Интервью с редактором: Ксения Кудакова, издательство АСТ
Привет! На связи редакция блога и сегодняшней публикацией представляем новый тип материала: интервью с редактором издательства. А честь открыть эту рубрику выпала ведущему редактору молодежной редакции «Мейнстрим» Ксении Кудаковой. В шести несложных вопросах, вместе постарались раскрыть самые частые ситуации, с которыми сталкиваются иллюстраторы во взаимодействии с издательствами.
Примечание: в оформлении материала использованы фотографии Ксении с книгами, которые увидели свет под ее началом. Например, книга «Одна ночь в зимнем саду» Александра Полярного, первым тиражом вышла в количестве 25 000 экземпляров.
Ксения, расскажите немного о себе и о том, что вас вдохновило на то, чтобы стать редактором издательства: романтика образа профессии, любовь к чтению и книгам, их оформлению или, быть может, детские впечатления от рассматривания красочных иллюстраций?
Прежде всего, хочу поблагодарить за то, что затронули очень важную тему. Взаимодействие иллюстраторов и издателей имеет свою специфику, свои нюансы. Кстати, для своей первой серии я искала специалистов именно на вашем сайте – illustrators.ru.
Книги я любила с детства, но еще мне нравилось брать интервью – например, у своих плюшевых медведей, – поэтому в конце концов я поступила на журфак. И если бы мне лет 10 назад сказали, что я стану редактором в одном из крупнейших книжных издательств, я бы удивилась. Но в чем реальный парадокс — я всегда зачитывалась классикой, а работаю в редакции молодежной (современной) литературы. И попала в издательство случайно: переехала в Москву, пошла на собеседование… и оказалось, это именно то, к чему всегда лежала душа.
Как влияет иллюстрация на понимание читателем смысла, заключенного в книге?
Обложка — это лицо книги, по которому мы судим о том, что внутри. Она дает ответы на главные вопросы: о чем эта история, в каком жанре и настроении написана, на какую аудиторию рассчитана. Иллюстрация на обложке рисует нам некий сюжет, по которому мы понимаем, подходит нам это или нет.
Я бы не стала ограничивать роль иллюстрации в успехе книги: она не только отражает смысл, но и напрямую влияет на популярность и продажи. Причем речь не столько о замысловатости и сложности рисунков, сколько о точном попадании во вкусы аудитории, в их представления об этой книге. И еще речь об оригинальности и атмосферности иллюстраций – сегодня это особенно важно.
Мы не так давно разговаривали с Аней Десницкой о том, как она взаимодействует с автором книги при ее оформлении. А как все происходит, если редактор издательства сам ищет иллюстратора? В этом случае вы сами решаете, какой нужен стиль и где будет уместна та или иная картинка, да?
Допустим, мы разработали новую серию с иллюстрированным оформлением. Стиль подбираем сами, но исходя, конечно, из особенностей книги и популярных тенденций. Второй этап — ищем художника. Когда находим иллюстратора с приглянувшимся портфолио, присылаем ему ТЗ (техзадание), но не ограничиваем его собственную фантазию.
Я, например, считаю, что призыв ни на шаг не отходить от ТЗ на корню убивает свободу и креативный подход. Другое дело, что найти «думающих» профессионалов довольно сложно — которые предложат свой вариант, изменят/дополнят недостающими деталями картинку, нарисованную редактором. Нарисованную — это я образно, конечно. Хотя всякое бывало... :)
Всегда ли автор книги участвует в согласовании иллюстраций? Ведь тут важно, чтобы иллюстрация, помимо эстетической роли, еще и помогала продавать тираж, волновать читателя, поддерживая эмоциональность текста? Тут, на наш взгляд, редактор более компетентен.
По моему опыту, всегда. Само собой, авторам важно, что будет на обложке. Но предлагает дизайн, в основном, редактор, потому что действительно хорошо понимает специфику. И дальше работает по старой схеме, составление ТЗ — поиск иллюстратора — получение эскиза — согласование с автором и руководством редакции. Опять же, за все время моей работы в издательстве едва ли наберется пара случаев, где автор был категорически против оформления, предложенного редактором.
Подскажите, каким критериям должно соответствовать портфолио иллюстратора, чтобы вы обратили на него внимание? И есть ли волшебный алгоритм, по которому иллюстратор обязательно сможет заключить выгодный контракт с издательством?
Думаю, волшебного алгоритма для конкретной платформы нет – но можно заниматься собственным продвижением и идти в ногу со временем, это даст свои плоды.
