«Иллюстрация - это целый мир»: интервью с Анной Десницкой»

Main image5

Не так давно опубликовали интервью с Русланом Гончаром. Решили, что прошло уже много времени, поэтому сегодня, после масштабной реконструкции сайта, публикуем беседу с Анной Десницкой.

В 2021 году Анна стала одной из 6 российских авторов, которые победили в 55-й выставке иллюстраторов Болонской ярмарки детской литературы. Но в этом материале не будем акцентировать внимание на победах и успехе, а поговорим о том, как формируется путь иллюстратора, какие сложности возникают в работе над сюжетами и как их преодолевать. Итак, начнем?

Анна, кем вы вдохновляетесь, есть ли любимые художники(иллюстраторы), которых ставите себе в пример на протяжении карьеры? Или кумиры меняются вместе с опытом и профессиональным ростом?

 

Конечно, у меня такие есть и первым назову своего учителя, Бориса Аркадьевича Диодорова. Думаю, что люди, которые живут в России, знают его работы: это и «Винни Пух и все-все-все», и мое любимое «Путешествие Нильса с дикими гусями». Борис Аркадьевич был дипломным руководителем и всегда служил для меня большим источником вдохновения и желания двигаться в том же ключе. Диодоров любит детали, подробности, и при этом в каждой иллюстрации создает отдельный мир, в который читатели безоговорочно верят. 

Иллюстрация Бориса Диодорова к книге «Винни Пух и все-все-все»

Из таких же иллюстраторов восхищаюсь работами Ротраут Сюзанны Бернер, Роберто Инноченти. Оказалось забавным, что когда я уже начала работать над «Историей старой квартиры», нашла у Инноченти подобную книгу, в которой рассказывается об истории одного дома на протяжении всего 20-го века. Ею я также сильно восхищаюсь и могу бесконечно ее рассматривать. Это что касается иллюстраторов, с которыми я хочу двигаться в одном направлении. Но есть иллюстраторы, на чьи работы я просто смотрю и восхищаюсь, понимая что никогда в жизни такого не сделаю. Наверное главный такой художник — Май Митурич-Хлебников. Его работы настолько легкие, что весь смысл может передаваться тремя штрихами и при этом иллюстрация будет восприниматься законченной. Еще мне нравятся сумасшедшие коллажи Сары Фанелли, но на их безумие мне не хватит смелости. Потому что для такой работы нужно быть безбашенным, уметь не оглядываться вокруг себя, а просто творить в свое удовольствие. 

Иллюстрация к книге «Где моя сестра?»

И конечно же, Свен Нурдквист. Сейчас встала перед нашим книжным шкафом и вспомнила, что обожаю его творчество. Он относится к той категории иллюстраторов, которые совпадают со мной по направлению. Хочется делать так, как он. Его мир «Петсона и Финдуса» наполнен множеством удивительных деталей, при этом живой и убедительный.

 

Как вы начинали свой путь? Признание нелегко получить, а когда ты начинающий иллюстратор, то и заказы не приходят сами по себе. Сложно ли было на первых этапах?

 

Действительно, иллюстратору непросто бывает встроиться в индустрию. Потому что, когда ты только начинаешь, то не имеешь представления о том, как все работает, откуда брать заказы. Но мне очень повезло: я заканчивала кафедру иллюстрации (Московского государственного полиграфического института им. Ивана Фёдорова — прим. ред.) и для диплома нужно было проиллюстрировать книгу. Для себя выбрала произведение Осипа Мандельштама «Два трамвая» и это была законченная история, в которой сделала книжку от начала до конца: макет, верстка, обложка, форзацы, иллюстрации. Готовую книжку выложила в интернет, в «живой журнал». Там было сообщество, посвященное детской иллюстрации, ведь тогда Фейсбуком не пользовались так активно, как сейчас. В итоге книжку заметили несколько издательств и захотели ее издать, и я выбрала «Самокат», потому что хотела с ним работать, когда еще училась в институте. Издание книги явилось исполнением моей мечты.

И когда первая книга издана, все становится проще. Тебя уже знают, есть контакты. Так, несколько лет я проработала с издательством «Пешком в историю», а потом пришла в «Самокат». После этого уже понимаешь целиком, как работает индустрия книжной иллюстрации. Вот так, благодаря «Полиграфу» и тому, что требованием для диплома было создание книги, начался мой путь профессионального иллюстратора.

 

Случаются ли моменты, когда понимаете, что иллюстрация — не ваше? Как справляетесь с ними, есть ли универсальные рецепты для поддержания себя в тонусе?

 

Вот таких моментов, к счастью, не возникает. Но я часто испытываю большие сложности, начиная работать над новой книгой. Когда нужно придумать законы, по которым она будет жить, продумать компоновку. Ведь я продумываю все сама: макеты, устройство книги, оформление. Будет у нас, например, три колонки и черно-белые иллюстрации, или горизонтальный формат и минимум текста.

 

Сложно ли быть соавтором книги, раскрывать ее смыслы? Может, бывают случаи, когда хочется расширить или переписать текст?

