Художник! Тестовые нужны!

Коли уж зацепили тему, то вот накропал.
Тестовые! Кошмар и проклятье художников. Гремят споры. Кто-то готов делать их пачками и месяцами не вылезает из тестовых, не получая по факту ничего. Кто-то написал на щите «Ни штриха без рубля!» и рубит общение с заказчиком при одном упоминании о тестовых. Давайте немного разберемся. Я был и с той и с другой стороны, то есть и как исполнитель делал и делаю тестовые, и как арт-лид оценивал портфолио, формировал тестовые задания и оценивал кандидатов. Поэтому могу однозначно и четко сказать «тестовые нужны и делать их нужно!»
Но!
Следует учесть следующие моменты.
Если вы исполнитель:
1. Первое на что нужно обратить внимание – с кем и по поводу чего вы общаетесь. Очень часто крупные проекты и фирмы тоже требуют тестовые. Они могут быть платные или бесплатные. Если контора солидная, то тестовые обычно оплачиваются. Возможно, по чуть меньшей ставке, но по факту как договоритесь. Так вот, прежде чем обсуждать тестовое нужно выяснить – кто контрагент. Сюда же вопрос – а что предлагают по итогам тестового? Разовый заказ. Устройство в штат. Проект на 10 млн долларов? Надо же знать - за что, собственно, бьемся. Опять же выяснить это все у достойного заказчика не представляет проблем – вам все расскажут, объяснят и пообещают. И тогда уже решать. Часто бесплатные тестовые дают отличный результат по итогу. Ах да. Если тестовое прислал бот - точно мимо.
Правило 1: тестовое берется если овчинка стоит выделки.
2. Вижу очень много художников, которые, наверное, от безысходности, кидаются на абсолютно любой заказ. В объявлении написано, что требуется реалистичный рендер в пост-апокалипсисе, а у меня в портфеле раскраски со свинками для детей 3-х лет – все равно! Пишем! Авось возьмут! Так вот – не возьмут. В любом проекте или студии помимо HR, который как правило ни черта не смыслит в арте, сидит человек задача, которого отсеивать кандидатов, оценивая портфель. Если портфель однозначно мимо как в примере - вы не получите даже тестового. Если спец по арту видит уровень, но по портфелю не понимает можете ли вы попасть, например, в стиль – тестовое обязательно будет. Если все в портфеле норм и точь-в-точь как требуется, то все равно тестовое скорее всего будет. Но об этом позже. Поэтому, уважаемые, я знаю, как сложно выцыганить заказ, но поверьте нет никакого смысла откликаться на вакансию или заказ, которые вы априори не вытянете. Это убивает время всех участвующих лиц, а убитое время – деньги. А деньги — это наши с вами деньги, которые мы не получим, потому что их забрал человек который отсеивает портфели.
Правило 2: тестовое не берется или отсеивается на этапе ознакомления с ним если точно не справитесь.
3. Дальше. Тестовое это первый опыт работы с заказчиком и на нем можно понять очень многое. Помимо очевидного – справитесь ли вы с работой и какую цену заряжать, по тестовому можно понять - насколько внятное задание вы вообще получите. Как вас задолбают правками, сколько времени нужно будет на проект и есть ли оно в вашем графике. Ну и вообще по кайфу ли вам было его делать или шло настолько некомфортно, что и гонорар уже не нужен.
Правило 3: тестируют нас – тестируем мы.
3. Тестовое это не работа еще. С другой стороны, от эффективности тестового зависят возможные будущие деньги. Если уж взяли тестовое нужно четко понимать, что от вас хотят. Не лишним будет спросить у заказчика, а что, собственно, оценивается в тестовом. Тут часто вижу фразу «А что по портфолио непонятно?». Отвечаю «Иногда непонятно». Помимо уровня рисования заказчика может интересовать:
- Попадание в стиль. Это жесткая штука, оцениваться будет все вплоть до толщин контуров и способа размытия теней.
- Время, за которое вы выполнили тест и вообще исполнительность и следование дедлайнам.
- Работа с концептом.
- Цена и ее соответствие результату теста.
- Общение. Да, да вас тоже тестируют на адекватность.
- Понимание специфики производства и пайплайна.
- Соответствие техническим требованиям и т.п. Например, как вы формируете структуру документа и учли ли все требования тех документации.
