не опускаться ниже разумных пределов.

Есть и обратная примета, позитивная  — чем выше бюджет на работу тем больше заказчик доверяет исполнителю.

 

СКИДКА НА ОПТ

 

Заказчик предлагает снизить стоимость на одну иллюстрацию,

по причине того, что иллюстраций будет много. Типа скидки на оптовую закупку товара.

Только вот какое дело: у художника нет склада на котором лежит готовый товар. Создание иллюстрации это услуга.

Измеряется она потраченным на создание работы временем. «Человекочасы» — термин не мной придуман, но очень точный.

И если работы становится больше в количественном отношении, то это не означает что время иллюстратора должно стать дешевле.

Часто это вопрос терминологии. На самом деле заказчик говорит о том, что у него есть ограниченный бюджет в который нужно вписаться.

Если речь не о трех иллюстрациях, а, допустим, о нескольких десятках, то можно подойти системно и найти решения, например оптимизировать стилистические решения для ускорения работы. Пойти на компромис сделав небольшую скидку если бюджет в целом устраивает. 

 

РОДНЫЕ и ЗНАКОМЫЕ КРОЛИКА

 

Просьбы «помочь» и запросы типа «Нарисуй мне барашка...». 

Обычно от хороших друзей, родственников, знакомых и приятелей. 

От тех, кто далек от дизайна и иллюстрации и работает в другой сфере. 

Некоторым людям кажется, что художнику просто «по приколу» рисовать и много свободного времени.

Друзьям/приятелям неудобно отказать и тем более назвать полную стоимость работы. 

Даже просто сказать что «картинка» или «логотип» это «работа» и она стоит «денег» бывает неудобно. 

Думаешь: «Ну и что что есть другие проекты в работе? Сделаю быстро и круто.»

Когда чувствую что приятельский проект пошел по сценарию «работа за копейки», 

то отказываюсь даже если уже много сделал без оплаты.

Важнее сохранить отношения, чем мучаться дальше и завязнуть в болоте окончательно.

Лучше быть честным и называть полную стоимость работы. И уметь говорить «нет» вовремя.

Друзьям рисовать безвозмездно и по собственному желанию, а не по запросу. 

 

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ. 

 

Тут все зависит от интереса и времени. Большой пользы и продвижения ждать на всякий случай не стоит. 

Зато можно получить удовольствие, если тема интересная, хорошая компания и есть немного времени. 

Рисовать в таких случаях можно дико и свободно, без оглядки на чужое мнение, пробовать новые техники. 

И в портфолио можно пригодится) 

Сталкивались с такими вещами?

Лайк если лайк. 

Про что еще написать?

https://www.facebook.com/tonkonogy/posts/10225979140974467

Комментарии31
avatar

Вот ещё на эту тему, только короче и точнее:

https://illustrators.ru/posts/ne-zaplatyat-yumor

30 Сентябрь 2021, 19:19
avatar

Ситуация уже не трепещущая, перестала уже трепыхаться, оттрепыхалась сердешная.... Покойся с миром.

1 Октябрь 2021, 01:25
avatar

"Коммерческая иллюстрация в России не «про деньги» в крупном и приятном смысле этого выражения"...Хм,по моему как раз про деньги,про то,как не лохонуться перед заказчиком и не упасть мордой в грязь перед коллегами:)) Ничего нового не услышала. Чувак озабочен(как и все мы)это вполне понятно и объяснимо.Но это не значит,что так живут и работают все коммерческие иллюстраторы в России. Есть и такие,которых государство обеспечивает отдельным ,кабинетом ,зарплатой и пенсией(что не мало важно в жизни) и под пальмой они обычно загарают в то время,как многие пытаются заработать.

