художник и Рынок
интересно, про то, кто где хозяин:)
Художники как бренд: арт-рынок не терпит харизмы.
Раньше произведение искусства стоило ровно столько, сколько оно могло стоить — пропорционально трудозатратам художника. Сегодня нет художников, но есть бренды, нет выставок — но есть проекты. Это означает, что сам процесс создания произведения искусства в этой цепочке посредников весьма ничтожен и отходит глубоко на второй план — первостепенен менеджмент, он-то и наиболее затратен во всех смыслах, он — а вовсе не художник или его талант — и является основной производственной мощностью на этом рынке. Самого художника может и вовсе не быть — в том смысле, что вряд ли что-либо изменится, если одного художника заменить другим. В самом деле — что поменяется? В целом, до ХХ века один живописец отличался от другого характерной манерой, заказчики приобретали конкретную картину, а не брендовый товар, продать можно было произведения искусства, но не культовые имена. Но как сегодня отличить одно абстракционистское пятно от другого, как понять, что инсталляция в виде люстры из сотни гигиенических тампонов «почерком» отличается от инсталляции с ржавым унитазом, если «почерка» нет? Как понять, что лежащая на постаменте плюшка — это не просто кем-то забытая недоеденная плюшка, а арт-объект стоимостью в 8 тысяч долларов? Но кураторы проекта поспешат сообщить нам, что автор унитаза — эстет, носит исключительно очки от Polaroid в роговой оправе, коллекционирует элитные барбадосские чаи и одевается у Ив Сен-Лорана, в то время как автор люстры из тампонов — лысая лесбиянка, одевающаяся в мужские пиджаки от Hugo Boss и всячески пестующая свой имидж неадекватной и контркультурной infant terrible. Теперь-то понятно: один эстет в роговых очках, другая — лысая infant terrible. Только лишь в этом разница.
Но вернемся еще раз к русскому авангарду. Ведь нет секрета в том, что «Черный квадрат» Малевича — это не произведение искусства, собственно, таковым картина никогда и не считалась — это манифест, символ нового искусства, отрицающего прежнее. На выставках он висел в так называемом красном углу, где обычно вешают иконы. Черный квадрат — икона супрематизма, отрицающего искусство как таковое. Процесс создания произведения еще более упростился, улица не должна «корчиться, безъязыкая» — новое искусство должно быть понятно всем, оно должно выплеснуться в городские пространства, стать доступным урбанизированному обществу. Не сказать, чтобы общество восприняло его с энтузиазмом, но возникновение супрематизма еще раз подтвердило, что художником может стать каждый. Но если «первая волна» авангарда возникла как протест против буржуазного общества с его стандартизированными вкусами, против буржуазного искусства вообще, то авангард англо-американский, получивший развитие в середине ХХ века, сыграл роль не просто катализатора арт-рынка, но законодателя его бессмысленных правил существования. Пришло время абсолютной власти кураторов и галерейного маркетинга. Рынок окончательно спятил. Не обремененное смыслом полотно Поллока стоит дороже любой картины Рембрандта, Мане или Климта. Работа Кунинга оценивается выше, чем натюрморт Сезанна. Невнятные геометрические фигуры Ротко продаются дороже, чем полотна Гогена.
Что произошло? А произошла окончательная девальвация собственно труда художника и абсолютизация арт-менеджмента, способного создать какую угодно прибавочную стоимость произведения искусства. Проданное за 140 миллионов долларов полотно Поллока — это результат маркетинговых технологий галереи Гуггенхайма, и не более того. Трудозатраты Поллока исчерпывались тем, что он разбрасывал огромные холсты по полу и с помощью изобретенной им техники дриппинга поливал холсты краской — разбрызгивая ее каплями, с силой выплескивая из банок или сцеживая через продырявленное ведро, а затем размазывал краску палками или ножом, при необходимости достигая нужной фактуры добавлением в нее битого стекла или песка. При этом примечательно, что сам художник утверждал, что самоценным является лишь процесс создания картины, в котором он якобы способен войти внутрь живописи, сама картина — лишь не интересующий его результат. В этом-то и заключалась идея изобретенной им «живописи действия». Вопрос о ценности самого перформанса с разбрызгиванием краски и последующим ее размазыванием по холсту оставим пока в стороне, любопытнее другое — насколько в материальном эквиваленте может быть ценным задокументированный результат этого перформанса, проще говоря — документ, свидетельствующий о том, что этот перформанс когда-то состоялся? Может ли он оцениваться дороже, чем полотно Рубенса или Ренуара, которым, как ни крути, пришлось повозиться над процессом создания своих картин?
Автор: София Гольдберг
(вся статья по ссылке http://paintress.wordpress.com/2011/03/14/%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B/
Взял отсюда: http://professionali.ru/Topic/32527812/
отличная статья…. что называется — мысли в унисон)))
+++++++
вы считаете что ценность работы в трудозатратах?
Мария, Вы или статью прочитали не внимательно, или передергиваете…))) Речь идет о обесценивании трудозатратного искусства, ради наживы торговцев. Дмитрий и задаёт вопрос — кто где хозяин…
Я вижу три темы.
1. История развития изображения окружающего мира от наскального рисунка до трехмерного кино.
2. Искусство, как соединение с божественной энергией или с бесовской энергией.
3. Искусство, как концепция, идея.
Кого, что интересует, тот за то и платит.Кто-то интересуется бесовской энергией и скупает работы художников из домов для умалишенных.Кто-то интересуются русской иконописью.
А кто-то концепциями.
за этот абзац отдельный плюсище
умник!правильно сказал.больше ничего и добавить сложно.
!
