Илья Трофимович БОГДЕСКО.
Памяти Мастера.
29-го марта 2010 года в Петербурге умер Илья Трофимович Богдеско, наш великий современник, благородный Мастер, классик отечественного искусства, гениальный каллиграф, чистый и искренний человек. Он был одарен безукоризненным чувством красоты и гармонии. Художник разносторонний, Илья Трофимович за свою более, чем 60-тилетнюю творческую жизнь, создал огромное наследие: яркие произведения в области станковой графики, гравюры, живописи, монументального искусства, плаката, но ярчайший след он оставил в книжной графике и каллиграфии.
Илья Трофимович Богдеско родился 20 апреля 1923 года в Ботушаны, близ города Рыбница (ныне Рыбницкий район ПМР) Учился в Кировском художественном училище (1938-1941), в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1945-1951) у К.И.Рудакова, М.А.Таранова и С.В.Приселкова. Его дипломная работа, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка» (тушь, перо, кисть, 1951), до сих пор считается образцовой по яркости и выразительности образов. Преподавал в Саратовском художественном училище (1952-1953). С 1953 года работал в Молдавской ССР. С 1961 года был главным художником издательства «Картя Молдовеняскэ». Автор иллюстраций к «Цыганам» Пушкина (чёрная акварель, 1956), молдавской народной балладе «Миорица» (акварель, темпера, 1966), а также серии цветных линогравюр «Моя Родина» (1961—63). В 1964-м году Богдеско было присвоено звание народного художника СССР. За серию линогравюр «Моя Родина», «Песня», «Призыв», за рисунок «Протест» и рукописное оформление книги Иона Крянгэ «Кошелёк с двумя денежками» в 1966 году был удостоен Государственной премии Молдавской ССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. C 1984 года Илья Трофимович Богдеско — действительный член Академии художеств. В 1992 г. переехал в Санкт-Петербург. И.Т.Богдеско - лауреат многих отечественных и зарубежных премий и наград, в т.ч. Международной выставки книги в Лейпциге (за иллюстрации к роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Одна из самых известных работ Богдеско — иллюстрации к роману Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», выполненные в редчайшей сегодня технике гравюры резцом на металле. За эту работу на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» в 1980 году Богдеско был удостоен диплома имени Ивана Фёдорова.
Результатом его работы над романом Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» стали 36 резцовых гравюр и более сотни эскизов к ним. Первый из этих листов был создан Ильей Богдеско в 1984 г., последний - в 2004-м. Им также были каллиграфически исполнены большие отрывки текста великого романа. «Дон Кихот» стал для И. Богдеско больше чем просто заказом: много позже того, как издание вышло в свет, художник продолжал работать над этим произведением.
Мне посчастливилось держать в руках эти драгоценные листы и слышать комментарии Мастера. Мощная энергетика, источаемая ими, незабываема по сей день.
Последние годы жизни художника были посвящены обобщению огромного опыта работы в искусстве шрифта. Свет увидела его книга «Каллиграфия», которая стала настольной для всех любителей и творцов этого изысканного искусства.
Илья Трофимович оставил интереснейшие воспоминания о своей жизни, учебе, своих учителях и размышления о работе художника над книгой.
В память о нем хочу поместить здесь отрывки из этих текстов и небольшую подборку репродукций.
«Иллюстрирование классики — совершенно особенное, сложное и ответственное направление книжной графики. Представляя читателям произведения, прошедшие проверку временем, вошедшие в золотой фонд мировой литературы, художник должен в определенной мере и сам встать вровень с великими авторами, оказаться достойным их славы. Такая работа требует не только высочайшего профессионализма и редкостной фантазии (попробуй-ка в сотый раз изобразить известных всем персонажей, да так, чтобы оставить их узнаваемыми, при этом не повторив предшественников!), но и какой-то особой силы духа, возвышающей над сиюминутным и дающей почувствовать «дрожание вечности» на кончике кисти.»
«Всегда, начиная работу над оформлением очередной книги, думаю о том: захватит ли она меня настолько, что я не буду представлять себе дальнейшей жизни без нее; смогу ли сказать в ней нечто новое по сравнению с моими предшественниками-иллюстраторами этого литературного произведения и сумею ли решить ее на уровне современных задач, стоящих перед художниками-книжниками. Очень важно также суметь правильно распределить в книге смысловые, декоративные, шрифтовые и иллюстративные акценты для того, чтобы, все вместе взятые, они способствовали бы наиболее полному выражению характера, идейного содержания произведения, раскрытию образов главных его героев.
Беря на себя свою долю ответственности перед автором и читателем, художник стремится создать целостный образ книги имеющимися в его распоряжении художественными (и полиграфическими) средствами. Но ведь сколько художников, столько может быть и вариантов решения задачи.
Следовательно, каждое решение оформления книги можно сравнить с изобретением, на которое в силу его уникальности выдают патент.