- Ваши сильные и слабые стороны. Практика показывает, что кто-то хорош в концепте, кто-то в рендере. Кто-то в персонажах, а кто-то в UI. Кто-то только в своем авторском подходе.
- Технологический стек. Каким софтом и как вы пользуетесь.
- И многое другое.
Из чего выводим Правило 4: нужно четкое понимание тестируемых показателей.
5. Поставьте себе ограничитель по времени исполнения тестового. Понятно, что хочется показать себя во всей красе, но нужно иметь в виду, что, если вы его пройдете и попадете на производство никакой вольницы со временем вам не дадут. Нужно сразу определить свой комфорт в работе и баланс с затрачиваемым временем. В большинстве случаев вылизанное тестовое тоже никому не нужно по ту сторону сидят такие же художники, которые прекрасно видят смогли вы выполнить поставленные цели даже на быстром варианте или нет. Чтобы определиться с целями смотри Правило 4. Обычно если я беру тестовое на них дается два-три дня. Но я никогда не трачу больше 3-4 часов. За это время если «проект ваш» получится вполне себе хороший результат тестового, а если «проект не ваш», то и продолжать нет смысла, нужно просто сказать заказчику «не пошло, извините».
Правило 5: четко определенное время на тестовое.
6. Да, бывают странные тестовые, где нужно нарисовать концепт трех главных персонажей, сцену и скажем еще несколько врагов. То есть сделать половину проекта. Прежде чем, отказываться можно обсудить с заказчиком, что объем неадекватный и к тому же подразумевает дальнейшее использование арта в проекте. Поэтому либо это оплачивается, либо сокращается, либо не делается.
Сюда же относятся всякие требования к отправлению исходников, строгом техническом регулировании документа и т.п. Но нужно иметь в виду - иногда эти требования важны и выполнять их или не выполнять мы решаем на основании Правила 1. Если же контрагент какой-то мутный, то конечно нужно ему объяснить основы авторского права и предложить компромиссный вариант.
Правило 6: Задание тестового должно соответствовать именно тесту и не подразумевать работу над проектом.
7. Ну и правило 7. Вы нарисовали тестовое, а заказчик слился/не взял на работу/не дал фидбэк и т.п. Забейте. Это не повод нервничать или отказываться от тестов с другими заказчиками. В любом случае профит от тестов перевесит потерянные когда-то три часа. По своему опыту могу сказать, что лучшие и жирнейшие заказы и условия я получал именно после тестовых заданий.
А теперь несколько слов к заказчикам.
1. Уважаемые, не доверяйте HR и тем паче ботам. С художниками должен общаться художник. У вас нет художника для общения с художниками – обращайтесь, вам помогут.
2. Драгоценные, платите за тестовые. Путь чуть-чуть, с вас не убудет. Но поверьте, шанс откопать того, кто вам нужен увеличится кратно.
3. Дорогие, составляйте задание так, чтобы в нем невозможно было потеряться и сразу было понятно, что вам конкретно нужно. Не знаете, как составить – обратитесь к художникам. За небольшую мзду вам помогут.
4. В тестовое не вносятся правки. Если вы решаете что-то поправить значит мы начали работу и я жду денег.
5. Получив тестовое и решив, что оно не подходит – дайте обратную связь. Это не сложно, а для художника огромный бонус.
6. Вообще если вы никогда не работали с художниками и не знаете, как подступиться – пишите, звоните. Вы можете не брать художника на работу, а просто нанять его как консультанта. Он сэкономит вам массу времени и денег при найме сотрудников-художников.
7. Не нарушайте авторских прав) Получив на халяву какой-то арт, вы можете попасть на крупные неприятности. Скупой платит дважды.
Если заказчик сомневается, то попросить выполнить тестовое - это его полное право. Но заплатить за тестовое нужно при любом раскладе.
Потомучто любой труд должен быть оплачен.
Ну тут музыку заказывает тот кто в выгодном положении. Если у заказчика очередь из соискателей на конкретную позицию, готовых на бесплатное тестовое, то зачем платить. Тут скорее вопрос к художникам. Я там писал про тех, кто бросается на каждый заказ, даже не взглянув на условия. Ну а если приз достаточно жирный, то по идее и бесплатное тестовое можно, просто можно в этом случае рассматривать его как конкурс. За участие в конкурсах кстати тоже не платят.
