Если в последний момент заказчик говорит что работа ему не нравится...
Остается только расстраиваться?
Прошу мнение со стороны.
Заказчик у меня постоянный. Делала ему серии рисунков на разные темы в векторе, всегда все устраивало, были конечно правки небольшие. Последняя серия была на тему нового года, 12 рисунков. В процессе работы заказчик говорил, что все устраивает, нравится, какая прелесть и т. п., вносились небольшие корректировки. И вот я все доделала и отправила превью готовых рисунков. И на мое удивление заказчик отвечает " что-то мне не нравится, я найду примеры рисунков которые мне нравятся и вышлю тебе, нарисуешь заново»…. Подавив приступ гнева пишу заказчику мол почему не понравилось, все ж устраивало в промежуточных этапах, работа уже проделана, время потрачено и т. п. Закакзчик отвечает односложно " не понравилось офису в Москве» и далее задание по новой теме рисунков.
Вот как в такой ситуации себя вести и кто виноват?)) Я конечно написала, что такая схема работы меня не устраивает и мне не интересно вкладывать энтузиазм и фантазию в рисунки, зная что в последний момент всю серию могут похерить. Но заказчик как-то игнорирует моё возмущение, пишет типа «ага, я тебя понял… так вот про новые рисунки….»
Я понимаю что можно пристроить эту серию, тем более новый год скоро (в серии разные векторные змейки, дед мороз, снегурка и прочие новогодние штуки), но вот вопрос как дальше работать с таким заказчиком? Тем более что заказчик постоянный, был бы разовый, послала бы и забыла, а рисунки выкинула бы на стоки. Но тут как бы и ссорится не хочется и объяснить не получается и энтузиазма к работе как-то мало осталось.
Юля, сочувствую… Скажите, а договор есть? Если есть — что в договоре по поводу правок было написано?
договора нет) все на честном слове. Раньше проблем не было, после утверждения готовых рисунков переводилась оплата. То есть заказчик никогда не обманывал, а тут вот в самом конце такая ситуация, что даже править ничего не просит, просто ему в принципе вся серия не нравится
Потребуйте деньги за проделанную работу и делайте все заново, за что опять-таки потребуйте деньги:)
ага)) если б это помогло)) заказчик говорит типа это первый и последний раз, чесссслово, понять и простить)) но платить за то что ему не надо не готов
Я не стала бы работать с таким заказчиком, послала бы его в письме на х….
Эту сделанную серию предложите другим конторам, занимающимся подобным делом — купят)
А с данным заказчиком (да и с любым) надо работать только по предоплате. Предоплата дисциплинирует.
Меня тоже подмывало нецензурно выразится в письме))) но как-то сдержалась, думала что удастся цивильно все объяснить, но нет заказчик принял позицию «я не понимать по русски»)))
расстраиваться не надо, нужно делать выводы на будущее и без договора не работать)
Сочувствую вам. Но единственный способ заставить заказчика вести себя прилично — это договор и предоплата, даже если заказчик сто лет знакомый. Всякого из нас можно обмануть, но лучше, чтоб обман не происходил больше одного раза.
спасибо Оксана. Тоже сейчас к этому выводу пришла. А то раньше если заказчик первый раз все оплатил без проблем то у меня сразу появлялась иллюзия, что дальше тоже так же будет и никогда не обманут… Тем более и по телефону общались много нормально, в общем было ощущение надежности((
да я уже не расстраиваюсь, просто работать с этим заказчиком желания уже практически нет. Про предоплату тоже решила, что надо брать. мне кажется дисциплинирует лучше любого договора.
Вообще тут достаточно часто встречала в портфолио у художников работы на продажу, в том числе те, которые заказчика не устроили. Но как-то мне не улыбается так вот работать, ничего не получить и потом еще думать куда это пристроить.
Вам нужно прежде всего успокоится. Такие ситуации случаются. Не надо ругаться с постоянным заказчиком. Поднимите вопрос о возможной компенсации, может в будущей работе.
договоры разные бывают… мне тут такой прислали — закачаешься, при оплате 2000 руб за разворот…
вот выдержки:
Договор авторского заказа
с отчуждением заказчику исключительного права на произведение
4.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения настоящего договора Автор обязан возвратить Заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку в размере ____--_____.
5.1. Исключительное право на произведение переходит от Автора к Заказчику в момент заключения настоящего договора.
5.3. При отчуждении Заказчиком оригинала Произведения исключительное право на Произведение переходит к приобретателю оригинала произведения.
так-то………………………………………..
Знакомый договорчик)))
Елена, неужели Вы подпишите этот договор с неустойкой?