статья очень хорошая… всё так. и ничего с этим не сделаешь…
Спасибо. Хорошая статья. Просто идёт процесс, как мне кажется, насильственного оскотинивания души человеческой. Кому-то это надо. Может очень грубо, но на ум приходит именно такое слово. Сломать художника так просто, это можно сделать бумажкой с циферкой и нулями. Хорошо, что не все этому поддаются. Пойду копать грядку…столько позитива получаю от земли.
+
Здесь видео на эту тему.
1 — http://www.youtube.com/watch?v=rV8wPAZzKbg
2 — http://www.youtube.com/watch?v=dtfRRWbumYs
3 — http://www.youtube.com/watch?v=LKyh2hZUaSs
4 — http://www.youtube.com/watch?v=tkDwb_HE80whttp://www.youtube.com/watch?v=mlcyYGOTf_I&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=Ub2KtcxAHEA&feature=related
Спасибо! Приятно глазу! Особенно Минин порадовал… А вообще я уже познакомился с таким огромным кол-вом интересных художников из Харькова, что возникает вопрос: у вас там грибы какие особые растут, или ещё не открытые месторождения урана в спальных районах?…
По-моему обсуждать бессмысленно: каждый волен делать то, что ему нравится. Хочешь рисовать как Бритвин — рисуй, хочешь сидеть на выставке голым и изображать собаку как Кулик — сиди. Денег у Кулика наверное больше, но настоящие деньги зарабатываются вообще в топ-менеджменте сырьевых компаний, а не в искусстве, вы уж решите, что вам надо.
как я понял. речь не идёт только о самовыражении. плюсом к самовыражению (перформансу) ещё и художественная ценность. голый дядька в ошейнике, лающий и кусающий прохожих — ценность сомнительная.
МХК таких в анналы не вносит. а что до денег — сожаление как раз, что Мастер и Произведение теперь оценены ниже, чем Процесс Самовыражения.
Да, кстати, делали что хотели Босх (потому что удачно женился) и Вермеер (потому что сам был галерейщиком)
Босха давили Испанским игом. у него завуалированы некоторые вещи. не в лоб. а стало быть — не что хотел.
А я с Артемом Безменовым не соглашусь.
Мне — интересно!
Это все прекрасно про сырьевые компании, но мне хотелось бы рисовать, и жить на те деньги, которые это мне приносит. По возможности рисовать то, что мне нравится. Хочешь, не хочешь, мы тоже участники какого-то рынка.
Мария Козлова тут писала про трудозатраты…
Мне нравятся художники, которые: 1. умеют рисовать (не те, что «у меня предметная живопись не удается, я решила заняться абстрактной»:))
2. сохранили фантазию и смелость, кураж, как хотите назовите.
Это и есть те самые трудозатраты. Если нет второго получается ремесло, если нет первого — «перформанс»:))
Не ручаюсь за точность, читал про философию создания японских средневековых ваз, Удачной считалась та, где работа Мастера сочеталась с непредсказуемой работой природы, получался шедевр.
Мне вот после прочтения статьи, все равно непонятно: «зачем»? Зачем раскручивается тот или иной, простите, бредовый бренд?
Мне вот удивительно, когда я прихожу в Эрмитаж, а в прекрасном наполненном светом Зале проходит выставка гигантских раскатанных черным асфальтом с полосками вертикальными неких «полотен». Это ж, кроме того, что их сделать, надо было их перевезти, выставить. И зачем это надо тому же Эрмитажу?
Согласна с Дмитрием!Кому-то очень хочется называться художником, и он просто придумывает очередную дурноту, несет хозяину галереи, а тот жаждущий денег раскручивает очередное новомодное ничто.
Музеи считают, что выставляя в своих стенах подобное ничто, идут в ногу со временем.
Зачем? Затем, чтобы быть в продвинутой части человечества, чтоб бредово ощутить бредовость бредового времени. Потому что эрмитаж не хранилище старинного антиквариата, а живой и развивающийся центр развития искусства, блин.Вообще-то Екатерина, устраивая эрмитаж, о развитии искусства, видимо, не думала, она коллекцию составляла.
Новое это хорошо, кричащее это хорошо, эпотажное это хорошо. если это имеет ценность оно останется если нет уйдет. Классическое искусство во многом устаревает там остаются единицы. Почему бы не позволить открыть себе глаза на что-то новое. Как писал Волошин-художники глаза общества, они дают новое видение, как дали новое видение импрессионисты. На такие выставки стоит ходить, чтобы мозгам не давать стареть. К тому же сейчаас отдельную нишу стал занимать дизайн, искусство перестало быть прикладным. Фотография- требования реализма — исчезли. Оно стало свободным.
пусть это будет флэш-моб. он бесплатный и «чтоб мозги не старели». эпатаж в виде 5–6 студентов ХудГрафа, прошедших по улицам в свадебных платьях и фатах, бородатых парней.
Да кто бы спорил, творить — это вообще прекрасно!!!
Классическое не устареет — останется, это кроме творчества еще и дыхание времени. Про выставки — ходить, это замечательно. Мы с Ольгой как раз спорим всегда: она — в любимый Эрмитаж, я на современных графиков:))
А сравнивать это не надо.
Каждый найдет свою красоту… главное, чтобы искал:)
а мне очень нравится итальянская поговорка «presto e bene non vanno insieme», что дословно означает «хорошо и быстро не идут вместе»)))
на занятиях по итальянскому нам говорили, что это эквивалент нашей «поспешишь — людей насмешишь», но мне оттенок итальянской полсовицы нравится больше.
По-моему, только время всё расставит по своим местам…
+++