Вообще я убеждена, что каждый иллюстратор способен найти своего клиента. Но если говорить о популярности, большой востребованности – здесь нужно понимать, что есть нишевый продукт, а есть массовый. И, например, иллюстрации для «Сказок о царе Салтане» будут отличаться от иллюстраций для фэнтези «Шестерки воронов» Ли Бардуго.
Большей популярностью будут пользоваться иллюстрации, соответствующие времени. Поэтому зарубежные иллюстраторы так популярны даже у российских издателей.
Распорядок дня у редактора тяжелый, да и не хотим слишком много времени у вас отнимать, поэтому последний вопрос: что вы от себя пожелаете нашим читателям и иллюстраторам сообщества?
Хочу пожелать оставаться верными себе, но никогда не забывать, где работа, а где — увлечение. К сожалению, очень редко получается совместить истинное, чистое искусство для души и хороший заработок. Если на данном этапе это не выходит — попробуйте актуализировать творчество, понаблюдать за последними тенденциями, усовершенствовать технику, освоить другой стиль. Тем более что иллюстрации востребованы не только в книжной индустрии. А для себя делать то, что нравится: вести блог с комиксами, рисовать маслом на холсте, да что угодно. Самое удивительное, что любимое увлечение чаще всего и приводит к настоящему успеху.
Это наше первое интервью с редактором издательства. В этом формате будем пробовать раскрывать нюансы взаимоотношений редакций с авторами и иллюстраторами; говорить о тех проблемах, которые часто остаются за кадром делового общения, но помогают и иллюстраторам, и издательствам повышать качество своей работы.
Как всегда, будем рады критике и вопросам от аудитории, чтобы делать материалы лучше раз за разом.
Замечательная тема!
Для успеха действительно главное -- своя колея! А для издательства прибыль, " модное" дурновкусие... Детишек жалко, за хорошие иллюстрации издательства платить не хотят:))) А из детишек вырастает обыватель с дурным вкусом. Сразу оговорюсь, работу на этом сайте не ищу:))) Нахожу здесь прекрасных авторов, со своим лицом в творчестве для виртуальной коллекции.
Тут хочется вступить за издательства :) Потому что стоимость хороших иллюстраций влияет на стоимость готовой продукции. Ведь книжная индустрия вынуждена подстраиваться под потребителя, чтобы выжить. Как и любая другая отрасль деятельности, к сожалению. Все измеряется прибылью, потому что у всех людей есть потребности, которые необходимо закрывать) Спасибо за ваше мнение, оно ценно, как и все остальные :)
"Большей популярностью будут пользоваться иллюстрации, соответствующие времени. Поэтому зарубежные иллюстраторы так популярны даже у российских издателей." - расшифруйте, пожалуйста, это место, не допонял((
Думаем, что Ксения имела ввиду, что чаще всего именно зарубежные иллюстраторы задают "тренды" и тем самым формируют спрос на рынке иллюстраций. Но редакция уточнит этот момент, спасибо, что заметили эту нерасшифрованность :)
Будем считать, что интервью ознакомительно-дипломатическое 😎 т.к. количество неозвученных "камней подводного ландшафта" - приводит к выводу, что тут ещё непоча́тый край для всевозможных исследований и бесед с компетентными специалистами 😊 но - мне нравится, что данный ве́ктор деятельности редакции на этом сайте вообще появился.
Подводных камней всегда много, действительно. И не всегда они всплывают с первого раза. Необходимо погружаться глубоко.
Шикарные пожелания иллюстраторам. Правильно будет тут упомянуть, что издательство АСТ предлагает рисовать С ВЫПЛАТОЙ ГОНОРАРА (небольшого, даже в сравнении с 2015м годом) ЧЕРЕЗ 2 МЕСЯЦА ПОСЛЕ СДАЧИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ. Может и три, не помню.
Так что, согласно пожеланиям, "останемся верными себе и не забудем где работа, а где увлечение"
Владимир, не вы ли сами соглашаетесь на эти условия?
даже если не вы, то подавляющее большинство, иначе такой практики у издательств не было бы
В последнее время издательства вообще не предлагают предоплату. У нас постоянно обсуждают прайсы, расценки, но вот условия сотрудничества обычно не обсуждают. А как раз таки предоплата и должна быть обязательным условием сотрудничества.
Благодарю редакцию за новую рубрику! Позвольте лишь добавить в эту ванильно-эффективно-менеджерскую идиллию щепотку-другую перца, для остроты:
• • • Наступят ли те славные времена, когда российские издательства начнут предлагать российским иллюстраторам гонорары, позволяющие им вести достойную жизнь, содержать свои семьи и растить детей? Или в эти сложные для книжной индустрии времена, чтобы издательства могли выжить иллюстраторов предполагается отдать на заклание?
