Издательство Клевер: внимание, опасность!
С разрешения коллеги Елены Булай, цитирую её публичный пост в фб.
Если здесь имеются иллюстраторы с подобным негативным опытом работы с данным издательством, найдитесь, пожалуйста!
Elena Bulay
На фоне бушующих событий, ситуация, о которой я хочу рассказать, куда менее, даже не знаю, значимая, но ее нужно рассказать, и этот момент сейчас. Информация, о которой я напишу может быть очень полезна и важна для иллюстраторов и не только. Сейчас будет очень много слов.
Если кратко:
28 января я сдала оригинал иллюстрации издательству Клевер Издательство Clever
Сегодня 10 июня, гонорар я до сих пор не получила.
С момента сдачи иллюстрации прошло почти 4,5 месяца или 133 календарных дня.
Если длинно:
Последние лет 6 я работаю фрилансером, за это время я сотрудничала с несколькими российскими издательствами и одним американским. Я ни в коем случае не хочу сейчас открывать охоту на ведьм, и выяснять, кто хороший, а кто плохой. Про рынок российской книжной иллюстрации можно говорить долго. У него хватает проблем: низкая оплата труда (значительно ниже, чем в других сферах иллюстрации), отсутствие роялти, неоплачиваемые тестовые, заключение договора только при сдаче уже готового проекта, отсутствие аванса, постоплата в течение 30-90 дней после сдачи проекта и т.д. Такое встречается часто. Но, повторюсь, за это время я работала с несколькими российскими издательствами, бывали косяки, неизбежные при рабочем процессе, но в целом все было ок. За 6 лет такая некрасивая ситуация случилась только с Клевером.
Конкретная ситуация с издательством Клевер:
В середине января мне написала арт директор Клевера и предложила поучаствовать в совместном проекте. Нужно было нарисовать только одну иллюстрацию для книги. Сумма гонорара очень небольшая - несколько тысяч рублей.
Я утвердила эскиз, и 28 января сдала оригинал. Я отправила все необходимые документы (паспорт, ИНН, СНИЛС, реквизиты и заявление на имя бухгалтера Клевера о выплате гонорара) для договора. В переписке арт директор обещал, что выплата будет в феврале-марте, тогда же выйдет и книга, и мне пришлют авторские.
Закономерный вопрос: договор есть? Ответ: нет. Несмотря на то, что я выслала документы для его подписания, на руки я его не получила. И это мой серьезный косяк.
Прошли февраль и март, 5 апреля я написала с вопросом по гонорару.
Мне ответили, что мой договор стоит в очереди на оплату и попросили не волноваться.
27 мая я написала еще раз с вопросом, что происходит. На тот момент прошло 4 месяца со сдачи картинки. Передо мной извинились за задержку и сказали, что она вызвана рядом причин, пообещали, что все выплаты по моему проекту закроются 30 мая.
Утром 6 июня я отправляю очередное письмо, но мне ничего не ответили.
Утром 7 июня я пишу еще раз, и говорю в письме, что считаю своим долгом предупредить коллег, что работать с издательством чревато.
Через 10 минут мне отвечает арт директор с извинениями, и говорит, что, к сожалению, от нее ничего не зависит, оплату задерживают, и когда она будет неизвестно.
Привожу текст письма:
“Елена, добрый день!
Оплату задерживают по независящим от меня причинам.
Мне обещали провести оплату 30го, но увы, денег пока нет.
Я сама жду информации по оплатам и переживаю за каждый договор, а их в проекте 50.
У нас не самая долгая оплата среди издательств.
Оплата в течение 60 банковских – обычная практика для всех.
Но это, конечно, нас не оправдывает в данном случае и я приношу свои извинения,
мне самой очень неприятно, что так вышло, но пока я ничего не могу сделать(
Очень надеюсь, что мы решим эту проблему в скором времени.”
