Интервью с Русланом Гончаром

Main image4

 

Сегодня поговорим с Русланом Гончаром - иллюстратором, художником, преподавателем. О том, кто вдохновляет его на творчество и почему графические романы - логическое продолжение иллюстрации.

https://illustrators.ru/users/id8311


 

Руслан, расскажите, как вы пришли в иллюстрацию? Кто-то с детства грезит стать художником, писать грандиозные полотна или рисовать комиксы, по которым станут снимать фильмы. Как было у вас?

Начало было положено, когда учась в 7 или 8 классе школы, я увидел рисунки Петра Пинкисевича к рассказам Джека Лондона. Меня это зацепило. Там будто были застывшие кадры из фильма, герои находились в разных ситуациях. Это был вдохновляющий момент, после которого я и загорелся идеей иллюстрации книг.

Джек Лондон, "Капитан "Сюзан Дрю"". "Огонёк" №1, 1985

 

Учился я в Харькове, в художественно-промышленном институте на факультете «Станковая графика», специализация «Художник книги», мастерская Ильдана Яхина. Как раз Ильдан Яхин, учитель по предмету «Композиция книги», научил меня правильно думать. Очень благодарен ему и многие его мысли доходят до меня через много лет, как до жирафа. Самое важное, что дал Яхин, так это доводить до ума каждый свой эскиз или идею. И смотреть на проблему под разными углами. Например, рисовать комнату с точки зрения летающей мухи. Очень полезный инструмент в голове: если попал в тупик, посмотри на ситуацию с другой точки зрения.

 

Пинкисевич до сих пор вас вдохновляет, или с течением времени и опытом, появляются другие иллюстраторы, на которых хочется равняться?

Теперь уже целый список таких художников. Вот Гонзало Каркамо, художник-акварелист из Бразилии. Рисует руками, практически без использования компьютера. Мастер цветовых звучаний и остроумных решений. Делает детские книги, рисует для журналов.


 

 

Бразильское издание рассказа Льва Толстого “Много ли человеку земли нужно”

 

Самая улетная работа — иллюстрации к текстам Льва Толстого. Привлекает его открытый творческий метод, сразу понятно, как цветовые этюды превращаются в книгу. А еще его рукотворные рисунки лишены избитых штампов.

 

А вы сами ведь тоже предпочитаете традиционные материалы — «цифре»? Есть какая-то причина такого выбора и планируете ли в будущем пробовать рисовать сразу в цифре?

Мне больше нравится рисовать руками. «Цифру» использую только для финальной обработки, цветокоррекции. Причина выбора в том, что традиционный подход дает больше случайных моментов, которые можно использовать. Больше человеческих эмоций в таких рисунках.

Например, у Билла Станкевича. Ещё один сенсей для меня, мастер графического романа, рисует тоже руками.

 

 

Очень интересно смотреть, как тот придумывает разные способы визуальной подачи, от простых рисунков карандашом до живописных работ. И в макете он использует весь рабочий материал, ничего не выбрасывает. Не пытается быть для зрителя идеальным, даже ошибки используются в работе.

Или скажем Берни Фукс, сенсей журнальной иллюстрации.

Делал много рисунков для рекламы автомобилей. Но эти работы живые, все нарисовано руками. Использует акварель, гуашь, карандаши, масляные краски. В общем, все традиционные техники.

 

“Суицид”, Берни Фукс для “Последнего отблеска сумерек” Фрэнка Дэфорда, 1984 г.

 

Если надо, может передать смысл одной линией, найти для каждого проекта неповторимый изобразительный язык и цветовые решения. Некоторые из них очень сложные, на уровне грязных цветов. Он меня очень вдохновляет.

 

Интересно, вижу, что вы работали раньше в журналах, долгое время в «Огоньке» и с другими изданиями. Как там строится работа иллюстратора, много ли отличий от иллюстрирования книги? Ведь в журналах иногда иллюстрации занимают целые развороты и текст нужен только чтобы немного раскрыть смысл, заложенный в иллюстрацию.

