Художники блокадного Ленинграда
Сегодня день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
«Свидетельства художников , очевидцев блокады, погибших и выживших, создают впечатляющую по своей силе фреску мученичества великого города. Её никогда и никому не стереть.»
Значительную часть созданных в блокаду работ составляли рисунки, носившие документальный характер. Часть их была сделана эскизно, но во многих случаях это законченные, продуманные отдельные вещи. Большинство этих работ далеки и от поощряемого Обкомом парадного «военного официоза», и от оптимизма. Они отражают жизнь обитателей города, противостоящих невзгодам тяжёлых лет. Нередко темой этих работ становятся образы страдания и скорби.
«Рисовать, как летописец.. как очевидец вещей, которым многим не дано видеть, а многие на них закрывают глаза..» «.. я занимаюсь искусством.. у меня нет вдохновения описывать красоту воздушных боёв. прожекторов, ракет, взрывов и пожаров; я знаю, какой ужас несёт за собой эта феерия..»
Особое место среди всего блокадного искусства занимает живописная работа Л. Т. Чупятова «Покров Богородицы над осаждённым городом». Она была написана художником незадолго до его смерти в блокадном городе, 8-10 сентября 1941 года, когда в городе горели Бадаевские склады.
Д. С. Лихачёв, сам переживший опыт блокады, первым отметил значение этой картины:
«Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая он рисовал, писал картины… Лучшая его картина… темный ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь, хотя жизнь, возможно, ещё и жива ещё, но у неё нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба — Покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах изображение древнерусского храма (может быть храма Покрова на Нерли — первого Покровского храма). Надо, чтобы эта картина не пропала. ». «Богоматерь», в глазах которой отражаются пылающие Бадаевские склады, о которой Дмитрий Лихачев писал, что «душа блокады отражена в ней больше, чем где бы то ни было».
Литографические работы А. Ф. Пахомова «Ленинградская летопись»
Н. И. Дормидонтов. "Зарево над Ленинградом". 1941
Н. А. Рончевская. "На улице. Ленинград в блокаде". 1941
Н. М. Быльев-Протопопов. "Баррикада. Ленинград". Из серии "Блокадные рисунки". 1941
Я. Н. Николаев. "Ленинград. Зима 1941/42 года. Очередь за хлебом". 1941-1942
Е. Я. Хигер. "У колонки. Блокадные зарисовки". 1941-1942
Н. Х. Рутковский. "За водой". 1942
П. Д. Бучкин. "За водой. Улица Рубинштейна. Зима". 1941-1942
Д. П. Бучкин. Лист из альбома "Блокадный Ленинград". 1941-42
Д. П. Бучкин. "Кузнечный рынок". Лист из альбома "Блокадный Ленинград". 1941-1942
В. А. Кучумов. "У Марсова поля". 1942
П. М. Кондратьев. "Бронемашина". 1942
П. М. Кондратьев. "На Фонтанке". Январь 1942.
П. М. Кондратьев. "Моховая улица. Глазная лечебница". 11 января 1942.
Т. Н. Глебова. "В блокаду". 1942
Л. Ф. Фролова-Багреева. "Комсомольская помощь". 1942
В. Г. Борискович. "В районе Шлиссельбурга. Небо войны". 1943
Здесь представлены работы разных художников на тему "блокада".
Спасибо...
Спасибо за напоминание о величайшей трагедии и героическом периоде в жизни Ленинградцев. А то погрязли мы в суете и не оглядываемся недавнюю историю страны.
Изумительная подборка. И очень тяжелая. Спасибо!
Удивительно. Жили люди. Заботились о ближних, боялись, трудились, верили. Совсем иначе чувствовали каждый миг. Сейчас этого не понять. Кто не пережил, не поймет. Потому и войны снова происходят. Спасибо тем, кто постарался сохранить эту память.
Даже просто смотреть - тяжело... а каково людям было, невозможно в полной мере представить себе...кажется, что пережить такое - свыше человеческих возможностей.
Спасибо. Моя бабушка блокаду пережила ребенком. Это даже вспоминать тяжело было.