До этого я работала с Клевером над двумя проектами: карты для гида по Москве в 2015 г. и игра “50 великих ученых” в 2017 г. К сожалению, я довольно безалаберно веду свои финансовые дела. У меня нет таблиц с точными датами выплат и пр. Вчера я решила поднять свою предыдущую переписку, потому что не помнила, как все было в те разы. Про ученых я ничего не нашла, а в 2015 году мне тоже задерживали гонорар. Задержка составила чуть больше месяца после окончания срока выплаты по договору. Привожу ответ дизайнера, с кем я работала на тот момент:
“Елена, здравствуйте!
Простите пожалуйста, такая ситуация действительно имеет место быть: сейчас мы, к сожалению, немного задерживаем оплату всем внештатникам.
Вы стоите с списке по оплате в первых рядах, и как только физически у издательства будут денежки, мы Вам перечислим!
Это всё зависит не от нас, редакции, а от шефа…
Надеюсь на Ваше понимание, у всех сейчас трудности с финансами…
Как только ситуация прояснится, я обязательно Вам напишу!”
С этим дизайнером у нас потом сложились не близкие, но приятельские отношения, мы общались по каким-то другим, не рабочим вопросам. Некоторое время назад дизайнер ушла из Клевера. И вчера я написала ей, спросив мнение об этой ситуации. Она написала, что хочет воздержаться от комментариев, потому что поступить иначе на ее взгляд было бы неправильно.
В пятницу 7 июня я написала о сложившейся ситуации в сториз в инстаграме. И неожиданно мне ответили 5 человек с моего же проекта. Один из них получил гонорар через 3,5 месяца, остальные в такой же ситуации, как и я, ждут.
Но что еще важнее, мне написало 9 человек со своими личными историями или историями своих друзей, все они были о разной длительности задержках в выплате гонораров - от маленьких до длиною в год. При этом самое часто используемое слово было - “суд”. Во многих случаях именно после этого волшебного слова, издательство оплачивало гонорар.
К сожалению, не все написавшие готовы поделиться своими историями. Это происходит по разным причинам. Но вот истории трех человек, которые готовы выложить их в открытый доступ. Двое иллюстраторов называют свои имена, один попросил остаться анонимным. Публикуются все они с согласия авторов.
-----------------------------------------------------
“В моем договоре было написано о выплате «в течение 60 календарных дней», акт сдачи-приемки произведения был подписан 26.06.17. По истечению срока выплаты, в начале сентября, я написала письмо с вопросом. Мне ответили, что выплатят гонорар 24.09.17. На месяц позже, чем в подписанном договоре. О том, что это обычная ситуация для работающих с издательством иллюстраторов, имеющая массовый характер, я не знала вплоть до нынешней ситуации с Леной. В итоге, по официальному договору, заработанные деньги я получила через один месяц и пять дней – 29.09.17. Важно понимать, что любая даже минимальная задержка в выплатах не является нормой, а когда такое отношение работодателя к нам становится чем-то привычным и обыденным, молчать не стоит. “
Эллис Мугафарова
-----------------------------------------------------
“Около года назад мне предложили сделать книгу для клевера, после двух-трёх пробных картинок (не оплачиваемых потому что пробные), предложили другой проект- карточки для настольной игры, концепция все время менялась и было тоже несколько пробных иллюстраций, с постоянным комментарием надо ещё милее, глаза больше, И так далее.
Когда я нарисовала половину, проект резко закрыли, редактора уволили и мне обещали заплатить за нарисованные иллюстрации 6 т р (за 3 недели работы). По прошествии нескольких месяцев вежливых напоминаний я стала писать немного жёстче, и через пол года вежливо пригрозила публикацией всей истории с указанием издательства и лично Лилу. Она меня сразу обвинила в мелочности, но на следующий день перевели деньги.”