Я работал практически со всеми известными журналами. Это ведь отдельный жанр, ближе к афише или рекламному плакату. Задача художника предложить необычную идею и увлечь зрителя. Перебить ярким рисунком поток фотографий, которые в журнале занимают основную поверхность макета. Но, к сожалению, этот вид заказов, а вместе с ним и рынок иллюстраций для печатных изданий умер, когда рекламные бюджеты ушли в интернет.

Рисунок для Men's Health (Россия), март 2014 г.

 

Я с 2002 по 2015 год этим активно занимался. Арт-директоры в журналах по началу были увлечены диджитал-иллюстрациями. А потом тоже поняли, что рисунок руками более индивидуален и имеет большую ценность.

Возвращаясь к вопросу о цифре или традиционных инструментах. Вот сейчас меня попросили прокомментировать комиксы студентов (Высшей Школы Экономики — прим. редактора). Не могу даже текст сформулировать в тактичной форме, чтобы никого не обидеть. Потому что там победа штампов, в каждой работе. Мало желания разобраться с умением рисовать и с типографикой. Художники просто накидывают в кучу готовые решения, которые им предлагает компьютер. Единичные работы попадаются, которые нарисованы руками и пусть они наивные, но в них есть ценность и позиция художника.

Я не против компьютера, но за использование наследия художников прошлого. Мне нравятся современные художники, которые владеют приемами старых мастеров, и могут на основе этого создавать свой изобразительный язык.

Книга Дэйва МакКина “Raptor”

 

Один из таких авторов, которые создают свой язык на основе базы мировой изобразительной культуры — Дэйв МакКин.

 

А интернет-издания? На ваш взгляд, есть ли тенденция к развитию традиционной иллюстрации в интернете? Или там безраздельно властвует цифровое искусство? Получается, цифровое искусство обесценивает опыт прошлого, все наработки и база в виде традиционного академического обучения желательна для иллюстратора?

Цифровая площадка может показывать, что угодно. Чем ее наполнить, задача для художника. Для меня работы Рембрандта или Вермеера выглядят в интернете очень актуально и современно. Это не означает, что нужно писать маслом картины для того, чтобы их размещать в качестве иллюстраций на сайтах.

Просто у этих авторов можно многому научиться. Их изобразительный язык можно использовать, чтобы рассказать современные истории, даже в цифровом пространстве. У Рембрандта главный герой — это луч света. Такой прием актуален для иллюстрации и для графической истории. Я пробую это использовать в работе.

 

А вот Дэйв МакКин, он работает над графическими новеллами. Можно ли его назвать тем, кто вас вдохновил на создание собственного комикса «Marreta»? Или с вашим графическим романом другая история?

Я понял в какой-то момент, что хочу рисовать длинные истории. И для вдохновения начал искать таких авторов, кто уже это делает. Серджо Топпи, к примеру. Один из вдохновляющих художников, мастер графических историй, рисует километры рисунков, создаёт свою вселенную. Как и Jorge González, к примеру.

Эти художники мыслят уже целыми сериями рисунков, потому что один для них ничего не решает. Это более масштабный способ думать на бумаге и я пытаюсь этому научиться.

Разворот из графического романа “Marreta”

 

Когда художник планирует один рисунок, он закладывает сценарий, при котором зритель будет долго рассматривать работу. А когда художник планирует графическую историю, важны связи и переходы между рисунками. Внимание зрителя скользит от одного рисунка к другому и по кругу возвращается на первый рисунок. Это другой способ подачи и мышления.

 

Т.е это уже переход на другой уровень мастерства и мысли, и если начал тему графического романа — то к обычным иллюстрациям уже сложно вернуться?

Вернуться на простые рисунки всегда полезно. Можно простой рисунок наполнить сложными смыслами. Например, любимое задание «Смятая бумага». Ее можно рисовать как пейзаж, как персонажа, как скрытые предметы, как переход в другую поверхность, как превращение в другой объект, с разным освещением.