Хотя бывает и не такое) пару дней назад позвонила мадам из Германии, бывшая русская. 3 книжки ей надо проиллюстрировать….. но подвох в том, что она требует(в категорической форме, заметьте) чтобы мы отказались от авторства и все права, включая права на имя автора рисунков, отдали ей. То есть книжки выйдут под её фамилией, как автора текста и рисунков. Зашибись! ….. трубку телефонную они не положили после переговоров плотно и дальше ещё минут пять я слушала их внутренние семейные переговоры и возмущения в ответ на мои условия сотрудничества с ними и отказ от их заманчивого предложения)))
Добрый день, насколько мне известно, исключительное право — это право использовать произведение. Передавая заказчику это самое исключительное право, вы лишь лишаетесь возможности перепродать эту иллюстрацию еще кому-то, или выпустить, к примеру, свою какую-то продукцию с ней.
Авторское же право не является отчуждаемым и исключительным, и оно остается при вас.
Так что вполне нормальный, по-моему, договор. Другое дело, что в таких договорах (о передачи исключительных прав) обычно не оговаривается сумма неустойки в случае нарушения Автором договора, а лишь пишется об ответственности за это, устанавливаемой в судебном порядке. Ну, это нормально, что за нарушение договора возлагается ответственность.
если рисунки закончены — требуйте за них оплату (если они ему не нужны-то хотя бы часть суммы, за работу, время и т. д.), и начинайте новые рисунки, включив счетчик с нуля.
Бывают такие моменты в работе, когда начинаются тёрки, хотя до этого все было нормально. Не стоит огорчаться — просто сделайте выводы и оговорите условия исходя из опыта работы. У него тоже сроки поджимают, это его риск: искать нового исполнителя и т. п. Заказчиков надо строить. :)
Не работайте больше с этим заказчиком. Посылать точно не надо — только себе репутацию портить, земля круглая. Просто вежливо откажите в дальнейшем сотрудничестве.
Напишите, что-нибудь вроде: в последнее время работа затягивается, становится не выгодной, общего понимания задачи не чувствуется, возможно другой иллюстратор будет более точно подходить под ваши требования. И порекомендуйте кого-нибудь (заранее спросив разрешения у этого кого-нибудь).
Мы — не рабы каждого, кто прислал задание. В том и преимущества фриланса, что можно выбирать проекты и заказчиков по душе.
спасибо Нина) Хорошая формулировка, запишу себе на будущее))
Есть еще такой фактор, что работаем с февраля и уже сильно чувствуется, что заказчик хочет работы в принципиально разных стилях и чтобы это делала я одна. Но фигачить, а разных стилях я не хочу и не могу, руку то свою не отрежешь. А еще художников найти видимо гемор, не со всеми сработаешься, не каждый сроки и качество гарантирует, не каждый сможет придумать сюжет чтобы всем понравилось и т. п. Я как бы устраиваю, но стиль мой надоел видимо (не думала что у меня он есть)) и все больше заданий таких типа «нарисуй голову как на этой картинке, туловище как на этой» и т. п., что мне уже естественно совсем не нравится.
случалось такое. этапы и пример проработки утверждали, финал не понравился.
признали общей творческой неудачей, но заказ оплатили.
рекомендую требовать хотя бы частичной оплаты,
а для себя анализировать, в чем проблема картинок
если заказчик был постоянный, он знал чего ожидать и не получил этого.
его минус неправильное ведение процесса, ваш — ищите сами, он должен быть обязательно
Тут дело в том что посреднику все нравилось, но не понравилось самому заказчику. Ну типа уже много всего в одном стиле сделано, «надо сделать вот как на этой картинке, а вот тут сделать как на этой» и т. п.Все-таки у меня есть определенная манера, в которой я рисую девочек, мальчиков, бабушек, дедушек и т. д. Они все разные, но как бы все из одного мультика что ли, то есть стиль один)) Я так понимаю что все-таки им нужны разнообразные стили, которые я обеспечить не могу, нужны еще художники с разными стилями, но почему их не ищут, то ли лень, то ли что…. дают мне картинки выдернутые с инета мол сделай вот так
Понятно все ситуации не просчитать, но предоплата — это святое, у меня была ситуация, когда получала первые заказы, не обговорила не количество переделок не о том, что предоплата остается у меня. заказчик попался из разряда «неадекват " , пуговички считал на рубашке и расстояние между ними мерил линейкой по экрану, когда я сделала 11 переделку, поняла, что свет в конце туннели еще не скоро увижу, я просто вернула предоплату, а дальше слушала вопли заказчика о моем неадеквате, но нервы дороже, иногда лучше отступить и потерять.