Невозможно без слез смотреть и читать свидетельства этого горя. Тяжелейшее время. Подвиги людей переживших его и еще исполнявших свой долг при этом не должны быть обесценены и забыты.
многие работы запомнились с детства
Содержательно...У меня отец в 3 года там был...
Потом их вывезли...
Жуткие сюжеты, дай Бог что бы все это не повторялось. Спасибо за подборку. Понимаешь как хорошо все таки мы живем!
Спасибо.
Спасибо! Такое забывать нельзя...
Большое спасибо. Жаль что некоторых это не научило быть добрее друг к другу. Прекрасные работы в разных жанрах и техниках, запоминающиеся и это главное
Спасибо за подборку.
Спасибо за такой пост, за прекрасную подборку работ.
Разместила на странице ВК текст. Ссылки здесь нельзя давать , повторю его.
Друзья! Сегодня праздник- день полного снятия блокады.
Мою семью он напрямую касается. Мама - коренная ленинградка 1929 гр, и они с мамой и братом до 1943 года находились в блокадном городе. Когда она рассказывала, мне запомнилось, как она говорила о трудностях добывания воды зимой, когда все уже были ослаблены, морозы стояли трескучие! И как бывало, почти у дома ведра проливались. И приходилось возвращаться, а её путь был в 1 км! И эти спуски к воде! На санках, худенькая девочка! Мама на работе, братишка на 8 лет младше, маленький. И её задача - ходить за водой и хлебом...
Я приведу выдержки из "Блокадной книги", вот так и было. И подборка рисунков блокадных художников, живых свидетелей- что может быть красноречивее?!
Иван Андреевич Коротков, художник: «Какие тут события происходили? Водопровод работал кое-где, и оттуда можно было ведром доставать воду, но получались такие большие ледяные горы. На Невском, как раз около Гостиного двора, была такая башня. Почему она образовалась? Потому что когда ведра,наполняли, то воду проливали, она скатывалась, лед нарастал, нарастал и на метра два-три поднимался от земли. Потом забраться туда было целым событием. Воду я носил. Заберешься (я был в ботинках солдатских), а как обратно? С ведрами? Ну, иногда сядешь на горку и скатишься ничего, а иногда грохнешься. И опять проливаешь. И гора эта растет без конца. Так и на спусках к Неве, кто ходил за водой на Неву».
Галина Иосифовна Петрова: «Да, возили мы воду из Невы. Это я помню очень хорошо. Это против Медного всадника. Мы туда ездили через Александровский сад. Там прорубь была большая. Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезем эту воду, она, конечно, уже в лед превращается. Приносили домой, оттаивали ее. Эта вода, конечно, грязная была. Ну, кипятили ее. На еду немножко, а потом на мытье надо было. Приходилось чаще ходить за водой. И было страшно скользко. Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Потому что люди очень слабые были: часто наберет воду в ведро, а подняться не может. Друг другу помогали, тащили вверх, а вода опять проливалась. Около Сената и Синода стоял какой-то корабль. Там, бывало, моряки приходили и помогали пожилым. Да было и не понять, пожилой это человек или молодой, настолько были, во-первых, все закутаны, а во-вторых, были же коптилки, и из-за этих коптилок мы были как черти».
Добавлю от себя: кого это не коснулось, тот может закрывать глаза, не слушать, уходить от темы. Но мы, в Петербурге, больше всего переживаем, что живые свидетели- блокадники уходят. Остаются лишь те, кто были очень малы и не помнят ничего. И некому уже прийти в школы, рассказать детям, чтоб помнили и гордились!
Черный бант козлу.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО !!!
Да, жуткие истории творились в Ленинграде в блокаду. В архиве нашей семьи хранится письмо из блокадного Ленинграда. Забывать такое нельзя.
знакомая баба Вера была из блокадного Ленинграда эвакуирована. Рассказывала, что неделю в постели с мёртвой матерью пролежала, а вылезти не могла. От голода ослабла.
xo66u-----он же Дмитрий Литвин, 1989 года рождения, живёт в Москве окончил Британскую высшую школу дизайна в 2010 году (Graphic Design & Illustration), проведя последний год обучения в университете Хартфордшир.Сегодня Дмитрий работает иллюстратором в крупнейшем российском медиахолдинге РБК.