 

Соавтором книги всегда быть интересно. У меня есть опыт, когда я и соавтор книги, и когда я просто иллюстрирую готовый текст. И быть соавтором мне нравится больше, потому что открывается больше возможностей для добавления в сюжет чего-то своего. Что касается желания переписать, то когда иллюстратор и автор книги работают вместе, то тогда нет главного, и каждый может от себя вносить предложения. Автор может сказать, что вот эта иллюстрация не подходит, и я могу сказать, что для полноценного раскрытия смысла мне не хватает куска текста. Мне всегда везло с авторами, с которыми я работаю, в плане гибкости взаимодействия. А вот когда есть только готовый текст, как с иллюстрированием Мандельштама, тут уже никак не повлияешь на него.

 

Вот «Два трамвая» Осипа Мандельштама — там сочетается рисованая графика, коллаж и фотография. В «Истории старой квартиры» вы выступаете еще и дизайнером, сами планируете расположение на формате. Какой подход любимый или все зависит от задачи?

 

На самом деле, я выступаю дизайнером и в «Истории старой квартиры» и в «Двух трамваях», просто в последней я еще и верстала все сама. После двух трамваев в такой технике я сделала только одну книгу «Что к чему», от Вадима Фролова. Но не думаю, что в ближайшее время буду делать что-то в такой технике, но не потому что мне не нравится. Просто она очень ограниченная и я не могу полностью раскрыться. Сейчас я работаю наполовину руками, наполовину в Фотошопе и таким образом максимально передаю то, что хочу. 

Источник: https://www.labirint.ru/books/403719/

Почему я «Два трамвая» делала в такой сложной технике, строила этот город из картона, фотографировала и делала иллюстрациями: все из-за внутреннего зажима, который есть и сейчас. Мне сложно и страшно рисовать большую иллюстрацию на бумаге, сразу возникают мысли о том, что я не справлюсь. Сейчас уже стала посмелее, несколько лет занимаюсь скетчингом, который помогает в решении этой проблемы. А в институте у меня не получались настолько законченные иллюстрации, насколько хотелось. И я выбрала вот эту технику фотографии, потому что она позволяет хоть тысячу раз сделать фотографию, пока не выйдет подходящая тебе. И тоже самое с Фотошопом, он позволяет сделать кучу ошибок и при этом не испытывать страх за конечный результат.

 

Как вы работаете над новым проектом? Сразу ли рождается нужный образ или спустя много эскизов? Показываете ли промежуточные результаты кому-то или только когда сами довольны образом?

 

В начале я придумываю правила, по которым будет работать книга, общий образ макета. Вот, например, как было с «Историей старой квартиры». Мы вместе с автором придумали, что на каждую дату у нас будет два разворота: один с большой картинкой, где есть комната, другой — с разными мелочами. Это первый шаг. Дальше моя задача — придумать, как будут организованы развороты, как расставлять мелочи: хаотично, в каком-то порядке и в каком именно, как это будет работать. Я хотела использовать вырезки из газет, значит нужно было решить, как они будут расположены: как подложка, как самостоятельные элементы или как-то еще.

Или вот разворот, на котором нарисована комната. В конце концов, я пришла к тому, что сверху у меня такая длинная картинка с комнатой, а снизу, в подвале — текст. Я довольно долго доходила до этого момента, несколько недель, и наконец  решение было продиктовано задачей. Мне нужно было показать как можно больше пространства квартиры, а это может позволить только вытянутый формат. 

Источник: https://www.labirint.ru/books/562505/

Но формат книги не изменить, поэтому я отрезала подвал и поместила текст в него, а сверху получилась вытянутая картинка. И когда эти правила уже придуманы, дальше внутри них двигаться проще. Хотя могут возникать конкретные проблемы. Например, как нарисовать иллюстрацию про 1919 год, если очень мало визуальных материалов и я не знаю, как это выглядело. Или не получается композиция. Но так как рамки уже заданы, то все эти проблемы — просто рабочий момент, не мучительный. А вот на промежуточном этапе, когда думаю, как нарисовать, обычно показываю моему мужу, который преподает дизайн в Высшей школе экономики. Он хорошо умеет показать, где допущены ошибки и натолкнуть на мысль о том, как лучше сделать.

 

Какие советы можете дать начинающим иллюстраторам?

 

Тут я дала бы совет побольше рисовать, придумывать свои идеи и не бояться их предлагать издательствам. Придумать свою книжку, например, как я про историю квартиры и предложила эту идею издательству. Поэтому, если есть идея; чувствуете, что она хорошая — презентуйте ее и все будут рады эту работу предложить. Еще нужно не боятся писать и издателям, и агентам, которых в России пока нет, но если хорошее портфолио — можно искать их в Европе. Заключать выгодные для себя договора с издательствами, потому что это очень важно для закрепления в нише. Вот только не стоит отдавать права на картинки навсегда.

 

Еще некоторые работы Анны:

Комментарии9
avatar

Интересно!

11 Август 2021, 12:39
avatar

Приятные работы и интересное интервью! Иллюстрация с хрущевкой прям из детства)))

11 Август 2021, 13:01
avatar

Прекрасная статья! Интересная и мотивационная. Спасибо! "Давайте ышо")))

12 Август 2021, 07:26
avatar

Спасибо!

12 Август 2021, 13:04
avatar

Да, я уже 20 лет топчусь на одном и том же месте, а кто-то стартует сразу......

12 Август 2021, 17:51
avatar

Всем кому нравятся иллюстрации Анны, можете посмотреть много по этой ссылке -- (десятый год собираю альбомы современников с нестандартным творчеством) https://vk.com/album-39913927_273441389

20 Август 2021, 20:55