Три месяца назад работала плотно с одной фирмой, делала им по 4–5 иллюстрации для журнала в месяц, принимали на «Ура!» стала не успевать, и меня попросили посоветовать иллюстратора работающего в схожей манере, я посоветовала, начались конфликты, ту кого я посоветовала, ни как не могла попасть со стилистикой, а затем, что она наговорила заказчику я не знаю, но готовую работу они сначала приняли, но через неделю, написали письмо, что я плагиатор, что я не рисую, а обрабатываю фильтрами фотографии и спасибо другому иллюстратору, что та открыла им глаза, денег за 4 е иллюстрации не заплатили. Вот бывает и так. да эта художница обитает на этом сайте, хочу передать ей большой привет! И напомнить, все, что ты сделал в жизни мерзкое и гадкое возвращается к хозяину преумноженное.)))
Обалдеть, обгадить художника, который тебя еще и порекомендовал заказчикам…. чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки)))
У этой балды видимо в голове не укладывалось, что можно рисовать так как Вы без фоток и фильтров)) зависть, зависть.)
Татьяна, а почему Вы не озвучите имя-фамилию этой дамы? Чтобы ресурс знал своих героев.
Подскажите и мне, пожалуйста. Если я выполнила первую пробную ил-цию и оказывается, что не сошлась с заказчиком в видении материала, и он готов оплатить потраченное мной время, то я должна отдать ему права на использование картинки и уже не смогу использовать её в другом проекте? (а сказка известная) Договора нет — так, по доброте душевной и доверчивости.
ну тут все честно, либо картинка ваша либо заказчика.
с одной стороны она ему вряд ли пригодится, хотя будет у него,
с другой стороны в первую иллюстрацию вкладывается больше чем в остальные, если есть хоть какая-нибудь идея кому предложить проект — не отдавайте
Эти слова я слизал с одного сайта, названия не помню: "Если со стороны клиента решение принимает не один человек, цена должна увеличиваться пропорционально количеству имеющих мнение."
Прекрасная мысль!
У меня тоже была похожая ситуация. Заказали две книги в издательстве «Дрофа», - одна о животных северных морей, другая (этого же автора и этой же серии), о животных жарких стран.
Сразу скажу, что аванса я никогда не беру, - неловко себя чувствовал бы, взяв деньги за ещё не выполненную работу. Далее работал поэтапно; сначала предоставил худреду макет с подробными иллюстрациями. Утвердил. Учтя замечания и пожелания, сделал оригиналы. Принёс, получил ещё некоторые пожелания. Всё доделал, принёс, получил одобрение, заключил договор на первую книгу. В ожидании гонорара за первую, приступил к работе над второй. Сделал макет, подробные карандашные эскизы, утвердил их, начал работу в цвете. Когда была уже готова половина второй книги, звонит худред и печальным голосом говорит,что, к сожалению, издательство не сможет мне выплатить денги за первую книгу, а вторую делать не надо.
Оказалось, что худред работал со мной не советуясь с директором, а у того было совсем другое представление о том какие должны были быть эти книжки, - он их представлял в мультяшном стиле… В общем - вышло два с половиной месяца работы коту под хвост.
Конечно, зарёкся когда-нибудь с таким парашным издательством дела иметь. Да и вообще эта история надолго отбила у меня всякую охоту заниматься иллюстрациями. Засел за картины - и дохода больше, и разочарований меньше.
ужас какой Сергей. Спасибо что рассказали, с такими нужно быть готовым ко всему
Да, печальная ситуация, но не смертельная;)
В общем-то, стоит прикинуть изначально - насколько дорого это издательство для Вас лично. Хороши ли условия, расценки, интересны ли темы и вообще -личные отношения.
Если оно - так себе - платит средненько и отношения с ними некрепкие - может и стоит послать подальше. Это принесёт некоторое моральное удовлетворение, да и, возможно, поднимет Ваш авторитет на пару пунктов.
Но, ежели с издательством связывают давние отношения, да и условия нормальные, думаю ссорится не стоит. У меня бывали случаи, когда работа была принята худ-редом, но руководство или отдел сбыта, ни с того ни с сего, вставали на дыбы и просили переделать. Бывало, что за дело - сам понимал, что схалтурил, увлёкся эксперементом или что ещё - переделывал. А случалось, что рубили картинки по которым я никак не мог даже представить, что будут вопросы. Ну вот, например эта: http://www.illustrators.ru/illustrations/448753
Мне до сих пор жаль, что работа легла в неизданное. Это кроме того, что она так и осталась неоплачена. Итог - слепил другую картинку, но те 4-5 дней, что были потрачены - ушли вхолостую. Обижаться? Да нет! Зачем?
Отличная иллюстрация) жалко конечно
.
Похоже, отношения лояльности существуют только с вашей стороны, Юлия.
Если с вами работает и постоянно - значит вы нужны. Поставьте свои условия.