Варвара Гранкова
----------------------------------------------------
“История с клевером произошла два года назад. По поводу самой книги и текста в ней тоже, конечно много вопросов, но это был мой первый заказ на книгу, от настоящего издательства, я только начинала что-то рисовать, чувствовала себя неуверенно, да и не очень понимала как хочу рисовать в целом, тогда я просто бесконечно обрадовалась. Заказ был на книгу и карточки с заданиями, картинки сдала в июне. В конце ноября оплаты ещё не было, хотя книги уже продавались. Сначала даже подумала, может это какие-то мошенники, под видом известного российского издательства:))) В общем, я несколько раз связывалась с девушкой, которая вела этот проект и с арт директором, все обещали с переносом то на неделю, то конец месяца, и так в течении месяцев трёх наверное. Потом, они мне написали и снова, предложили сделать две книги с загадками, но так как оплаты за прошлые две книги ещё не было, я отказалась. С точки зрения договора, который как я понимаю у них стандартный, прописаны издержки за сроки сдачи и прочее, а оплата должна была быть в течении двух банковских месяца. В итоге в начале декабря, по совету девушки иллюстратора я написала сообщение «добрый день, если оплата не поступит через неделю, я буду вынуждена обратится в суд» в течении недели заплатили за первый проект и через неделю за второй. авторские экземпляры мне кстати так и не выслали. С клевером я больше не работала и работать не будут точно. Дело не в сумме, она была незначительная, а в самоуважении и профессионализме.”
Анонимно
—————————————-
В сложившейся ситуации есть две проблемы:
1. Недобросовестность издательства и нарушение им рабочей этики.
Почему это происходит, я не знаю. Возможно Клевер постоянно находится в финансовой дыре. Или же, что еще грустнее, это нормальная политика издательства. На сайте Клевера лежит статья из Форбса об основателе издательства - https://www.clever-media.ru/blog/forbes/ Первоисточник: https://www.forbes.ru/…/361883-vzrastil-klever-vyhodec-iz-a…
Вот выдержки из этой статьи: “По итогам 2017-го выручка детского издательства составила 750 млн рублей”, “С сентября 2018 года планируется начать продажи книг в США и Канаде.”
В 2018 году Клевер открыл офис в Нью-Йорке, работая теперь не только на русский, но и на американский рынок.
2. Вторая проблема. которая мне кажется чуть ли не главнее - это молчание. Молчание со стороны иллюстраторов. Как оказалось, в узких кругах ходят слухи о недобросовестности Клевера, и многие не советуют с ним работать. Но сказать это в открытую большинство не хочет или боится. Причины одинаковые: нежелание ругаться с издательством, боязнь, что больше никуда не позовут рисовать, неуверенность в своих правах. При этом очень многие, сталкиваясь с такой ситуацией впервые, идут на встречу издательству, считая, что действительно со всеми бывает, а тут такое крупное издательство, наверное это единичный случай. Но нет, к сожалению, таких случаев много, и думаю очень многие остаются неизвестными.
Какова цель этого поста?
Я долго сомневалась, писать это все или нет. С одной стороны кажется, что это overreacting, устраивать такой бум из-за гонорара в несколько тысяч рублей. Но я выполнила свои обязательства перед издательством, а издательство передо мной нет. Любая работа должна быть оплачена. Тем более, что кто-то может потратить месяц, два-три своего рабочего времени на большой проект, а потом месяцами выбивать деньги. И такие прецеденты уже были.
Поэтому моя главная цель - предупредить иллюстраторов о такой ситуации, сделать это общеизвестным. Чтобы иллюстраторы имели возможность взвесить риски перед тем, как начинать работать с Клевером. И если по тем или иным причинам, решаются на такое сотрудничество, защищали свои права. Я буду рада, если эта информация окажется полезной, и кто-то задумается, и откажется работать с таким недобросовестным заказчиком.
Вторая цель: мне все же хочется получить публичное объяснение от издательства Клевер Издательство Clever Почему случаев задержки выплат внештатникам так много? Это нормальная практика издательства? Вы считаете, что так вести бизнес этично?
P/S/
Я прикладываю принтскрины переписки 2015 и 2019 г. Я закрасила имена конкретных людей, оставив только общий адрес издательства + прикладываю тексты от трех иллюстраторов (два подписанных и один анонимный).
P/S/S
Иллюстраторы, если у вас есть свои собственные истории такого негативного сотрудничества, напишите о них. Что-то поменять мы сможем только, если будем озвучивать проблемы, а не замалчивать их. Возможно это касается не только художников, но и других внештатников, работающих с Клевером. Пожалуйста, не молчите об этом.