отличный пост ,замечательно все по полочкам.Полностью согласен.На каждый случай свой подход.Да мы и не роботы, должно же быть место для маневра.
Отличная статья! По факту, по изложению, по доходчивости. Замечательно и элементарно все разъяснено.👍
Очень грамотно всё изложено, спасибо.
Как худред, я не вижу смысла делать пробник в финальном качестве. Варианты финальной отрисовки и проработки цветом можно выбрать в портфолио соискателя. Но эскизы центральных персонажей и компоновки в формате - это must have. Именно тут можно получить тучу обоюдных проблем, если проявится какое-то недопонимание.
Как исполнитель, я не работаю без пробников никогда. Даже, если сама себе редактор. А уж если заказчик новый, то вообще не представляю, как иначе. Кстати, в хозяйстве ничего не пропадает! Недавно иллюстрация для открытки, нарисованная 15 лет назад, не принятая заказчиком и благополучно забытая стала обложкой к книге. Если будет вдруг минутка, сделаю пост об этом.
Добавлю немного.
Самое неблагодарное — это требование попадания в стиль, пару раз в такое игрался, и даже получилось, но радости в этом нет никакой.
Делаю тестовые в случаях:
1) своей полной уверенности в том что справлюсь (конечно же, это не гарантия, что заказчика всё устроит)
2) когда тема интересная, условия по оплате, срокам и проч. известны, понятны и приятны
3) есть личный контакт с заказчиком и его уверенность в том что получится (обязательно персональное общение, а не обезличенное письмо а-ля рассылка)
4) если мутно и непонятно, то простая проверка фразой "какие работы в моём портфолио ближе всего к вашей задаче?". Если ответ уклончивый, неадекватный или отсутствует, то до свидания.
5) как выше уже написали, можно играть в тест с неидеальным ТЗ, если точно знаешь, куда потом денешь картинку. Есть тесты, на основании которых впоследствии были сделаны другие книги, или иллюстрации успешно загружены на стоки, или, на крайний случай, осознанно протестирована новая техника работы и сделаны выводы.
Требование попадания в стиль злое, но необходимое условие. Крайне редко можно встретить проекты, где нет необходимости соблюдения какого-то уже утвержденного стиля. Да и в принципе организовать проект, где трудится больше одного художника так, чтобы каждый работал в своем привычном стиле, практически невозможно. А про ботов я написал - да, брать тестовое от бота абсолютно бессмысленная ерунда.
отлично, что "и нашим и вашим" :)
спасибо за пост!
так вот оно как....тама значит деньга зарыта маманьки зналбы занимался бы этим 😱-
Там это где?)
...Темка то незатейлевая ,что бы здесь целую диссертацию кропать. По итогу можно было бы уложится в несколько коротких тезисов .Без обид.
Тестить, не тестить это личное дело каждого иллюстратора .Исходя из личного опыта ( ежели имеется) и личной обьективной целесообразности .
А вот если перейти к продолжению темы .Например ,на тебя выходит сам заказчик . Издательство известное .Никаких ботов .Общение по переписки по емайл. Есть и Вацап.
Тест по его просьбе художником выполнен .Заказчику отправлено фото. Заказчик тестовой работой остался очень и очень доволен .Ранее заказчик утверждал ,что если тест устроит ,то он войдет в общую массу иллюстраций по книге и будит частично оплачен . В итоге ,проходит пара недель, но от заказчика никаких признаков жизни.
Как в таком случае поступить добросовестному иллюстратору ?
Владимир,) Выступлю "капитаном очевидность". Если после отправки фото(теста) нет обратной связи от предполагаемого "заказчика", кроме как- "тестовой работой остался очень доволен...он войдет в общую массу иллюстраций по книге и будит частично оплачен", в таком случае ждать, этой самой частичной оплаты. "Заказчик", видимо, не утруждает себя обсуждением с кандидатами(соискателями), сроков пайплайна проекта по собственным, субъективным причинам.