1 Октябрь 2021, 08:28
avatar

Да нормальная ситуация на рынке, чо так переживать? А все указанные тезисы из разряда тех с которыми сталкивается начинающий фрилансер, "детские болезни" комнатного художника, которые люди перерастают в первые несколько лет. И это "лайк если лайк" как раз и выдает молодого художника с еще не отвердевшими копытцами. Все хорошо будет, раз художник уже видит где разбросаны грабли, то, со временем, и обходить их научится. Но свою дозу граблей каждый должен получить, это обязательно))

1 Октябрь 2021, 09:27
avatar

Согласен с коллегами: статья - всего лишь картинка страха школьников перед реалиями жизни взрослых... (не ходите дети в "Африку" гулять) 😊

к счастью, лет через 5-10 приходит опыт:

🔸"троллей бояться - в ВЭБ не ходить"

🔸"не продавай жのпочасы по цене жのпоминут - обнищАешь"

😉

1 Октябрь 2021, 14:33
avatar

Ну, а вот так, по честному, отработав два десятка лет в коммерческой иллюстрации много вы, камрад Станислав, видели на этой стезе дипломированных художников, с дипломами отличными от британки? По моим вот наблюдениям - где то треть. Остальные все кто угодно, вот буквально на днях , арт лид - бывший агроном. Коммерческая иллюстрация.:) Я думаю, именно в этом месте , собака и порылась :))

1 Октябрь 2021, 19:03
avatar
STANiSLAFF
Александр Фомин
2

Ал.Фомин➡️ строго "по честноКУ" ... иначе нет смысла даже хлеборЕзку приоткрывать😉

🔸не 2 десятка, а 32г (следующим летом у меня будет "юбилей" первого комплекта издательских заказов - с цифрой боевого ста́жа 33) ...

🔸 предлагаю гля́нуть с другого ракурса: нах-пОх по какой причине покупают Арт у других авторов, ибо, если на этом цЫклицца, то неизбежно впадёшь в ядовитую зависть 😉 надёжнее - понимать, при каком "раскла́де" и по каким причинам покупают/непокупают Арт лично (у тебя)

🔸если автор докара́бкался до "коммерческого уровня" - в Арте, как таково́м (--> ни только в иллЮхах), то можно положить болт на циклические периоды, когда на той, или другой Арт-поля́не цены па́дают под плинтус - никто же не нависАет над кАжным автором с калашОм, заставляя пахать за "ржа́вую полУшку", когда совсем рядом открываются десятки новых возможностей - достаточно лишь оглянУться, что бы разглядеть - ближа́йшую...

🔸если какие то из-ва (или отдельные зак-ки) оценивают труд проф.художников ниже труда курьеров пиццы, то это проблема "горе-предпринима́телей", а не авторов, т.к. (на вЫхлопе) - с такой явно не качественной продукцией они неизбежно вы́мрут

🔸какой смысл цепля́ться за "дыря́вую лоха́нку", управля́емую безумцами или некомпетентными "митрофа́нушками"-?!

🔸лайфхак от "капитана Очевидность": ищи в компаньёны людей крепких, цЭльных, проф.пригодных - с которыми ты "на одной волне́" - и всё неминуемо наладится 😉

1 Октябрь 2021, 23:29
avatar

Извините, камрад, по себе считал, но забыл сделать поправку на 90 -е. :) Со всем вышеизложенным согласен, но я о другом. О кризисе художественного образования. Точнее даже не так. О шорах и не пластичности навязанных этим самым образованием. Неумении выживать в условиях многозадачности. Ведь это установка, когда профессиональный художник оценивает свой труд на уровне "спасиба" и работает за зарплату "подай-принеси". И кто то ее, эту самую установку, повесил. "Я не нашел новой ниши для развития. " (с) Вселенская печаль. А вот тот же самый бывший агроном пробился и приспособился и рисует коммерчески востребованный арт на позиции ведущего специалиста. И других контролирует, что важно. Вот у меня такое очучение, что принцип "не плачь, не бойся, не проси" работает повсеместно. :)

2 Октябрь 2021, 07:53
avatar
Елена Атаева
Александр Фомин
1

тоже так думаю... слишком много непрофессиональных и, как бы помягче выразиться, не слишком одарённых "художников иллюстраторов" на рынке труда...

вот тут всё и зарыто, и порылись тоже тут))

2 Октябрь 2021, 05:19
avatar
Александр Фоминpro
Елена Атаева
0

На завод? :)

2 Октябрь 2021, 07:58
avatar
STANiSLAFF
Александр Фомин
3

...