думаю это не тот. стиль совсем разный.
из Кёнигсберга он, не из Москвы. Да и рисульки его гляньте, никаким РБК и близко не пахнет. Потомок недобитого полицайчика.
Стили разные. И да, искать кто он такой, многовато чести будет.
Моя мама всю блокаду от и до пережила, хотя ей было 4 года в 41-м, все помнила четко, ее рассказы были удивительны и ярки. Всю жизнь жалела, что не писатель, мечтала записать их, но трудно это...
Страшно.......больно.....очень-очень больно. Мы жили по-соседству с женщиной-блокадницей, ей удалось как-то пробраться в тёплую Азию. Ничего о себе не говорила, боялась, а может боялась ворошить. На вопрос : "А была ли семья?" сухо отвечала, - были. Старшие понимали, что к чему. А нам строго говорилось. - "Она Войну пережила. Блокадница! " . С тех пор у меня это рубцом залегло - Блокадники. Спасибо Ленни за статью. Это не живопись и графика Войны, это ее нервы
занятные времена пошли... всех пиплов по сортам расставляет...
в ком и сколько содержится грамм чистого золота, а в ком бочка ♪овна...
В нашей семье тоже были жители блокадного Ленинграда, рассказывали мало, чувствовалось, что тяжело было это вспоминать.
Спасибо за подборку замечательных работ. Мне больше всего впечатлил рисунок - Н. А. Рончевская. "На улице. Ленинград в блокаде". 1941. Вот где безвременье, ужас и пустота, полное ощущение, что время остановилось.
Да, из-за амбиций каких-то двух обиженных в детстве людоедов столько простого народу полегло.
1500000 человек! Из 2900000 человек, проживавших в Ленинграде к сентябрю 1941 года (написал верхнюю цифру, т.к. по разным оценкам блокада Ленинграда унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Сталинская статистика не особо заботилась о каких-то сотнях тысяч простых граждан. Плюс минус 900000, не страшно)
Да, и не совсем понятен неуместный высер гражданина xo66u из Кёнигсберга.
Вполне допускаю, что в отношении его предков были предприняты какие-то несправедливые действия со стороны сталинского режима, и он это зафиксировал в своих архивах.
Но простые ленинградцы, недожившие, и пережившие, здесь причем?
Никакого квасного патриотизма в теме топика не заметил
Я, как человек, не переживший ничего страшнее перестройки))), сравнивая себя с поколением пережившим нашу революцию и её последствия, с поколением пережившим Великую отечественную войну, со всеми моими желаниями, надеждами и претензиями кажусь себе просто мелким по сравнению с тем, что выпало на их долю. О себе я не знаю (и не дай Бог узнать), смог бы я рисовать в блокадном Ленинграде или нет, а вот они рисовали, не ради славы, а просто потому, что они там были. Героическое поколение (извините за патетику)
Даже если отбросить моральную строну вопроса. Работы очень ценны, так как написаны очевидцами не бывалой трагедии. В высшей Бритинской школе искусств наверняка об этом была лекция. В искусстве очень ценны такие работы. Даже с их неправильностью технической……… может кстати она и наиболее выразительна в этих работах. Люди писали сердцем.
Люди переживали настоящий апокалипсис и остались творцами.
Мне кажется, здесь даже совсем неважно, как нарисовано, хоть совсем по детски, это живые свидетельства тех дней, о которых мы имеем смутное представление, нет прочитано много и тетка моя пережила блокаду, рассказывала, когда я была маленькая, но запомнила хорошо, как ходила в гости к подружке, у которой папа был близок к кормушке и какие они были сытые, но ни разу не угостили ее. Нам все равно в полной мере не представить, что пришлось пережить людям и грешно просто в таком тоне говорить, как отличившийся тут оратор себе позволил, об этом. Рисунки производят такое впечатление, что хочется плакать над каждым. Спасибо автору темы и как хорошо,что есть неравнодушные люди.
Да и кстати ..хо66u.. иногда на стены вешают палостмассовые распятия, плачущие фальшивыми, ярко красными чернилами … и это не столь важно, что слезы чернильные на распятии- главное что слезы верующих смотрящих на это настоящие и искренние.