Могут спросить, что ж, каждый раз так вот сидеть и изобретать? Не заведет ли это в непроходимые дебри, далекие от искусства? В арсенале художника существует множество возможностей для индивидуального подхода к каждой новой книге. Он непременно их найдет в пределах своей творческой индивидуальности.
Чтобы облегчить себе задачу, рассуждаю так: передо мной не книга (даже если до этого она переиздавалась много раз), а рукопись. Мне только еще предстоит сконструировать книгу, как некое уникальное, развитое в пространстве и времени, небольшое, но емкое сооружение, в котором будет строгий порядок, все на своем месте. С одной стороны, в его пределах я должен создать условия для наиболее точного раскрытия идеи писателя, с другой – идеальные условия для чтения. Но кроме того, и это очень важно, – определить общий колорит книги, веселый или грустный, трагический или спокойный, светлый, лучезарный или, наоборот, строгий, суровый. Все это и многое другое диктует выбор определенных художественных средств.
На обдумывание того, какой должна быть книга, ее конструкция, уходит немало времени. Но когда это решено, то становится значительно легче работать над эскизами и оригиналами.
Из текста книги я знаю наперед, что произойдет с действующими лицами, каковы их характеры, поступки и даже иногда – как выглядят. Я стараюсь понять их настолько, чтобы мне легко было их узнать среди друзей, знакомых, приятелей, недругов, наконец, просто на улице, в толпе незнакомых людей или среди тех, которые когда-то встречались мне и запомнились надолго.
Все это помогает перебросить мостик между миром писателя и моим миром. Пусть он сравнительно небогат, мой мир, но я могу его обогатить, теперь уже специальными наблюдениями. Текст автора своего рода карта, определяющая мой маршрут, мои задачи. «Путешествие» начинается с изучения эпохи, работ исследователей данного произведения, современной точки зрения на него специалистов и т. д.»
«Иллюстрации представляют собой новое, изобразительное измерение по сравнению с языком писателя. Они не должны буквально копировать содержание. Они служат созданию зримой атмосферы книги, акцентируя внимание на том, что поразило художника. За ним остается право самостоятельного суждения, если только он доносит до читателя образ книги, обогащает его. При творческой удаче иллюстрации будут жить вне книги, как художественная ценность. Таковы некоторые мои рассуждения при работе над книгой».
Большое спасибо за статью! Дон Кихот прекрасен.
Спасибо за статью!Немногие иллюстраторы могут еще так талантливо владеть еще и каллиграфией.Жаль, что нет ни одной книги Ильи Трофимовича. Иллюстрации видел в "Альманахе библиофила" и в журналах "Художник" и "Юный художник".Что обидно, так то, что про уход в иной мир иллюстраторов узнаю случайно. Ильинскй, Кусков, Шмаринов, Калиновский, Петров, вот теперь и Богдеско. Сообщают о смерти писателей, поэтов, а про великих иллюстраторов забывают. Каждый раз узнаю вот так, как сейчас. Царство Небесное Илье Трофимовичу, светлому человеку!
На тему того, как работать над классикой.Я уже лет 15 иллюстрирую в стол "Черную стрелу" Стивенсона. Считал, что у меня есть свое видение этой книги. В 2000 году подружился с одним из лучших советских иллюстраторов этого произведения, Никитой Тимофеевичем Кривовым. Он меня благословил.Но, однажды я увидел "Черную стрелу" в исполнении Нэвела Уатса и у меня руки опустились. Он смотрел моими глазами. Вернее - я его, т.к. он мне в прадеды годится.Н. Уаетс выбрал мои сюжеты, он подметил, то что никто из иллюстраторов не подмечал, он додумал текст Стивенсона так, как и я дофантазировал этот текст.Даже мысль возникла (крамольная для христианина) - может я в прошлой жизни был Нэвелом Уатсом. ))) Смешно, но тем не менее, такого родства восприятия романа Стивенсона, я не встречал ни когда. И теперь все сложнее, но в тоже время и интереснее.
А я ведь однажды чуть не познакомился с ним, будучи в Питере на практике, не случилось и теперь уже не случится...
Да, печально, мастера совсем незаметно уходят.На первый план явился ,его БЕСсовенство, рынок со своей ликвидностью,
рассудочностью,и тягой к наживе.Вечная память мастеру и человеку Илье Трофимовичу Богдеско!
Спасибо за статью.
Арсени Виктор:Печально.Канал култура в кавычках тоже помалкивает. Замечательные офорты помню по выставкам. Илья Трофимович был большим явлением и прорывом в графике. Пусть у него ТАМ будет уютная мастерская.
Спасибо за статью. У меня есть монография: "Илья Богдеско"
Москва"Советский художник" 1987. И я, ей - очень дорожу - МАСТЕР!!!!
Присоединяюсь к общим «спасибо», вчера написал, да сайт глюкнул как обычно :), теперь уж не повторить. Да и надо ли. Мастер остается Мастером, а в Боге все живы. Упокой, Господи, его душу, а нам радость видеть такие работы и учиться :).