➡️ – вот ключевая фраза: образование (прямо начиная с банальной десятилетки) – не даёт главного -> "Умения выживать в условиях многозадачности" 😎 если по факту (в мои скромные 52) я вижу, что за всё это время из школьного багажа "мозго-пургЕна" - в жизни пригодилось от силы 5%... а всё прочее пустопорОжнее "грузИлово" можно было "пробежать" факультативно ... что бы просто знать, что есть те или иные (вероятно полезные) знания, события, явления и подробнее - можно найти в "тако́й-то книжке", на флЭшке, или в ВЭБ (пока его не отрубИли) ...

а "остальные" полезные 95% времени и сил - следует посвятить тому́, что

РЕАЛЬНО даёт человеку выжить при любых "шторма́х" 😉

и тогда - уже в возрасте 16-18 лет человек будет полноценно готов к автономной жизни.

🎇 и ещё - ПО ФАКТУ, если присмотреться внимательно, кроме хьюдОжнегов, не умеющих рисовать - на рынке труда ничуть не меньше докторов, не умеющих лечить, учителей не умеющих учить, нашАльников, не умеющих руководить, и прочих недо-"ПROфи" ...😜 кто виноват-? чО делать-? кому мЫрды бить-?

2 Октябрь 2021, 09:54
avatar

Как показывает опыт британки, умение рисовать в деле коммерческой иллюстрации не главное. Было бы желание :) Опять же явно выраженный курс на инфантильного потребителя с низким уровнем интеллекта.

2 Октябрь 2021, 10:43
avatar
STANiSLAFF
Александр Фомин
2

Ал.Фомин➡️ --- а вот тут то (судя по за́паху) мы опять приблизились к тому месту, где ещё одна собачка "загрунтОвана" 😉 т.к. ровно в 91м году, когда весь "сов.арт" в медиа пространстве - рухнул в свой алый аццкий тартар, то - более менее смышлёные клиенты (на тот момент) ещё могли объяснить, что они понимали под термином "коммерческая иллЮха", (Арт, реклама и тыдЫ): это круто и БロмБИчecки виртуо́зно захренЯченный графОн с явными признаками –> haй-проф.-лЭвел-флэ́ш-ROяЛь, который с первой же секунды опознает, как таково́й - и профЭссор, и (условный) грузчик... и, непокобелИмо (всей толпой) рИнуцца это покупать 💲🔥💲

Сегодня под термином "коммерческий Арт", (иллЮха и тэдэ) - у клиентов в голове уже невразумительная каша, т.к. вУмные эффективные манАгеры (в том числе из Б. Академии) планомерно выращивают быдлОту, которая в ближайшем "светлом" будущем - будет смотреть на пустой чёрный квадрат своего "гаджета", и повинуясь голосу в голове, будет обливАцца слезАми-соплЯми от нестерпимого счастья, что видит там межу пога́сшими пикселями запредельно ахренеПУпельный объект космически глубокого искусства...

2 Октябрь 2021, 17:19
avatar

Не, "быдло" это название конкретного этноса в царстве Польском. :)

2 Октябрь 2021, 21:54
avatar
STANiSLAFF
Александр Фомин
1

😄 ... а - и пёс с ними... как говорится, выбрать нужное (на свой вкус) и подчеркнуть стро́чку - из широкого списка высокохудожественных спЭшл-дизАнерских трёх-этажных конструкций под грифом:

"Бога́т Могу́чим Русский Языка́" 😉

2 Октябрь 2021, 22:12
avatar

Угу. Кстати, судя по их местечковым исследованиям, дети вернувшихся на историческую родину из СССР, "глупее" родителей. Есть над чем подумать :).

3 Октябрь 2021, 10:20
avatar
STANiSLAFF
Александр Фомин
2

есть такое - заметил сам на реальных примерах 🤪

... и тут всё, как обычно 😊 вопрос в том же образовании, т.к. –> цифровым фeoдaлaм - нужны холопы достаточно дрессированные, что бы дра́ить дворцы, выращивать огурцы, жать на кнопки, менять электро-пробки ... и тэдэ... но не достаточно сообразительные, чтоб не догадались, как пaЧИкaть всех упырей - оптом и аднавремЁнно, пока зомби-яныЧАры дрыхнут в казАрмах🔫 😎⚔️

3 Октябрь 2021, 17:40
avatar
Виктория Вагнерpro
Александр Фомин
0

"какие то из-ва (или отдельные зак-ки) оценивают труд проф.художников ниже труда курьеров пиццы, то это проблема "горе-предпринима́телей", а не авторов, т.к. (на вЫхлопе) - с такой явно не качественной продукцией они неизбежно вы́мрут"

Вам надо коучинг для предпринимателей по этой теме проводить.. тогда может они перестанут жадничать на развитие собственного бизнеса. Проблема в том что нынче среди предпринимателей одни романтики и ни одного рационалиста прогматика.