• • • Когда у российских издательств перестанет быть нормой практика отчуждения у иллюстратора всех прав на созданные им произведения? Или российские иллюстраторы, в большинстве своем, так и будут вынуждены трудится до глубокой старости, уповая лишь на то, что их не подведет здоровье и им не придется столкнуться лицом к лицу с «бесплатной» отечественной медициной?
• • • И наконец, совсем уж о сказочном — роялти. Есть ли вероятность, что принятый во всем цивилизованном мире способ вознаграждения автора за использование его интеллектуального труда, в российских издательствах начнет массово распространяться не только на авторов текстов, но и авторов иллюстраций? Или российские иллюстраторы, позабыв об истинном творчестве, так и будут вынуждены пребывать в беспробудном ремесле, в то время как все блага от их деятельности будут получать особо «эффективные» и «нуждающиеся»?
• • • Ах да, о популярном зарубежном. Фастфудное хрючиво так же нашло широкое распространение на российских просторах, отнюдь не благодаря изысканному вкусу или хоть малейшей полезности, а лишь потому что его продают буквально на каждом углу.
Спасибо за такой подробный комментарий и поднятую тему! В следующем интервью мы обязательно позадаем редакторам неудобные вопросы! Или сделаем большую статью на эту тему, в которой пообщаемся с несколькими издательствами.
Все верно. Только по поводу роялти: они так и останутся сказочной темой, в наших реалиях этот механизм не работает (это если коротко, подробно слишком долго)...
Однажды был готов подарить иллюстрации издательству (вот не жалко было - использовать их где-либо еще было не вариант, а за картинки уже получил гонорар в своё время). Автор текста попросил, я дал добро. НО! Издательство прислало договор на отчуждение всех прав насовсем (уверен, что это им не нужно) и внесение необходимых правок по требованию издательства. :)))
На предложение подкорректировать договор получил ответ, что он типовой, и править его не будут.
Прямо по пословице: дареному коню - в зубы! Ну и после этого можно было только пожелать: лесом!
Какая женщина красивая!😻👍
Волосы вот только как-то неудачно шею перекрывают )
😎 не смотря на презентабельное фото специалиста по взаимодействию с "чернорабочими & Арт-пролетариа́том" - "шило в мешке" долго не таилось 😉
Спасибо за публикацию, интересное начинание.
Есть соображение - я предложил бы поговорить с сотрудниками небольших издательств.
В крупных издательствах с передачей информации по цепочке может быть не вполне ясен механизм принятия решения, критерии отбора и проч., - людей, которые реально решают что-то, вы можете никогда не увидеть и не услышать.
Иногда издательскую позицию может транслировать клерк с ограниченной свободой действий, а рекомендации сведутся к набору более-менее общих мест. Конкретика сведется к теплым биографическим деталькам – вроде взятия интервью у плюшевых медведей.
В небольших издательствах есть ясное понимание нишевой специфики, критериев отбора - и формулируется это всегда вполне конкретно, облегчает взаимопонимание и контакт – и в интервью, и при рабочем процессе.
Кроме того, увеличивается шанс услышать именно с то лицо, которое работает с художниками и которое принимает решения – и это же будет в случае работы, что удобно.
Ну и кроме того, во многих случаях наладить контакт с небольшим издательством проще, чем с крупным, хотя бывает всякое, конечно.
Спасибо за идею, обязательно пообщаемся с представителем небольшого издательства :)
сейчас вроде многие издательства и большие и небольшие входят в один концерн и создают видимость самостоятельности.. хотя может им и предоставляется некая ограниченная свобода
Да низкие гонорары и грабительские договоры - это еще полбеды... Издательство "T8 RUGRAM" издало в "бумаге" (и торгует в книжных магазинах и на различных интернет-площадках) 37 книг (37 книг!!!!!!) с моими обложками БЕЗ заключения со мной ВООБЩЕ какого-либо договора! Вот где беспредел! Собираю материал для передачи в суд...
Как вас угораздило нарисовать 37 обложек без договора?
Да вот как: "Я – Стрыжаков Николай Викторович, редактор и художник-иллюстратор издательства «T8 «RUGRAM» – являюсь составителем, редактором, верстальщиком и художником обложек этого проекта.
Чтобы Вы не посчитали мое послание непонятной шуткой или еще чем-то, вот ссылки на мои работы в качестве редактора и художника-иллюстратора издательства «T8 «RUGRAM»:
1. Ссылка на мои обложки уже изданных книг – https://illustrators.ru/users/ostap_1955"
https://author.today/post/98564
ну незнаю незнаю на счёт того, что редактор лучше знает что лучше продаваемо сегодня на рынке а что нет. очень спорный вопрос. смотря кто художник, а кто редактор.