Он нам радость оставил - учиться тому ,что сам исповедывал - высокое служение искусству книжной графики, рисунку, внимательному отношению к профессии....,на наш век - за глаза хватит.
"много позже того, как издание вышло в свет, художник продолжал работать над этим произведением."этим художник и отличается от другиххорошо бы после моей смерти меня помянули так же тепловряд ли
Как художник, как график Илья Трофимович, конечно, полное говно, а шрифтики ничего, очень красиво.
Спасибо за статью! Очень бы хотелось увидеть ещё больше работ столь замечательного мастера. В интернете не нашла ни одного ресурса посвящённого И.Т.Богдеско, что очень печально. Подскажите, где искать?
volerog: Да, знакомые все лица!!
А я Вас не знаю.
volerog:Самостоятельно Вы с бедою такою не справитесь. Вам бы к настоящему хорошему экзорсисту.
Потрясающий Мастер! Такой Живой и такой Точный!!!
Прекрасный художник, работы к Дон Кихоту запоминающиеся.
Хочу дополнить этот пост комментариями сына Ильи Трофимовича Валентина Ильича Богдеско, прекрасного фотохудожника:
«Илья Трофимович Богдеско – кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Октябрьской Революции. Лауреат Государственной премии СССР.
«Дон Кихот» начат был для Кишиневского издательства, которое рухнуло в перестроечные годы и отказалось от издания этой книги. Попытку сделали уже в Питере два издательства: «Редкая Книга» издала 15 рукописных книг (переплела и оплатила работу) , в 2005году книги были показаны на Ярмарке книги , и одна уехала в Англию, одна – в Испанию, одна находится в Эрмитаже. И «Вита Нова» в 2010году. Сегодня , можно сказать, кажется, книга в типографском исполнении на выходе.
Он прожил яркую жизнь и сделал для книги всё, что мог. И это главное. Его творчество будоражит мозг и заставляет думать о прекрасном, воспитывает чувство красивого и гармоничного мира, приучает созидать, творить, стремиться к Свету. Это пример горения в искусстве, служения ему. Возможно в этом году (совсем скоро) «Дон Кихот» выйдет в свет. Возможно, после этого что-то где-то и проснется у СМИ. Но это не самое главное. Уже поздно.
Главное – Труд будет завершен.
Жаль, что автору не суждено было увидеть результат, но люди, для которых это делалось, получат такую возможность.
Трудно сказать, какую книгу он бы не смог сделать интересно и искрометно. Он очень любил классику, большие отрывки текстов, например Данте, Пушкина, Лермонтова, знал наизусть и иногда цитировал. В сое время в Кишиневе еще, я очень простил его сделать Гамлета и Лира, но этого не случилось, сам же он очень хотел сделать Ромео и Джульетту. Эти книги остались только в эскизах. Из его проиллюстрированных книг хотелось бы выделить Эразма. Она утонченная, изысканная, гравюры серебристые и легко сделаны. Она книжная, рукописная, наполнена теплом. Очень жаль, что она не доведена до состояния Дон Кихота. Попытки такие были предприняты, но увы… Это прерванный полет и вторжение наших политиков в мир Созидания и Творчества.
Появилась возможность и скоро будет собрана выставка 100 иллюстраций награвированных И.Т.Богдеско, так же готовится выставка каллиграфических книг. Их сделано 6. Пять - от начала до конца, написаны им от корочки до цены на четвертой сторонке обложки. Думаю, получится интересно»…
http://vkontakte.ru/id12111503
Илья Трофимович БОГДЕСКО в моей семье знают очень хорошо это был талантливый художник и интеллигентный человек
Пусть земля ему будет пухом. Ушел еще один великий график!Его резцовые гравюры завораживают. Надеюсь купить Дон Кихота!
Я большая поклонница творчества Ильи Богдеско! Валентин Богдеско сказал, что всего сделано мастером пять книг от начала до конца…. Какие это книги, могли бы вы перечислить….
1. И. Крянгэ «Кошелек с двумя денежками»
2. Сервантес «Дон Кихот»
3. Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
4. Александри «Миорица»
5.Александри Мастер Маноле
??????А шестая какая каллиграфическая книга???????1. И. Т. Богдеско: «Каллиграфия» ,2005
верно???
Выставка!!!
http://www.newstube.ru/media/vystavka-gravyur-il-i-bogdesko
А нашему курсу посчастливилось учиться у него. Но к сожалению мы были зеленые дураки прогуливали его занятия. Но я его на всегда полюбила, запомнила, и все ж к каллиграфии вернусь. его образ, и советы не забудешь. он говорил на мой дурацкий юношеский вопрос: «А когда вы почувствовали себя Мастером? Когда вы поняли что мастерство вот оно?» ,«Ну что вы… Мне вот 75 только начал, только начал понимать, что к чему…» Так что мастерство это дорога длинная. Это один из моих небожителей и учителей как человек, как Мастер!
Спасибо большое за иллюстрации и за напоминание о Мастере! А что, вышел «Дон Кихот» с работами Богдеско? И как его найти, если вышел?