8 Октябрь 2021, 16:44
avatar
STANiSLAFF
Виктория Вагнер
1

Виктория В. 😊 DāNke ШÖN-! ...für die netten Worte)))

🔸т.к. опыт работы "с той стороны стола́" у меня есть (успешно быва́л арт.дИром в из-ве и арт.студии), то, при желании, в вэб-дива́нные LēhRER-ы тоже могу зако́нно подАцца 😉

... но, увы, если трезво глянуть на расклад "картИшек на столе", то – прочные шансы планомерно улучшать свои "боевые позиции" – есть только у "считанных единиц", у отдельных "счастливчиков"

😎

а – общая "картина" ни только останется - печа́льной, но и будет неизбежно "зава́ливаться в яму", по этому, тем, кто ещё как то держится на плаву́, рекомендую "не щёлкать шнОбелем", и срочно использовать все доступные ресурсы, сообра́зные для самого "суро́вого времени" –––––––––––––––––

⏳🗝️⏳

9 Октябрь 2021, 12:29
avatar

"DāNke ШÖN-! ...für die netten Worte)" gerne:)

Про картишки могу лишь добавить, почему-то всë больше пассивных и немотивированных предпринимателей, не понятно почему им кажется разумным жить одним днем. В чем выгода? Про художников, не мне пока давать кому-то советы, так как сама развиваюсь и даже не знаю когда скажу себе стоп. Но мне кажется никому развитие не мешает, тем более что технологии шагают вперед и появляются новые техники рисования, которые хотим мы этого или нет возводятся в тренд. Можно быть патриотом и консерватором выбранного когда-то стиля.. но за свой счет?.. не знаю на сколько это имеет смысл .. может только если это побочный заработок или хобби.. иначе не выжить

10 Октябрь 2021, 04:49
avatar
STANiSLAFF
Виктория Вагнер
0

Виктория В. ➡️ с причинами появления горе-предпринимателей (в том числе - "какбэ заказчегоф" арта) как раз таки – всё предельно понятно и прозрачно: абсолютно случайные чувачкИ, имея остатки каких-то былЫх финансов (которые скоро сгорят) - ню́хом чу́ют, что в "экoсфЕpe" уже явственно запахло палёным и по тому пытаются любыми путями спасти хоть что-то... даже, участвуя в "арт πИзнесах", в которых вааще не разбираются, т.к. остальные возможности, где есть шансы занять позицию {фeoдĀл [vs] xoлōп} - уже все "сладкие" места́ давно заняты "крокодилами" покрупнее...

––––––––––––––––––––––––––––––––––

🔸Пример: в строительстве, где можно набирать неквалифицированных и "копеешных" гaстapбāйтеpoв, готовых жить в вагончиках на стройке - в таком "πИзнесе" на позицию нью-фeoдāлa давно-давнЫм никого (новенького) не пустит махро́вая матёрая мÅFiя...

––––––––––––––––––––––––––––––––––

🔸а вот в арт-пространство в ВЭБе - до сих пор можно "зайти с улицы" - в пушы́стых тапочках и купить "вагон" копЕешных xoлōпoв за те самые "магические" 300₽ за paб•день 😎 при этом, из-за качества Арта (как и - архитектуры) всё, сделанное неквалифицированными xoлōпaми - (во всех πИзнесах) обречено́ на неизбежный крах... – именно по этому "нью-πизнэсюкИ" живут "одним днём", т.к. прекрасно знают, что при таком "раскла́де карти́шэк" - ЗАВТРАШНЕГО дня у них НЕТ...