UPD Дополнила пост публикацией Клевера в инстаграме, оказывается они анонсировали эту книжку несколько дней назад. И на обложке стоит моя иллюстрация
https://www.instagram.com/p/BydTNdLIjia/?igshid=ekynpo8i1jkw
спасибо за информацию
Ого.. была о них лучшего мнения. Спасибо за информацию
Кстати, по поводу оплаты через 60-90 банковских дней, якобы это нормальная практика для издательств. Я со многими издательствами работала, не помню чтобы я так долго ожидала гонорара. Раньше Феникс платили через 1,5 месяца, но потом стали оплачивать гораздо быстрее. А уж когда книга во всю продается, а иллюстратор без оплаты, это вообще за гранью. Сохраню этот пост, вдруг придется с Клевером столкнуться
пост о глупости и наивности иллюстраторов.о нас скоро анекдоты сочинять будут:) не,ну как так можно,дорогие наши?отдала оригинал без договора и предоплаты:)) сайту больше 10 лет.Тут есть информация почти обо всём.Заходите почаще в Сообщество и читайте посты,собирайте информацию прежде чем сотрудничать с издательствами,чтобы потом не выглядеть дураками и дурами в глазах тех же судей и адвокатов,которые вас защищать будут.Консультируйтесь с юристами и другими иллюстраторами.Шевелите извилинами.Это не опасность.Это расплата за собственную глупость и наивность.И я понимаю,почему многие помалкивают.
Не споря с тезисом о наивности некоторых иллюстраторов, замечу, что ссылка на то, что в Сообществе есть всё - это такоэ (с) Найти что-то в Сообществе - это сидеть и листать сотни страниц, заполненных чёрти чем, не зная даже - есть там дальше что-то дельное или нет.
Спасибо за информацию! Вы совершенно правильно сделали, что опубликовали эту информацию! Потенциальные грабли лучше опознавать До того как на них наступишь.
Спасибо за информацию.
В который раз, если у издательства проблемы (или "проблемы"), то не платят кому? правильно, иллюстраторам. Чего-то не пытаются перестать платить аренду, и проч.
И даже если все. кто прочитал информацию тут и в фб, не будут работать с Клевером, то всё равно найдется необходимое количество тех, кого снова кинут вышеописанным образом.
А Клевер опять откроет какой-нить новый офис
Я слышала похожее от переводчиков и редакторов
Интересно, каким надо быть иллюстратором, чтобы требовать от издательства деньги вперёд, и они(издательство) при этом тоже считали бы это единственно возможным?
а по мне, так фрилансеру нужно выстраивать свои отношения с работодателем только так: аванс и полная оплата перед отдачей оригиналов, или оплата частями при частичной же сдаче работы.
и чтобы такая практика стала нормой, её должны соблюдать все желающие порисовать...
но только это нереально, поскольку многие откровения о набитых шишках начинаются похожими словами:
"По поводу самой книги и текста в ней тоже, конечно много вопросов, но это был мой первый заказ на книгу, от настоящего издательства, я только начинала что-то рисовать, чувствовала себя неуверенно, да и не очень понимала как хочу рисовать в целом, тогда я просто бесконечно обрадовалась."
С "Клевером" Олейников, например, работает. Неужели тоже по два месяца деньги ждет?
"каким надо быть иллюстратором, чтобы требовать от издательства деньги вперёд"
Не считаю себя великим иллюстратором, но деньги вперед. По крайней мере 50 процентов. Хайрезы после остатка. При чем тут скилл художника, если изд-во его выбрало само? Работать без оплаты и потом еще ждать по полгода пока деньги все же переведут? Короче, я не очень поняла вопрос.
Спасибо, что поделились информацией.
По ситуации - отвратительно. Обязательства должны исполняться в пределах договорных сроков. То, что они там в "Клевере" поют про обычную практику задержки выплат в других издательствах - не совсем соответствует истине. С трудом могу представить задержки выплат на два месяца и более. Подавляющее большинство платит в срок, прописанный в договоре. Конечно, накладки случаются, но крайне редко (из моей практики - пару раз задержали не более чем на две недели). И да - весьма стимулирует оплачивать работу в срок передача исходников ПОСЛЕ оплаты.