Как тут поступать?(кроме озвученного ожидания)) Продолжать уточнять сроки оплаты! "Хлеб за пузом не ходит", есть такая поговорка. Каждое "утро"(или другое время суток), дисциплинированно "долбить" в одну точку с вопросом "Когда?", до получения фидбэка. Однако раз "от заказчика никаких признаков жизни" нет, есть смысл в свои обращения добавить кроме вопроса "когда", вопрос- "У Вас всё нормально?". Возможно, да, заказчик-труп. Как поступить после? Собственно, вам уже дали ответ. Перепродать свой продукт другому клиенту.
Пара недель? Могу предположить обычное из серии "быстро только кошки родятся". Кинулись искать художника скорей-быстрей, а макет не согласован и бюджет не утвержден. Сама с этой порочной практикой в издательстве 10 лет воюю((
Тест, который входит в общую массу иллюстраций, должен быть оплачен не частично, а как все остальные иллюстрации.
Задайте вопрос контактному лицу, пусть обозначат старт работ, вышлют вам на согласование договор или хотя бы образец пока. Вообще чем больше вопросов вы зададите "на берегу", тем лучше. Тем более, что есть все контакты.
ну вопрос то незайтеливый, чтобы его тут обсасывать) без обид) во-первых пара недель это прям не срок для издательства, чтобы они как-то там начали поворачиваться. Если человек не отвечает в переписке мало ли - может случилось что. Данные издательства есть же? Он же там не один работает? Ну позвоните туда поинтересуйтесь какова судьба вашей иллюстрации. Далее договор авторского заказа по идее обязателен в письменной форме только если с юридическим лицом заключается. Если вы вели переписку с физиком то по идее переписка вполне себе может быть в суде доказательством факта заключения сделки. Только в этом случае требования вы будете выставлять не к издательству, а к этому вот конкретному человеку. Далее можно просто подождать вышла книга - а там ваша иллюстрация. Ну тут можно уже идти к издательству и их трясти, если иллюстрация была не оплачена. А вот если это все-таки был тест, который якобы прошел и результата нет, то чего тут обсуждать? тема то незатейливая)
Простой и незатейливый ответ: если есть минимальный риск что заказчик уйдет в закат, но есть причины сделать тест, нужно абсолютно точно понимать свои действия в этом случае (на 90% это "куда приспособить картинку" ).
С вашим опытом, плюс оригинал на руках. проблемы как бы и нет.
Заметки годные к применению. Интересен вот какой вопрос(!!!)
Какова основная мотивация издательств устраивать "тестовое"?
•Истощение собственных ресурсов
•Сбор дополнительного(аналового) материала
•...другое
вот тут я не знаю) книжные издательства это такой особенный зверь с очень странным поведением и маленьким кошельком. У меня больше вопрос зачем и кто делает им тестовые. Там то уж точно бодаться не за что.
а куда без истощения собственных ресурсов? эффективные менеджеры, износ оборудования, текучка кадров, долги, кредиты, папины дети на место кадровых управленцев, дачи- любовницы и тд и тп. естественно единственный выход издание книг на минималках. штатные иллюстраторы за такие деньги не работают, даже при максимальной лояльности. Да и корпоративная этика против этого. поэтому и ищут жемчуг в "сделаю с удовольствием". ищут люди с минимальным стажем, понятное дело. в итоге, для них единственных выход определится с найденным - тестовое. Причем фокус группа тоже ни разу не художники, Это не игрострой, и не маркетинг.
Убедиться, что видение редакции совпадает с видением художника. А главное, убедить босса, что художник видит "как надо". Первым делом тут конечно портфолио должно соответствовать проекту, но далее важные частности: персонажи должны соответствовать описанию и заявленному возрасту, художник может грамотно скомпоновать разворот в случае сложной верстки, например стихов.
Вот т.н. материал точно нафиг не нужен))
Если человек делает тестовое (при наличии вполне читабельного портфеля) бесплатно, у меня один вывод: его кто-то кормит, а от бабуленьки досталась хата. У меня вообще нет варианта не брать деньги за тестовое, не потому что я возомнила себя Пикассо. Если я каждому желающему выдам по бесплатному тестовому (которое вообще-то РАБОТА, а не бирюлька рисуемая за 10 минут), то я физически кончусь в силу невозможности питаться солнечным светом.