––––––––––––––––––––––––––––––––––

🔸но и у xoлōпoв всё не вЕсело, т.к. уже сегодня в "эти ряды́" вливаются всё новые то́лпы тех, кто ещё "вчера" были крепким "cpeдним клacсом" ...

и, как дружно предсказывают "диванные икспЕрды", завтра "cpeдний клacс" исчезнет чуть более, чем полностью ... + (по незы́блемой логике событий - причин и следствий)- с дēнюшкaми (во всех ранее передовых стра́нах) произойдёт та же шня́га, что и со сбepкнижкaми (в стpaнe дypaкoв) - начала 90х...

и, в какой-то момент, пpoдyктóвыe кapтoчки и 100гр. хлеба в день на 1го xoлōпа - будут считаться ещё очень "прекрасными условиями жизни", по сравнению с теми территориями, где и этого не будет...

––––––––––––––––––––––––––––––––––

🔸вполне́ возможно, что "диванные икспЕрды" дружно объелись глЮчных гpибōчикаф, но, если нагря́нет хотя-бы 50% той "красоты́", чево́ (там-сям) озвучено, то, как говорится, -

пото́м не канЮчьте, что никто не предупредил о пришествии незабываемой "Б€ль эпОхи"

––––––––––––––––– ⏳🗝️⏳

10 Октябрь 2021, 15:49
avatar

вроде всё так, да только сколько уж переговорено про всё это...

1 Октябрь 2021, 23:27
avatar

Учитывая, сколько художников до сих пор рисуют скетчи до предоплаты, то повторять такую информацию надо и почаще. Новичкам тоже будет полезно.

2 Октябрь 2021, 13:31
avatar

"Я не нашел новой ниши для развития". Зачем тогда вам деньги, Киса, у вас ведь нет никакой фантазии.

6 Октябрь 2021, 00:29
avatar
STANiSLAFF
≧(◕ ‿‿ ◕)≦
1

😄))) [+]✓

6 Октябрь 2021, 14:02
avatar

Слова правильные. Только причем тут Россия? В каждой стране те же самые проблемы.

11 Октябрь 2021, 12:29
avatar

Я бы подняла отдельно тему некоммерческих арт-проектов, потому что некоторые из них такие "некоммерческие", что уши отваливаются от количества навешанной на них лапши. Не далее как вчера слушала охренительную историю, как НЕКОММЕРЧЕСКИЙ артбучок напечатали тысячными тиражами даже не уведомив художников участников (которые думали что это самиздатский междусобойчик ради книжки на полке), а потом начали банчить в гик-магазинах. Часть художников получила авторский экз с царского плеча, часть пошли на хутор бабочек ловить причем в атрибутировании промо постов их имена были преданы забвению ибо что такое АП для простого русского наебизнеса? Звук пустой. Самое смешное что организовывала эту чудо-делюгу... (пам-пам) ХУДОЖНИЦА.

Обожаю цеховую солидарность.

К слову сама пару лет уже занимаюсь подобными проектами стараясь никого не обмануть и не обидеть ибо... это же коллеги блин, но вижу что творится вокруг и каков уровень отношения к иллюстраторам и глаза на лоб лезут. Каждый норовит на*бать и проехаться.

13 Октябрь 2021, 10:49
avatar
STANiSLAFF
Мила Лосенко
0

➡️ некоммерческие арт-проекты можно делать только те, где организатор - ТЫ САМ... в остальных случаях - печальная стаСИсьтика гласИт про одно́ сплошное наиб∆лово 😎

13 Октябрь 2021, 12:54
avatar

так точно, просто как то от своих же такой подлянки не ждёшь такой явной (да, я наивная тётенька), а оказывается они первые в рядах на*бщиков, капиталисты мамкины.

13 Октябрь 2021, 14:43
avatar
STANiSLAFF
Мила Лосенко
0

😊 в савремЁнном мире, где кроме "мамкиных капиталистов" - колИЧчство сортов наиб∆льщиков в такой степени превышает число пальцев для загиба́ния (при математических вычислЕниях), что - даже 1 грамм доверия при любых социальных взаимодействиях... - ну, это ещё надо заработать (тяжкими усилиями неподъёмного труда) 😉

13 Октябрь 2021, 15:04