Ему так же нужны эти картинки как и вам. На поиск нового исполнителя уйдёт время,
заказчик увидит что посредник лажает. Посреднику поэтому проще вобще смести
вопрос о компенсации с горизонта, игнорируя ваши вопросы и тыча в нос картинками
с желаемым стилем. А если иллюстратор робок и только и делает что переживает по поводу 6 "А что же не так ?!" - посредник получит переделки бесплатно и положит в карман ваши деньги за свою ошибку в области менеджмента.
И берите предоплату, пожалуйста.
P.S. А работы можно пристроить на сток или предложить другому изд-ву.
Спасибо Дарья. Так и есть по ходу. Чем больше понимания проявляю тем без ответственнее заказчик себя ведет. И это за многими моими закачиками наблюдаю, вначале вроде все по деловому, а потом начинается: то молния в кабель ударила, то мама заболела, то заказчик уехал на необитаемый остров где не было интернета....а я всю дорогу во всё это верю..и жду когда заплатят))
Надо уже сломить в себе эту пусю и вернуться к деловому подходу. Спасибо, мозги вправили.
чем дольше живу, тем больше убеждаюсь - сколько ценного опыта не накопИ (как своего, так и чужого), сколько хитроумных предосторожностей не предпринимай, но жизнь - штука живописная и периодически - в самый неожиданный момент - всё равно отвешивает размАшистый пЕндель... и именно в этот момент - как не вертись - а в точке драматического события оказывается моя родная и чрезвычАйно блИзкая моему сердцу - задница...
:)
)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Станислав, как я вас люблю)))) спасибо что зашли)
Вот вспомнила у подруги дизайнера есть заказчик из Ирландии. Платит раз в 10 больше чем у нас за аналогичную работу. И как то раз рисовала она плакат для него, но че то никак угадать не могла что ему надо, все было не то... в итоге после 3й неудачной правки он перевел ей полную оплату за эту работу и извинился, что это ОН НЕ СМОГ ПРАВИЛЬНО ЕЙ ЗАДАЧУ ПОСТАВИТЬ)))) Мол поэтому она не смогла нарисовать то что надо, его косяк как бы. Прямо мечта а не заказчик)) И она мне еще ныла как ей надоели эти заказчики со своими требованиями и правками)))) Я говорю ты с нашими давно не работала видимо))
Ой, Юлия, да у них ВСЁ по-другому... :-)) Из всей поездки по Англии (которая была чудесной и безпроблемной :-), ток дорога туда и обратно....о_о... :-))) больше всего поразило, что Стивену с большими извинениями ВЕРНУЛИ деньги за наш проезд в поезде только за то, что он (поезд :-) опоздал на сколько-то там, не помню... И Стивен не успел мне обеспечить планируемый цикл экскурсии.........
Юля, добрый день!)))
В комментах я прочла немало дельных советов, но, тем не менее, не удержесь, чтобы не высказать свое мнение.
Если заказчик ведет себя по-хамски и попросту кидает, а он поступил с Вами именно так,
то есть выбор:
- продолжить с ним работать в его стиле, после чего он окончательно потеряет к Вам уважение, поймет, что Ваше время ничего не стоит и Вас легко можно использовать так, как ему это заблагорассудится, что неизбежно закончится конфликтом и окончательным разрывом отношений;
- или не работать с ним.
Упаси Боже, продолжать терять своё время на переговоры, искать для него (подставлять) другого художника (ещё чего не хватало) ....
Просто изложите свои претензии и если он готов будет компенсировать Ваше время, потраченное впустую, можно будет заключить новый договор.
Так, по крайней мере, Вы сумеете сохранить уважение к себе и время для поиска новых интересных заказов ;))
Спасибо Лиза) Даже добавить нечего. Видимо время пришло выяснить все с этим заказчиком, т.к. и отношение такое надоело и работа однотипная поднадоела, так что если распрощаемся, ломки у меня не будет))
Юля, иногда такое действительно бывает. Ну, это рабочий процесс, и все зависит от конкретной ситуации и даже конкретного клиента. От ваших взаимоотношений с ним, даже.
Я так понял, что незадача произошла из-за того, что есть головной офис, которому показали уже готовый вариант, а промежуточные ваш непосредственный клиент предпочел не согласовывать с головной фирмой.
Какое тут может быть решение? Думаю, что "посредник" вряд ли станет оплачивать рисунки из своего кармана или даже бюджетных средств (ну даже в бухгалтерии что будет значиться? То, что дважды произведена оплата за один и тот же заказ? Что ему начальство скажет?).
Поэтому для переделываемых картинок и впредь стоит назначить более высокую стоимость. Ну, думаю, как-то так.