Результат упражнения “Смятая бумага”

 

Даже по цветовым задачам можно написать целый список. Или пойти по линии использования разных материалов: карандаш, акварель, пастель, гуашь, масло и т.д.

 

Сейчас смотрю ваш блог на flickr, вижу там зарисовки Чета Бэйкера. Сформировался вопрос, вдохновляет ли вас музыка на творчество? Ведь джаз экспрессивен. к примеру,  и находят ли эти моменты отражение в рисунках, стиле? По-простому, переходит ли в рисунок эмоция от музыки, сохраняется в нем?

Музыка конечно вдохновляет. Разная музыка попадает под разную творческую задачу. Если нужно придумать оригинальную идею — подходит Бах, это чистый лист бумаги. 

Чет Бэйкер, наброски Руслана Гончара 

 

Джаз — это когда нужно генерировать много вариантов похожих, но в рамках одной идеи. А бывает музыка, привязанная к событиям в жизни или кинофильмам.

 

Очень интересный подход! А как вы начинаете работать над сюжетом? Идея сразу приходит или нужно сделать множество эскизов, прежде чем получится что-то достойное?

Я делаю маленькие рисунки основных кадров и потом отмечаю по этому плану готовые рисунки. Бывает, что рисую то, что мне по душе и в конце собираю из этого историю, придумываю сценарий, который объединяет кадры.

Вот анимация на основе летнего скетчбука.

 

Оба метода, о которых я рассказал - рабочие. Важно не выбрасывать рисунки и максимально их использовать. Иначе будет просто потеря сил и времени.

Придумать текст гораздо быстрее, чем нарисовать историю. Но писатели об этом не догадываются. Им кажется, что создание текста — ужасно тяжкий труд. Я думаю, что им было бы полезно научиться рисовать, чтобы понять работу иллюстратора.

Буквы — это упрощенные рисунки. Мне удобнее придумывать образами, которые я смогу нарисовать. Текст ради текста меня не вдохновляет. Бывают заказы, когда текст очень сложный и приходится его распутывать, раскладывать на понятные для зрителя образы. 

 

Да, это полезный навык, соглашусь. Все равно нужно придумывать историю, но буквами ее передать проще, чем нарисовать акварелью, к примеру. В принципе, у меня последний вопрос, и он касается советов для начинающих иллюстраторов. Можете поделиться парочкой таких, для тех, кто только-только решает стать профессиональным иллюстратором?

Советы есть и не один: 

- для начинающих важно не бояться пробовать сложные задачи, 

- делать новые подходы к проекту, 

- использовать ошибки как полезный опыт, 

- не слушать умников, которые сами не пробуют делать свои проекты, но красиво наводят критику, 

- искать единомышленников, которые готовы заниматься безумными идеями, 

- не ругать себя за ошибки, так как это полезный опыт, 

- искать для себя учителей среди тех, кто смог выполнить сложную задачу,

- стараться иметь свою позицию , а не использовать мнение толпы, типа стану как все, тогда и получится реализовать себя.

 

 

 

Комментарии7
avatar

Спасибо большое! Замечательное интервью и художник. Очень интересно, заставило задуматься. И такие советы пригодятся не только начинающим)

29 Июнь 2021, 10:52
avatar

Спасибо! И мысли, и примеры художников замечательные!

30 Июнь 2021, 11:16
avatar

Спасибо! Очень интересно!

30 Июнь 2021, 12:10
avatar

Прекрасное интервью отличного художника!!!++!!! Спасибо !!!

30 Июнь 2021, 14:57
avatar

Да, интересный человек. Спасибо. На Ютуб канале есть что посмотреть.

30 Июнь 2021, 20:18
avatar

Очень наполненное информативное интервью. Спасибо!

4 Июль 2021, 06:27
avatar

Есть над чем задуматься....

12 Август 2021, 17:08