Ничего нового, к сожалению. Для разборок нужен договор и акт сдачи-приемки, для гарантии оплаты оригиналы нужно высылать после получения денег. Да, я тоже слышала, что Клевер художникам не платит и не парится.
Елена, совершенно с вами согласен-оригиналы только после окончательного расчёта. Тогда и разборок никаких не будет.
Жене спасибо за информацию. ЗАмечу.......какое было мнение о КЛевере у общества?Это что то культурное,воспитанное, прогрессивное и современное.Мещеряков и Клевер ,всегда упоминаются как что то....типа нормальное.Ну? Вроде бы не ...."социалистические держиморды"да?То то и оно.
Мещеряков-вполне адекватен. И предоплата, и окончательный расчёт во время, и договор.
Оригиналы иллюстраций были сданы до выплаты гонорара - в этом вся проблема.
Евгения, я принимала участие в том же проекте, что и автор поста. Могу поделиться впечатлениями (переписка сохранилась). Куда вам лучше написать? Я на вас в ИГ подписана, так что могу туда.
Спасибо! Буду знать!
Спасибо, как вы вовремя! начала рисовать для них тестовое...
Спасибо за информацию, очень полезла, моя копилка пополнилась еще одним издательством "с кукушечкой")
Уточняю. У Олейникова тоже были проблемы. Так что тем кто помельче лучше не настраиваться на скорые выплаты(((
спрашивается....ну и в чём же сила брат?Казалось бы....известный человек,мастер.....а издательству,на него облокотиться
Спасибо за пост,хорошо,что дали инфу об этом издательстве.
Но в голове все равно не укладывается, как люди начали работать без предоплаты и выслали исходники до полной оплаты? Издательство это или нет,с договором или без, но на таких условиях нельзя ж работать вроде. Главная проблема тут не в тех двух перечисленных автором поста(молчание и издательство),а в том что иллюстраторы вообще на эту работу согласились. А,ну и про тестовые неоплачиваемые. Это главным образом не тест на способности иллюстратора,а тест на заказчика-мудака. Нувыжзнаете.
вот ссылочка всем крутая,видос меньше 3-х минут. Если заказчик пишет про неоплачиваемое тестовое,просто кидаете ее ему в ответ
https://www.youtube.com/watch?v=I9UvmYZjc30&t=44s
Видео прям в точку!))))
Отличное видео, спасибо!
+
блиииин!!! Ну сколько раз уже говорилось НИКОГДА, вы слышите НИКОГДА не отдавайте готовую работу без оплаты.
Да , бывают случаи когда издательство не даёт аванс, но без окончательного расчёта они получают только демку, такой ужатый джипег.
Что за детский сад?
Я тоже с клевером попала пару лет назад! я тогда только начинала рисовать иллюстрации и конечно обрадовалась тому что такое крупное издательство предложило мне сотрудничество. мне обещали договор, но при этом арт директор сказала что проект очень срочный. Я отрисовала для них иллюстрации, постоянно показывала процесс рисования, на что мне всегда отвечали что все ок, продолжайте. в итоге когда я все сдала они начали кормить меня завтраками, то арт директор у них в отпуске, то сама дизайнер с которой я работала в отпуске, то еще что-то. Когда я написала уже более гневное письмо, мне было написано, что иллюстрации не подходят. Я спросила почему нельзя было это раньше сказать, зачем мне надо было отрисовывать иллюстрации которые не нравятся, на что получила короткий ответ что к сожалению так бывает)) Конечно никаких денег я не получила. Вообщем я знаю что сама тут виновата но все же не приятно что такое крупное издательство, да еще и детское, так себя ведет. больше с ними не связываюсь.
Козлы!
Ольга, очень жаль что так получилось. Не смотря на то что формально они отказались от работы, вы не видели, они использовали в итоге где-либо ваши иллюстрации?
Обновление: Елена Булай связалась с юристом издательства и потребовала договора и выплаты. Оба условия были выполнены в тот же день. Позиция издательства - публичного комментария от них не будет.
Выполнила один заказ, оплатили все и сразу после отправки сканов договоров