ну этот вывод неверный) и тест не нужно делать каждому желающему. смотрите правило 1
В целом с Вами согласен .Тобишь, Вы заранее согласовываете с заказчиком цену за тест ? Каким образом все это происходит , в виде отдельного договора или как ?
Если заказчик не идет на предворительный договор ,условия и тп .Категорически с ним отказываетесь от сотрудничества ?
🌟😊👍🌟
вот, сразу видно - юридическое образование у человека:)))
всё - по пунктам
NORM•!!!
🔸по своему опыту -
главное:
••• труд должен адекватно вознагражаться, даже на тЭстовых заданиях.
••• каждый случай бывает настолько уникальным, что приходится внимательно изучать все условия и креативно искать возможности, чтобы не прогореть, а нормально заработать•!!!
🌟🧙🏼♂️🌟
Бесплатные тестовые работы могут делать авторы нарабатывающие свое портфолио и собирающие свою личную коллекцию заказчиков, это вполне нормально. Когда годное портфолио собранно, заказы регулярные тоже можно, но только для того что бы проверить себя, и только для собственного самоутверждения в каких-то новых для себя сферах, такое бывает.
Вопрос оплаты тестовых прост - если просят тестовое "как у Вас в портфолио" - нахер!
Если у Вас такого в портфолио нет, но хочется попробовать.....ну тут уж - каждый сам себе Буратино.
P.S. Антону - РЕСПЕКТ! УВАЖУХА! Очень всё грамотно раскидал на пальцах, прям как Карл Маркс!
Как заказчик, который сделал несколько книг с художниками за последние годы (и еще несколько сейчас в продакшне), скажу так: тестовые не нужны!
В моей практике не было ни одного случая, когда тестовое привело к найму человека (за исключением одного случая, но то был 16й год, ситуация безвыходная и художник непонятно зачем вообще взялся за проект, потому что на трети работы она просто дропнула все проекты и ушла в закат, так, что даже ее подруга-художница по не смогла с ней связаться и выбить права на совместную работу - это послужило мне хорошим уроком: никаких компромиссов).
Когда ты нанимаешь художника, который уже рисует так, как нужно заказчику, ты без всяких тестовых знаешь, что получишь тот результат, который тебе нужен.
Более того, тестовое - это работа, работа должна оплачиваться, а бюджет он бюджет... И так можно спустить весь бюджет на тестовые - на саму работу денег не останется.
А если уж прямо так поперек горла зачем-то стоит это "тестовое", лакмусовая бумажка это грубый скетч ("грубый" - ключевое слово) пары фаз дизайна персонажа - делается это за 15 минут, и по ним уже все понятно: рисует человек так, как надо заказчику, или нет.
И, еще раз: в моем опыте ни одного положительного результата от тестов и проб я не получил. Все успешные работы, в которых довольны обе стороны были когда я, заказчик, приходил на стиль и манеру художника (исполнителя).
Извините, вы таки, "заказчик", или "субподрядчик"? Обращение "к себе" в третьем лице звучит странно, если только не рассмотрение гипотетических ситуаций.)
И 15 минут на грубый скетч, повеселило отдельно)), откуда такие "профессиональные" понятия о времени на скетч? Впрочем, всё субъективно,) и ваш сказочный ветер, и структуированный подход к "тестовым", бывшего(?) юриста, ныне художника-самоучки. Ещё раз, извиняюсь, за "сухие" определения(они также субъективны) ).
Кто согласен делать тестовые - тому хвала и уважуха, вопрос - нахрена делать тестовые у кого портфолио ломится от "того что надо" ? Странный подход, нужны иллюстрации определённого стиля, ну и выбирайте тех кто это может, зачем мучить не тех кто так не может? Очень странный подход.
Тут на сайте выставлены портфолио, неужели сложно найти нужное? Ну тогда ищите на хед хантере или на АВИТО, на Старом Арбате, в Измайлове.....ищите и обрящете.
Может озвучим ценники на тестовые, а то как-то всё абстрактно? Этой осенью у меня было два тестовых на настолки, обе по 1500 рэ. Взял потому что был заинтересован войти в сферу. Потратил на каждое тестовое 7 часов. И вот, несоответствие затраченного времени и оплаты сильно сбивало с толку, останавливался - высылал клиенту сырые разработки.
Да тут же как с ценой за работу. Все индивидуально и зависит от конкретного проекта.